Автор: Масасина Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43
Населённый пункт: 624804, Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Белинского, 18а
Наименование материала: Статья
Тема: БИОКВАНТУМ – как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Масасина Елена Алексеевна
воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,
г. Сухой Лог Свердловской области
БИОКВАНТУМ – как средство развития интеллектуальных способностей старших
дошкольников.
Аннотация: Целью статьи является представление опыта работы по использованию
работы в БИОКВАНТУМЕ в условиях ДОО, как средство развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников.
Ключевые слова: Образовательная технология, Биоквантум, растения, лаборатория.
С введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования
требования к построению развивающей предметно-пространственной среде ДОУ
повысились. Она должна быть «содержательно насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Эколого-развивающая среда нашего дошкольного учреждения включает в себя
следующие «экологические развивающие пространства»: территория детского сада,
помещения детского сада, групповые помещения, БИОКВАНТУМ. В лаборатории
Биоквантума есть все необходимое оборудование: микроскопы, различное лабораторное
оборудование.
Моя работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста направлена
на знакомство с профессиями биологов-инженеров, лаборантов, работающими в
современных биотехнологических лабораториях.
Дети учатся :
- работать с различными видами микроскопов;
- с микропрепаратами;
- выращивать растения на питательных средах;
- создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды
на их развитие;
- применять инженерные подходы в решении поставленных задач.
Нацеливаю детей работать в группе:
- правильно ставить цели;
- планировать наиболее рациональные пути их достижения;
- достигать практически значимых общественно полезных результатов.
Занимаясь с детьми в БИОКВАНТУМЕ, знакомлю с разными методами
выращивания растений:
Гидропонный метод. При использовании гидропонного метода выращивание проводится
в воде с помощью питательных растворов. Растения укореняются в органическом
субстрате, который укладывается на специальные основы-сетки, опускаемые в раствор со
специально подобранным составом, содержащем все необходимые соли и микроэлементы.
Аэропоника. При таком методе выращивания не используются ни грунт, ни субстрат.
Растения растут и развиваются во влажном воздухе. Для этого их помещают в
специальные сосуды, в которых лишь нижняя часть корневой системы находится в водной
среде, а остальные корни находятся между раствором и верхней крышкой сосуда.
Специальная система проводит периодическое увлажнение «воздушной» части.
Второй вариант аэропонного выращивания — создание в сосудах регулярного орошения с
помощью специальных распылителей, действие которых похоже принцип работы любого
аэрозоля, используемого в быту. В этом случае в ёмкости создаётся и достаточная
влажность, и поставляется нужное количество кислорода.
Хемопоника или хемокультура. Суть этого метода заключается в выращивании растений
в субстрате с отсутствующей питательной средой. Это может быть как органический
материал, например, кора, опилки или кокосовая стружка, так и инертные материалы:
песок, гравий, щебень, кирпич. При этом все питание осуществляется через полив
составами, содержащими в себе полный комплекс минералов, солей и микроэлементов,
которые нужны конкретной культуре.
Для знакомства детей с круговоротом воды в природе оформили флорариум. Садик в
аквариуме – это не только эффектный прием декорирования помещений, но и
превосходная возможность вырастить цветы или растения, которые считаются сложными
в уходе. В стеклянной, практически герметичной среде создается особый микроклимат с
определенной влажностью, температурой, также растение защищено от сквозняков. Они
не требуют много ухода. И это прекрасный способ увидеть движение воды в природе.
Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА, что
подразумевает разные типы проектов, доступных для старших дошкольников:
Темы проектов:
1.
Размножение растений разными способами.
2.
Биотехнологии в решении проблем биобезопасности.
3.
Очистка воды с помощью биотехнологий.
4.
Исследование влияния различных факторов на развитие растений.
5.
Управление ростом растений (влияние света, температуры, элементов питания и
т.д.).
6.
Лекарственные растения (получение, исследование и т.д.).
7.
Выращивание растений «Здоровая еда».
8.
Сохранение и размножение разных видов растений (черенками, семенами,
делением).
Работая, в БИОКВАНТУМЕ дошкольники приобретают навыки:
- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать
биологические объекты, процессы и явления;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
- использовать основные методы научного познания в биологических исследованиях,
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь природных явлений;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных
биологических объектов и целых природных сообществ.
- применять инженерные методы решения задач в биологических проектах и
биологические методы решения в инженерных проектах.
Вывод: Специально организованная деятельность, наблюдения, лабораторные работы,
выполняемые детьми в БИОКВАНТУМЕ - являются средством развития
интеллектуальных способностей старших дошкольников, дети приобщаются к новейшим
достижениям в области биологии и биотехнологии, смогут почувствовать себя
биологами-инженерами, работающими в современной биотехнологической лаборатории.
Список литературы
1. Размножение растений. Паутов А.А. СПб.: 2013. – 164 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013г. №1155).