Напоминание

Использования метода проекта как средство развитие речи у детей дошкольного возраста.


Автор: Шаповалова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/с № 428
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Использования метода проекта как средство развитие речи у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода проекта как средство развитие речи у детей

дошкольного возраста.

Воспитатель: Шаповалова Т. А

Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления - самый благородный;

Путь подражания - самый лёгкий;

Путь личного опыта - самый тяжёлый

путь.

Конфуций

.

Проблема нарушение

речи

остается

одной

из

актуальных

проблем

теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь

возникает

и

развивается

в

процессе

общения.

Общение

является

необходимым

условием

формирования

личности,

её

сознания

и

самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития

дошкольников,

объясняем

негативной

социокультурной

ситуацией

сложившейся

в

современном

обществе.

Чаще

приходится

сталкиваться

с

фактами

отставания,

задержек

и

нарушений

в

развитии

речи

детей

от

возрастных

нормативов,

нежели

с

их

опережением.

Все

чаще

у

детей

наблюдается

комплекс

социально-психологических

проблем:

повышенная

агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость

на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные

нравственные нормы.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий,

позволяет

развивать

творческое

мышление

и

познавательный

интерес

к

различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и

нравственные

качества

личности

дошкольника,

развивает

у

ребенка

определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная

деятельность

обладает

огромным

развивающим

потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских

интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности

ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для

развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений

о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том,

чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь

и

представления

об

окружающем

мире,

научить

видеть

в

нем

закономерности.

Как

сказал

Альберт

Эйнштейн

«Дети

сами

любят

искать,

сами

находить.

В

этом

их

сила.

Мы

часто

перегружаем

детей

книгами,

впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину

своих

собственных

мыслей

и

творчества.

Детям,

как

растениям,

нужно

гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая,

актуальность проблемы

развития

познавательно-

творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности

использую проектную деятельность, на основе которой была создана система

работы.

Использование

методов

проектов

в

образовательном

процессе,

способствуют

повышению

развития

у

детей

речевой

активности,

способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения

сотрудничества,

сотворчества

детей

и

взрослых,

способом

реализации

личностно-ориентированного

подхода

к

образованию

с

интеграцией

в

различных образовательных областях.

Современное изучение проектной деятельности как формы развития

речи

дошкольников

представлено

в

работах

И.

Э.

Куликовской,

С.

И.

Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.

В

современной

педагогике

метод

проекта

используется

наряду

с

систематическим

предметным

обучением

как

компонент

системы

про-

дуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных

учреждениях

является

развитие

свободной

творческой

личности

ребенка,

которое

определяется

задачами

развития

и

задачами

исследовательской

деятельности детей.

Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут исполь-

зоваться разные варианты проектов. Метод проектов нашел свое отражение в

идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К.

Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические

основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий

активно

разрабатываются

в

научно-педагогической

литературе

(В.С.

Безруков,

В.П.

Беспалько,

В.И.

Загвязинский,

В.В.

Краевский,

М.М.

Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода

обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых,

таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод

проектов

можно

представить

как

способ

организации

педагогического

процесса,

основанного

на

взаимодействии

педагога,

воспитанника

и

его

родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак-

тическая деятельность по достижению поставленной цели.

По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как:

специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как

особого

вида

продукта;научно-практический

метод

изучен и я

и

преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

управленческую процедуру.

Важнейшим направлением работы педагога в новых условиях с целью

развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза-

имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в

условиях

организации

детской

проектной

деятельности

при

реализации

единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с

начальной

школой»

.

Проект

дает

возможность

решать

множество

педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации,

научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование

(выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять

свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать

умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает

сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что

воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя

при этом индивидуальные способности и творчество.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то,

что

познаёт

через

самостоятельную

деятельность,

что

требует

от

него

познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в

жизни. Нами на практике активно применяется метод проектов, как одно из

эффективных

средств

познавательно-речевого

развития

детей.

В

ходе

проектной

деятельности

дошкольники

проживают

различные

ситуации

успеха,

уверенности

в

своих

действиях,

которые

в

конечном

результате

являются стимулом личностного их развития.

Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях

М.М.

Алексеева,

В.И.

Яшина

справедливо

отмечают:

овладевая

речью,

ребёнок

овладевает

и

знаниями

о

предметах,

признаках,

действиях

и

отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не

только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это

значит

говорить

про

себя

или

вслух,

а

говорить

значит

думать.

Метод

проектов

-

одно

из

инновационных

направлений

в

современной

дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования за последнее время

прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных

задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход

образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и

в о с п и т а н и я ,

а

т а к ж е

к

у п р а в л е н и ю

э т и м

п р о ц е с с о м .

Н.Е.

Веракса,

А.Н.

Веракса

считают,

что

одна

из

главных

задач,

которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с

тем,

чтобы

создать

проблемную

ситуацию

и

максимально

развернуть

пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают,

что

пространство

возможностей

может

расширяться

как

за

счет

высказываний

группы

детей,

так

и

за

счет

многообразия

вариантов,

предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть

следующей:

отслеживать

возникновение

проблемной

ситуации

и

возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном

поле,

следить,

чтобы

все

дети

«увидели»

пространство

возможностей

и

начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи .

Метод

проектов

актуален

и

очень

эффективен.

Он

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит

ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

По

рекомендациям

педагогов-практиков

Л . С . К и с е л ё в о й ,

Т.А.Данилиной,

Т.С.Лагоде,

М.Б.Зуйковой

метод

проектов

можно

представить как способ организации педагогического процесса, основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанника,

способ

взаимодействия

с

окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению

поставленной цели.

Основной

целью

проектного

метода

в

дошкольных

учреждениях

является

развитие

свободной

творческой личности

ребенка, которое

определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности

детей,

Как показывают результаты современных исследований (Ожиганова Г., 1999),

в процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но

и передают опыт сверстникам. Участвуя в педагогическом процессе наравне с

взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя

изобретательность и оригинальность. Творческое проектирование требует от

педагога

терпения,

любви

к

ребенку,

веры

в

его

возможности

на

пути

вхождения в мир взрослых.

Фундамент исследований психологических основ проектного обучения

заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П.

Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе

вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной

теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л.

Хотунцев и др.).

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять,

что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и

методы

исследовательского

обучения.

В

методическом

плане

важно

учитывать,

что

метод

проектов

предполагает

составление

четкого

плана

проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучае-

мой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с

планом.

Новосибирск 2020 г.



В раздел образования