Напоминание

"Современные технологии на уроках математики"


Автор: Юровских Галина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Школа с.Белоярск
Населённый пункт: с.Белоярск, Приуральский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии на уроках математики"
Раздел: полное образование





Назад




Современные технологии на уроках математики

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности

ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов

обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды

деятельности.

В современных условиях традиционная школа, реализующая классическую модель

образования, стала непродуктивной. Передо мной возникла проблема – превратить

традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс

развития личности ребенка.

Традиционный урок и использование в процессе обучения современных технологий

позволяет устранить недостатки традиционного урока (однообразие образовательной среды,

монотонность учебного процесса), что помогает создать условия для смены видов деятельности

обучающихся и позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Новые технологии

необходимо подбирать в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня

подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов,

возрастной категории обучающихся.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной

педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-

практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся

школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди

приоритетных технологий выделяют:

Традиционные технологии (технологии разноуровневого обучения): относя к традиционным

технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система

средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к

содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню

познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и

многое другое.

Классно-урочная технология обучения (технология традиционного

урока)- обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и

навыков.

Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах

постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности

коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей

работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе

применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.

Технология проблемно- диалогического обучения (учебный диалог как

специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения).

Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной

деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Технология перспективно-опережающего обучения (технология развивающего

обучения). Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования.

Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования

знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику

самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины

(результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование

способностей самостоят решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений.

Обучение способам решения проблем.

Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению учащимися

целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации

в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.

Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или

технология решения исследовательских(изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение

учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы,

формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы,

использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение

работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному

изменению образоват маршрута.

Педагогика сотрудничества (Технологии личностно ориентированного обучения и

воспитания). Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для

осознанного выбора учащимися образовательного маршрута.

Технология проведения коллективных творческих дел (технология коллективно-

мыслительной деятельности) Создание условий для самореализации уч-ся в творчестве,

исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и

анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных

ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся.

Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и

приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными

средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоят, инициативному и творческому

освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными

становятся технологии:

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Модульная технология

Технология мастерских

Кейс – технология

Технология интегрированного обучения

Педагогика сотрудничества

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии

Традиционные технологии (классно-урочная система)

Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на

уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не

давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое

знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает

более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей

личности; воспитание активной личности.

Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные

теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или

практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке

создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”.

В области обучения решению задач деятельностный и проблемно-поисковый подход

предполагает раскрытие деятельности поиска решения, разъяснение различных приемов и

методов поиска. Запас интеллектуальных умений учащихся постоянно расширяю за счет

овладения ими разными способами решения задач. Изучение этих методов не только помогает

детям осмыслить пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях,

мотивирует их деятельность на уроках математики.

Для меня, как учителя математики, важно, чтобы ученики имели глубокие знания,

владели способами их получения. Это достигается через применение деятельностного и

проблемно-поискового способа обучения. Мотивация своей деятельности, проблемный характер

изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия деятельности позволяют

говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширения запаса их

интеллектуальных умений, способности четко мыслить, полноценно логически рассуждать.

На уроках использую формы работы:

– эвристическая и проблемно-поисковая беседа;

– демонстрационный эксперимент;

– лабораторная работа;

– практическая работа;

– уроки-диспуты.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в

целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии

рисунков, схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая

самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления

доминирующих причин.

В реализации деятельностного и проблемно-поискового подхода центральное место

занимает исследовательский метод.

При использовании деятельностной и проблемно-поисковой технологии у школьников:

– зарождаются основы системного мышления;

– формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;

– развиваются творческие способности, воображение ;

– воспитываются целеустремлённость и организованность;

Усилением прикладного, практического характера всего школьного образования

является компетентностный подход.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий

приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-

практических конференциях по предмету, снижен процент пропусков занятий по болезни,

а также процент уровня тревожности у учащихся.

Современные

педагогические

технологии

в

сочетании

с

современными

информационными

технологиями

могут

существенно

повысить

эффективно сть

образовательного

процесса,

решить

стоящие

перед

образовательным

учреждением

задачи

воспитания и всестороннего развития творчески свободной личности.



В раздел образования