Автор: Зайцева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа "Марьино" им. маршала авиации А.Е. Голованова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: "Приключения в Школе Волшебников"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «Приключения в Школе Волшебников»
Цели:
закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»;
создать
радостное
эмоциональное
настроение
от
совместной командной
деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Задачи:
Обучающие:
1.
-
Закрепить умение детей проводить
звуковой анализ слов, дифференцируя
звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные
твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие).
2.
Совершенствовать
фонематический
слух:
учить
выделять
звук
в
слове,
определять его место в слове.
3.
Продолжать формировать умение составлять предложения на заданную тему,
опираясь
на
схемы;
уточнить
знания
о
знаках
препинания
в
конце
предложения;
4.
Закреплять навык деления слов на слоги, определять количество слогов в
слове;
Развивающие:
1.
Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
2.
Развивать внимание и сообразительность, логическое мышление и память.
3.
Формировать
умение
логически
мыслить,
выполнять
умозаключения,
опираясь на приобретенные знания и опыт; формировать умение понимать
учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
4.
Закреплять
умение
детей
содержательно,
грамотно,
связно
и
последовательно излагать свои мысли, уважительное относиться к ответам
сверстников;
Воспитывающие:
1.
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
2.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3.
Формировать чувство товарищества.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):
Наглядный материал: картинка солнышко, схема предложения, знаки – точка, ?,!,
конверт с письмом, лучики-галстуки, мяч, картинки -
Кукла, машина, лук, дом,
лиса, телефон, волшебные палочки.
Раздаточный материал: конверты с заданиями:
цветные квадратики (красные, синие, зеленые);
цветные карандаши
карточки с цифрами 1,2,3;
Ход НОД:
Дети заходят музыку П.И. Чайковского
Воспитатель загадывает загадку: Кто лениться не привык, тот хороший …
Воспитатель: А вы, ребята, хотите стать учениками? -А для чего?
-Осенью вы пойдете в настоящую школу, а сегодня я приглашаю вас в сказочную
школу Волшебников, где пройдет наше путешествие. Хотите?
-У каждой школы есть своя эмблема, чтобы узнать, что изображено на эмблеме
ШВ, отгадайте загадку:
золотое яблочко по небу катается,
всем-всем улыбается,
а улыбки-то лучи
очень-очень горячи.
-Правильно. Эмблема ШВ – солнышко (показываю). А какое оно, солнышко?
(Подбор синонимов)
-Молодцы! А лучики солнышка, которые оно вам подарило, помогут нам в
путешествии по ШВ.
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок растет в ШВ. А к
нему приколото письмо. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг
оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро
вы
идете
в
школу,
поэтому
должны
много
знать
и
уметь.
Я
лучики
помогут
справится с заданиями. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова из ШВ)
Воспитатель. Вот так сюрприз. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да).
Итак, конверт под цифрой 1. Давайте посмотрим. (Открываем конверт)
Воспитатель:
«Кто внимательный».
Цель - нужно правильно показать схематический образ звука.
Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки? (Гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными и почему?
(
Гласные звуки мы поём, воздух
проходит свободно, не встречая преград).
- Какие звуки называются согласными и почему?
(
Согласные звукам не поются,
мешают зубы, губы и язык).
- Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову
гласный звук, какую карточку вы покажите?
(
Красную).
Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажите?
(
Синюю).
- Если вы показали зелёную карточку, то какой я назвала звук?
(
Мягкий согласный
звук).
А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Р^, Л ^.
Отрываем конверт под цифрой 2 и читаем следующее задание.
1.
«Отгадай загадку и составь звуковой домик для слова - отгадки».
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
По доске порхает,
След оставляет,
Тряпкой махнёшь,
Ничего не найдёшь! (Мел)
картинки – отгадки: ЛУК и МЕЛ
Ребята посмотрите, какие у вас картинки на столах.
(
Лук, Мел)
- Мальчики составят схему слова лук, а девочки к слову мел.
- Давайте проверим, правильно ли вы составили схему своих слов?
(Выполнение задания).
Дети выполняют и выкладывают перед собой звуковой домик для слова ЛУК и
МЕЛ. (Можно двоим у доски)
Воспитатель. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.
Физкультминутка (Ребята а сейчас мы немного отдохнём).
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
Приступаем к следующему заданию под цифрой 3.
А там задание такое: «Составьте предложения ».
На доске схема предложения.
Посмотрите, ребята и скажите, что здесь изображено?
(схема предложения)
Давайте с вами вспомним, что такое предложение? (Это 2.3,4 и более слов дружат
между собой)
А что может стоят в конце предложения? (Точка, восклицательный знак,
вопросительный знак)
- Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Наступила весна.
2. Прилетели перелетные птицы.
А теперь отгадайте загадку:
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький…
(Подснежник)
И теперь давайте попробуем придумать предложения со словом подснежник
Воспитатель. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.
Отрываем следующий конверт с цифрой 4. Слушайте задание.
«Игра с мячом»: «Где прячется звук ?»
Дети в кругу.
Воспитатель: бросает мяч и просит назвать ребенка слово с определенным звуком
и спрашивает, где он находится и какой он.
- Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Отрываем следующий конверт под цифрой 5 . А там вот такое задание.
«Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель.
-
Ребята, у вас на столах лежат таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас я
будут показывать вам картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько
слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2
слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? (да).
Начали.
На доске картинки -
Кукла, машина, лиса, телефон.
Дети определяют количество слогов в данных словах.
(Сколько слогов в слове «Кукла»?(2). А как еще мы сможем проверить? (при
помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что,
сколько в слове гласных, столько и слогов).
Воспитатель. Молодцы. Все верно.
Воспитатель. Вот и закончились путешествие в Школе Волшебников и пора
возвращаться в нашу группу. А помогут нам вернутся наши лучики.
(Воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас верните!)
- Вам понравилось путешествие в ШВ? -Что запомнилось? -Почему? А что для вас
оказалось самым трудным?
А мне ребята очень понравилось, как вы себя вели во время путешествия, как вы
уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями Мудрой Совы! Я вами
горжусь!
А на прощание встаньте в круг (музыка). Протяните руки вперед и соедините их
в центре круга. Закройте глаза, тихо постойте и почувствуйте себя теплым
солнечным лучиком, а теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый
может стать волшебником. И не на минуту, а на всю жизнь, если дела его будут
весёлыми, добрыми, солнечными.
Посмотрите, ваши лучики превратились в волшебные палочки! Возьмите их себе
на память.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА «МАРЬИНО»
ДЕТСКИЙ САД «Гармония»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по обучению грамоте
на тему: Путешествие в школу волшебников»
для детей подготовительной группы
Подготовила и провела
Воспитатель: Рудковская Е.В.
Москва, 2019г.