Автор: Шаповалова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/с № 428
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Использования метода проекта как средство развитие речи у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Использование метода проекта как средство развитие речи у детей
дошкольного возраста.
Воспитатель: Шаповалова Т. А
Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
Путь подражания - самый лёгкий;
Путь личного опыта - самый тяжёлый
путь.
Конфуций
.
Проблема нарушение
речи
остается
одной
из
актуальных
проблем
теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь
возникает
и
развивается
в
процессе
общения.
Общение
является
необходимым
условием
формирования
личности,
её
сознания
и
самосознания.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития
дошкольников,
объясняем
негативной
социокультурной
ситуацией
сложившейся
в
современном
обществе.
Чаще
приходится
сталкиваться
с
фактами
отставания,
задержек
и
нарушений
в
развитии
речи
детей
от
возрастных
нормативов,
нежели
с
их
опережением.
Все
чаще
у
детей
наблюдается
комплекс
социально-психологических
проблем:
повышенная
агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость
на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные
нравственные нормы.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий,
позволяет
развивать
творческое
мышление
и
познавательный
интерес
к
различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и
нравственные
качества
личности
дошкольника,
развивает
у
ребенка
определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная
деятельность
обладает
огромным
развивающим
потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских
интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности
ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для
развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений
о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том,
чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь
и
представления
об
окружающем
мире,
научить
видеть
в
нем
закономерности.
Как
сказал
Альберт
Эйнштейн
–
«Дети
сами
любят
искать,
сами
находить.
В
этом
их
сила.
Мы
часто
перегружаем
детей
книгами,
впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину
своих
собственных
мыслей
и
творчества.
Детям,
как
растениям,
нужно
гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая,
актуальность проблемы
развития
познавательно-
творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности
использую проектную деятельность, на основе которой была создана система
работы.
Использование
методов
проектов
в
образовательном
процессе,
способствуют
повышению
развития
у
детей
речевой
активности,
способствует формированию грамматической стройности речи.
Метод проектов является также уникальным средством обеспечения
сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых,
способом
реализации
личностно-ориентированного
подхода
к
образованию
с
интеграцией
в
различных образовательных областях.
Современное изучение проектной деятельности как формы развития
речи
дошкольников
представлено
в
работах
И.
Э.
Куликовской,
С.
И.
Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.
В
современной
педагогике
метод
проекта
используется
наряду
с
систематическим
предметным
обучением
как
компонент
системы
про-
дуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных
учреждениях
является
развитие
свободной
творческой
личности
ребенка,
которое
определяется
задачами
развития
и
задачами
исследовательской
деятельности детей.
Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут исполь-
зоваться разные варианты проектов. Метод проектов нашел свое отражение в
идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К.
Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические
основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий
активно
разрабатываются
в
научно-педагогической
литературе
(В.С.
Безруков,
В.П.
Беспалько,
В.И.
Загвязинский,
В.В.
Краевский,
М.М.
Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода
обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых,
таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.
Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод
проектов
можно
представить
как
способ
организации
педагогического
процесса,
основанного
на
взаимодействии
педагога,
воспитанника
и
его
родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак-
тическая деятельность по достижению поставленной цели.
По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как:
специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как
особого
вида
продукта;научно-практический
метод
изучен и я
и
преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);
форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;
управленческую процедуру.
Важнейшим направлением работы педагога в новых условиях с целью
развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза-
имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в
условиях
организации
детской
проектной
деятельности
при
реализации
единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с
начальной
школой»
.
Проект
дает
возможность
решать
множество
педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации,
научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование
(выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять
свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать
умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает
сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что
воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя
при этом индивидуальные способности и творчество.
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то,
что
познаёт
через
самостоятельную
деятельность,
что
требует
от
него
познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в
жизни. Нами на практике активно применяется метод проектов, как одно из
эффективных
средств
познавательно-речевого
развития
детей.
В
ходе
проектной
деятельности
дошкольники
проживают
различные
ситуации
успеха,
уверенности
в
своих
действиях,
которые
в
конечном
результате
являются стимулом личностного их развития.
Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях
М.М.
Алексеева,
В.И.
Яшина
справедливо
отмечают:
овладевая
речью,
ребёнок
овладевает
и
знаниями
о
предметах,
признаках,
действиях
и
отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не
только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это
значит
говорить
про
себя
или
вслух,
а
говорить
–
значит
думать.
Метод
проектов
-
одно
из
инновационных
направлений
в
современной
дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.
Дошкольное воспитание как первая ступень образования за последнее время
прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных
задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход
образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и
в о с п и т а н и я ,
а
т а к ж е
к
у п р а в л е н и ю
э т и м
п р о ц е с с о м .
Н.Е.
Веракса,
А.Н.
Веракса
считают,
что
одна
из
главных
задач,
которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с
тем,
чтобы
создать
проблемную
ситуацию
и
максимально
развернуть
пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают,
что
пространство
возможностей
может
расширяться
как
за
счет
высказываний
группы
детей,
так
и
за
счет
многообразия
вариантов,
предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть
следующей:
отслеживать
возникновение
проблемной
ситуации
и
возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном
поле,
следить,
чтобы
все
дети
«увидели»
пространство
возможностей
и
начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи .
Метод
проектов
актуален
и
очень
эффективен.
Он
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит
ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.
По
рекомендациям
педагогов-практиков
Л . С . К и с е л ё в о й ,
Т.А.Данилиной,
Т.С.Лагоде,
М.Б.Зуйковой
метод
проектов
можно
представить как способ организации педагогического процесса, основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанника,
способ
взаимодействия
с
окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению
поставленной цели.
Основной
целью
проектного
метода
в
дошкольных
учреждениях
является
развитие
свободной
творческой личности
ребенка, которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности
детей,
Как показывают результаты современных исследований (Ожиганова Г., 1999),
в процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но
и передают опыт сверстникам. Участвуя в педагогическом процессе наравне с
взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя
изобретательность и оригинальность. Творческое проектирование требует от
педагога
терпения,
любви
к
ребенку,
веры
в
его
возможности
на
пути
вхождения в мир взрослых.
Фундамент исследований психологических основ проектного обучения
заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П.
Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе
вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной
теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л.
Хотунцев и др.).
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять,
что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и
методы
исследовательского
обучения.
В
методическом
плане
важно
учитывать,
что
метод
проектов
предполагает
составление
четкого
плана
проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучае-
мой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с
планом.
Новосибирск 2020 г.