Напоминание

БИОКВАНТУМ – как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.


Автор: Масасина Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43
Населённый пункт: 624804, Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Белинского, 18а
Наименование материала: Статья
Тема: БИОКВАНТУМ – как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Масасина Елена Алексеевна

воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,

г. Сухой Лог Свердловской области

БИОКВАНТУМ – как средство развития интеллектуальных способностей старших

дошкольников.

Аннотация: Целью статьи является представление опыта работы по использованию

работы в БИОКВАНТУМЕ в условиях ДОО, как средство развития интеллектуальных

способностей старших дошкольников.

Ключевые слова: Образовательная технология, Биоквантум, растения, лаборатория.

С введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования

требования к построению развивающей предметно-пространственной среде ДОУ

повысились. Она должна быть «содержательно насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Эколого-развивающая среда нашего дошкольного учреждения включает в себя

следующие «экологические развивающие пространства»: территория детского сада,

помещения детского сада, групповые помещения, БИОКВАНТУМ. В лаборатории

Биоквантума есть все необходимое оборудование: микроскопы, различное лабораторное

оборудование.

Моя работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста направлена

на знакомство с профессиями биологов-инженеров, лаборантов, работающими в

современных биотехнологических лабораториях.

Дети учатся :

- работать с различными видами микроскопов;

- с микропрепаратами;

- выращивать растения на питательных средах;

- создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды

на их развитие;

- применять инженерные подходы в решении поставленных задач.

Нацеливаю детей работать в группе:

- правильно ставить цели;

- планировать наиболее рациональные пути их достижения;

- достигать практически значимых общественно полезных результатов.

Занимаясь с детьми в БИОКВАНТУМЕ, знакомлю с разными методами

выращивания растений:

Гидропонный метод. При использовании гидропонного метода выращивание проводится

в воде с помощью питательных растворов. Растения укореняются в органическом

субстрате, который укладывается на специальные основы-сетки, опускаемые в раствор со

специально подобранным составом, содержащем все необходимые соли и микроэлементы.

Аэропоника. При таком методе выращивания не используются ни грунт, ни субстрат.

Растения растут и развиваются во влажном воздухе. Для этого их помещают в

специальные сосуды, в которых лишь нижняя часть корневой системы находится в водной

среде, а остальные корни находятся между раствором и верхней крышкой сосуда.

Специальная система проводит периодическое увлажнение «воздушной» части.

Второй вариант аэропонного выращивания — создание в сосудах регулярного орошения с

помощью специальных распылителей, действие которых похоже принцип работы любого

аэрозоля, используемого в быту. В этом случае в ёмкости создаётся и достаточная

влажность, и поставляется нужное количество кислорода.

Хемопоника или хемокультура. Суть этого метода заключается в выращивании растений

в субстрате с отсутствующей питательной средой. Это может быть как органический

материал, например, кора, опилки или кокосовая стружка, так и инертные материалы:

песок, гравий, щебень, кирпич. При этом все питание осуществляется через полив

составами, содержащими в себе полный комплекс минералов, солей и микроэлементов,

которые нужны конкретной культуре.

Для знакомства детей с круговоротом воды в природе оформили флорариум. Садик в

аквариуме – это не только эффектный прием декорирования помещений, но и

превосходная возможность вырастить цветы или растения, которые считаются сложными

в уходе. В стеклянной, практически герметичной среде создается особый микроклимат с

определенной влажностью, температурой, также растение защищено от сквозняков. Они

не требуют много ухода. И это прекрасный способ увидеть движение воды в природе.

Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА, что

подразумевает разные типы проектов, доступных для старших дошкольников:

Темы проектов:

1.

Размножение растений разными способами.

2.

Биотехнологии в решении проблем биобезопасности.

3.

Очистка воды с помощью биотехнологий.

4.

Исследование влияния различных факторов на развитие растений.

5.

Управление ростом растений (влияние света, температуры, элементов питания и

т.д.).

6.

Лекарственные растения (получение, исследование и т.д.).

7.

Выращивание растений «Здоровая еда».

8.

Сохранение и размножение разных видов растений (черенками, семенами,

делением).

Работая, в БИОКВАНТУМЕ дошкольники приобретают навыки:

- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать

биологические объекты, процессы и явления;

- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и

предлагать варианты проверки гипотез;

- использовать основные методы научного познания в биологических исследованиях,

проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять

результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению

к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь природных явлений;

- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать

возможные последствия деятельности человека для существования отдельных

биологических объектов и целых природных сообществ.

- применять инженерные методы решения задач в биологических проектах и

биологические методы решения в инженерных проектах.

Вывод: Специально организованная деятельность, наблюдения, лабораторные работы,

выполняемые детьми в БИОКВАНТУМЕ - являются средством развития

интеллектуальных способностей старших дошкольников, дети приобщаются к новейшим

достижениям в области биологии и биотехнологии, смогут почувствовать себя

биологами-инженерами, работающими в современной биотехнологической лаборатории.

Список литературы

1. Размножение растений. Паутов А.А. СПб.: 2013. – 164 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

(утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

октября 2013г. №1155).



В раздел образования