Автор: Гаврилова Александра Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ №246
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Воспитатель - главный помощник музыкального руководителя"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учрежде-
ние «Детский сад №246 Пчелка»
Консультация для воспитателей на
тему: «Воспитатель – главный помощ-
ник музыкального руководителя»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Гаврилова А.С.
Ярославль
«Воспитатель — главный помощник музыкального руководителя»
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельно-
стью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эсте-
тический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных
за развитие и воспитание ребенка.
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нрав-
ственном,
эстетическом
и
физическом воспитании.
Начинаем
работать
с
детьми в возрасте от полутора лет, и провожаем их в школу. На этом этапе
пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последова-
тельно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей
петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.
В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут
голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над
дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце
свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и прово-
жать после танца. Танцевать - это очень полезно для здоровья, у ребенка раз-
вивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверен-
но в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке,
расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей выра-
батывается усидчивость, внимание,- это уже подготовка к школе и дальней-
шей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помога-
ем развивать их в дальнейшем. На праздничных утренниках и вечерах развле-
чений мы показываем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно
владеть своим голосом, дыханием. И с раннего возраста закладывается осно-
ва для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем лег-
ких, это является профилактикой респираторных заболеваний.
Музыкально – ритмические движения, игры, театрализованные спек-
такли заставляют детей переживать выраженное в музыке, а это в свою оче-
редь, влияет на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих
движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем,
жизнерадостность.
Воспитатель отвечает за осуществление музыкального воспитания де-
тей своей группы. Он должен согласовывать свою работу в этом плане с му-
зыкальным руководителем.
Воспитатель должен активно участвовать в процессе общения детей
на музыкальном
занятии.
В
младшей
группе воспитатель поет
вместе
с
детьми. В средней и старшей группе – помогает разучивать песни и вместе
с музыкальным руководителем оценивает выученные правила, произведения.
В младших группах обучение музыкально
- ритмическим движени-
ям воспитатель участвует во всех видах музыкальной деятельности: движени-
ях, активизируя малышей.
В средней, старшей и подготовительной группе, при обучении музы-
кальным ритмичным движениям, воспитатель действует по мере необходимо-
сти, показывает отдельные движения, напоминает построение и дает детям
отдельные указания в темпе, игре.
Воспитатель
направляет
самостоятельную музыкальную
деятельность
детей,
то
есть включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, использует мате-
риал, выученный с музыкальным руководителем.
Воспитатель должен присутствовать на музыкальных занятиях, а так-
же
на
занятиях
с музыкальным
руководителем.
После
занятия воспита-
тель должен
учитывать
успехи,
достижения
ребят,
подбирает музыку для
утренней гимнастики и т. д.
Воспитатель вместе с музыкальным руководителем должен составлять
план совместной работы.
Воспитатель участвует в отборе музыкального материала, используя
его на утренней гимнастике, изобразительной деятельности, работе по разви-
тию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Воспитатель должен систематически работать над собственным ис-
полнительством пение, музыкально-ритмические движения, конспектировать
методическую литературу,
должен творчески работать над сценариями праздников, вечеров раз-
влечения.
Но следует помнить, что всё преподносится детям в игровой форме.
Мы используем наглядный материал, иллюстрации, игрушки.
Как правило, дети испытывают большую потребность в игрушках.
С помощью
игрушечных
музыкальных
инструментов
музыка проникает
в
быт семьи. Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Взрослый
исполняет знакомые для детей музыкальные произведения, а дети слушают.
Мы стараемся выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скач-
ков. Играем вначале в медленном темпе, чтобы ребёнок мог проследить за на-
шим исполнением. Затем ребёнок присоединится к нам и только потом – по-
пытаемся исполнить мелодию самостоятельно.
Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразитель-
ность музыки, наслаждаются ею, понимают
красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музы-
кальных способностей ребёнка – развивать музыкальную память, чувство
ритма, музыкальный слух, не только на музыкальных занятиях, но и с помо-
щью музицирования. Всё это доступно детям, если правильно научить их.
Воспитатель - главный помощник музыкального руководителя в об-
разовательной деятельности ДОУ. Воспитатель и музыкальный руководитель
должны помогать и дополнять друг друга, работать слаженно. Только при
правильной постановке работы можно добиться высоких результатов.
Консультация для воспитателей
«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музы-
кальной деятельности»
Музыкальный руководитель:
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек
становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». Тер-
мин «коммуникация» по мнению, определяется, как «смысловой и идеально-
содержательный аспект социального взаимодействия».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении лич-
ности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дет-
ства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элемен-
ты интеракции, возникновение потребности ребенка в общении со сверстни-
ками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведе-
ние законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения.
Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум,
вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответству-
ющие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с
окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для
перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и на-
выкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно - по-
требностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано уме-
ние строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адап-
тироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки
общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитан-
ника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его об-
щения и совместимость с другими людьми.
Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача создания
условий, способствующих организации эмоционально благоприятной атмо-
сферы в группе и формированию у детей чувства уверенности в своих силах.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах
деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной и т.
д. Безусловно, музыкальная деятельность дает возможность эффективно раз-
вивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошколь-
ного детства.
Музыка – искусство, обращенное к душе человека, что дает возмож-
ность эффективно использовать ее в коммуникативном развитии детей. При
работе над формирование культуры общения у дошкольников можно успеш-
но использовать способность музыки вызывать у ребенка необходимые эмо-
циональные состояния.
В работе на музыкальных занятиях для развития коммуникативных
умений и навыков были использованы следующие формы работы: коммуни-
кативные круговые танцы, игры-приветствия, коммуникативные и контакт-
ные игры, народные хороводные игры.
