Автор: Евгения Андреевна Дель
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Мироновская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская обл, Баганский р-н, село Мироновка
Наименование материала: "Горы монотипия" пейзаж
Тема: Мастер-класс по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности школьников
Раздел: начальное образование
Горы - монотипия. Мастер-класс по рисованию пейзажа
для детей 8-9 лет
Мастер-класс по использованию нетрадиционных техник в
изобразительной деятельности школьников " Горный пей-
заж"
Автор: Дель Евгения Андреевна, Учитель начальных классов, Муници-
пальное казенное образовательное учреждение Мироновская средняя об-
щеобразовательная школа
Описание: работу можно выполнить с детьми 8-9 лет. Материал может
быть полезен родителям, воспитателям дошкольных учреждений. Дли-
тельность мастер - класса 60 минут.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и
детских творческих выставок.
Цель: знакомство детей с разновидностью пейзажного жанра "Горный
пейзаж".
Задачи:
-учить детей рисовать пейзаж горных массивов используя разные изобра-
зительные техники: работа в технике гуашь, монотипия, пальчиковая па-
литра;
-совершенствовать навыки построения композиции, умение планировать
этапы работы в парах
-расширять кругозор детей посредством знакомства с богатством и раз-
нообразием природы родной страны.
1.
Добрый день ребята. День добрый уважаемые гости, мне и ребятам
приятно видить Вас у нас в гостях на нашем мастер- классе по рисова-
нию .И для начала предлагаю поиграть в игру дрозд.
Игра дрозд
Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по чис-
ленности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр,
образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят:
" Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки и у тебя щёч-
ки . Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга".
При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на
себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу
соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена.
Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра
продолжается.
Игра подарок
Ребятам раздаются подарочные пакетики, (в которых лежат валик,
кисть широкая, пластиковая карточка, бутылка пластмассовая 0,5л или
0,33л). Гуашь, листы пластиковые для валика и вода уже приготовлены и
стоят на партах у ребят. Ребята дарят друг другу поочерёдно и при этом
произносят, за что дарят. После чего ребята смотрят, что в подарочных
пакетиках .
- Что это у вас, спрашивает учитель? (валик, кисть, бутылка, карта)
- Что ими делают в быту? (красят)
- Что красят? (стены, потолки, забор)
-А вам это зачем сейчас на мастер - классе? (наверное, будем рисовать)
Да, вы правы. Прошу вас займите свои парты и достаньте все содержи-
мое из пакетиков.
2.
Представьте на минутку, что вы с родителями поехали в новый
дом, где родители делают ремонт. В этом доме нет ни мебели, ни ваших
школьных принадлежностей, а вам скучно, нечем заняться и очень хо-
чется рисовать. Вы смотрите в окно и видите горный пейзаж. И вы бере-
тесь рисовать горный пейзаж этими инструментами на обоях (на партах
вместо обоев ватман, приклеенный на двусторонний скотч)
3.
Я вам предлагаю нарисовать горный пейзаж.
- Кто знает, что такое пейзаж? (в переводе с французского слово "пей-
заж" (paysage) означает "природа).
Пейзаж обычно изображает откры-
тое пространство. Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи.
Горный пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором
основной предмет изображения - виды гор, горные вершины, горные
склоны. Картины с горным пейзажем, пожалуй, самые романтичные в
этом жанре пейзажа. Горная романтика привлекает многих людей. Неко-
торые из них заболевают горами на всю жизнь.\
В России более 2000 горных вершин, 54 вершины имеют высоту более
4000 м. Самая высокая точка России — гора Эльбрус в составе Кавказа
(5642 м).
Для работы понадобятся материалы:
-лист бумаги А3
-гуашь
-кисти
-тряпочка
-пластиковые карточки (старые пластиковые (мягкие) доски для лепки
пластилином, их нарезаем на небольшие карточки, которые послужат
инструментом для рисования)
Ход мастер-класса:
Этапы:
1. Рисуем небо. Для этого создаём голубую полосу сверху и белую снизу,
рисуем валиком. Затем, пока краска мокрая, делаем плавный переход от
голубого к белому. Вы можете добавлять голубого и белого цвета, если
нужно.
2. Рисуем извилистую бледно-голубую полосу у линии горизонта. Так
мы обозначили дальние горы.
Ниже нарисуем холмы, которые расположены ближе. Для этого добавим
в бледно-голубую краску немного зелёного и чуть-чуть белого. Цвет дол-
жен получиться темнее и ярче.
Ниже рисуем холмы зелёным, белым и серым цветами. Детали прори-
суем более тёмным цветом.
Далее изобразим холм, который на переднем плане. Здесь уже видна тра-
ва, которую мы рисуем короткими мазками. Местами добавляем теней,
подмешивая чёрную гуашь.
4.
Рисуем горы широкими мазками. Цвет вверху будет слегка тем-
нее, чем небо, а ближе к горизонту переходить в белый. Может показать-
ся, что горы парят в воздухе.
Простыми, уверенными движениями рисуем формы гор, мазками сверху
вниз наискосок, нанося краску довольно жирно, что бы был не просто
слой на изображении, а даже присутствовала фактура. Появляется неко-
торый объем, сохнуть гуашь будет дольше. Наложим на палитру густую
белую гуашь и возьмём немного на край мастихина или карточки. Далее
проведём линию, соскребём всё лишнее и процарапаем острым краем
различные кривые полоски, пока краска не высохла. Так мы изобразили
разломы и трещины гор.
Смешаем тёмно-зелёный и чуть фиолетово - синего цвета почти без бе-
лил и нарисуем контрастно по отношению к фоновым цветам – 2 ели
( слева) - крупной плоской кистью тыкая в лист небрежно.
5. Нарисуем дерево на переднем плане справа: ствол закрасим охрой,
с одной стороны тонкой кисточкой нанесём белую гуашь, а с другой —
тёмно-коричневую; короткими мазками изобразим ветви. По желанию вы
можете добавить цветы пластиковой бутылкой (розовый цвет, затем бе-
лый и сиреневый цвет). Всё зависит от вашей фантазии и способностей.
Ниже под деревом можно изобразить цветы с листочками.
В работе с детьми я всегда предоставляю право выбора, основываясь на
общей задаче создать свою собственную композицию, своё собственное
виденье мира. Вот, что у нас получилось.
Творческих вам успехов