В разделе «Пение» использованы методические приемы, развивающие
умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение.
При слушании музыки обращалось внимание детей на культуры слу-
шания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по оконча-
нии звучания).
Игра
в
оркестре помогала детям
научиться
исполнять музыкальное-
произведение слаженно, не выделяясь из общего звучания.
В
разделе «Музыкально-ритмические
движения» делался
акцент
на
привитие навыков культуры поведения: мальчикам – умения пригласить де-
вочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – умение
принять приглашение или отказать, не обидев партнера.
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема:
«Роль музыкально – дидактических игр в организации самостоятель-
ной деятельности детей».
Цель:
Разъяснить
роль воспитателя в
организации
самостоятельной
деятельности
детей;
познакомить
с
рядом музыкально
–
дидактических
игр. Составила: музыкальный руководитель Вишневецкая Татьяна Васильев-
на.
Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию
умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактив-
ных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила,
точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Результативность
обучения игре создаётся тогда, когда воспитатель сам активно участвует в
этой игре, становится её полноправным участником.
Музыкально – дидактическим играм предшествуют занятия, на кото-
рых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий
в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым,
но прямое подражание свойственно всё же играм младших дошкольников.
Поэтому воспитатель при
проведении
игры
обращает
внимание,
чтобы
ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу,
выдумку, элементы творчества.
Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по численно-
сти составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми
детьми одновременно можно провести игры «В лесу, «Кошки и мышки», «Ко-
лобок», «Знакомые
песни».
С
подгруппой
– «Где
мои
детки?», «Ко-
лобок», «Кто в домике живёт?». При объединении детей следует учитывать
особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отка-
зывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откли-
кается
на
предложение
организовать
игру
только
для
двоих.
(Напри-
мер, «Матрёшки».)
Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных угол-
ках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Органи-
зуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь му-
зыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические воз-
можности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляют-
ся черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит
за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например,
дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок
постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям – ввести
очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и
том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в
игре подчиняются общим правилам. 2 Организуя музыкальные игры, необхо-
димо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает,
что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросо-
вестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять де-
тям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимо-
сти только разрешить конфликтные ситуации. В игре возникают определён-
ные формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо
организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это
и понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком инстру-
менте будет играть, ещё вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом,
у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей
возникает обмен игровым опытом. Если работу вести систематически и по-
следовательно, то к старшему возрасту все дети смогут играть на разных
инструментах, ансамблем. Они лучше проявляют себя в играх в часы досуга,
становятся всё более активными на музыкальных занятиях.
«Кошки и мышки»
Игровой материал: шапочки кошек и мышек, два плоскостных домика
разного цвета, металлофон.
Ход игры: В разных мечтах комнаты стоят два домика. Один для ко-
шек, другой – для мышек. В каждом из домиков живут мамы и их дети.
Педагог говорит: - Мамы – мышки и мышата живут в синем домике.
Мамы – кошки и котята живут в жёлтом домике. Ночью спят, а днём любят
гулять. Но мышки ужасно боятся кошек и поэтому, когда выходят гулять, то
двигаются тихо – тихо. И звуки, зовущие мышек гулять, будут тихие. Вот та-
кие (играет). А кошки никого не боятся. И их зовут гулять громкие звуки.
Вот такие (играет). Внимательно слушайте звуки. Если они будут громкими,
пойдут гулять кошки, если тихими – мышки. Мамы – мышки, мышатам помо-
гайте, далеко от себя не отпускайте, как – только музыку кошек услышите,
присядьте, мышонка лапкой прикройте, чтобы кошки вас не увидели и не
услышали. А кошки, когда музыка мышек звучать будет, на местах стойте на
мышек поглядывайте, но никого не трогайте. Я много раз буду играть то
громко, то тихо, то снова тихо и громко, а когда совсем перестану и ска-
жу: «Лови!» - мышки должны скорее от кошек в свой домик убежать!
«Колобок»
Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок. Несколько раз-
личных предметов, изображающих стог сена, бревно, пенёк, муравейник,
ёлку. (Всё это расставляется на игровом поле в любом порядке).
Ход игры: Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выби-
рают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играю-
щих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут
водящего. Укатился Колобок, Колобок – румяный бок, Как же нам его найти,
к Деду с Бабкой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи и по пе-
сенке весёлой Колобок отыщи! Все поют любимую знакомую песенку. Водя-
щий берёт молоточек и водит им по дорожкам на игровом поле от фигурки к
фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спря-
тан Колобок, то дети поют тихо, а если близко – громко. Игра проводится с
подгруппой детей в свободное от занятий время.
«В лесу»
Игровой материал: 2-3 плоскостных деревца, пенёк, куколка, игрушки
зайчика, петушка, кошки, медведя и т. д.
Ход игры: Дети, посмотрите, какой красивый лес. Здесь берёзки, ёлоч-
ки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то
спрятался, наверное, какой-то зверёк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит.
Послушайте песенку и отгадайте! (Звучит а/запись, например, «Заинька» -
русская народная мелодия. Для проверки ответа ребёнку разрешается загля-
нуть за деревце, где находится игрушка зайчика.
Звучит следующая музыка, например П. И. Чайковский «Новая кук-
ла».
Дети отгадывают кто сидит за деревцем. Затем звучит песенка петуш-
ка, кошки, медведя. Дети отгадывают кто спрятался в лесу. Дети отгадывают
и отвечают музыкальному руководителю, игра закончена.