Напоминание

"Использование методики Монтессори"


Автор: Шамак Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ноябрьск Тюменская область
Наименование материала: «Как мы помогаем родителям развивать их малышей»
Тема: "Использование методики Монтессори"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Как мы помогаем родителям развивать их малышей»

В

ранний

период

жизни

для

психологического

комфорта

ребенку

необходимо

постоянное общение с главным для него человеком — мамой. Именно мама для ребенка

до

3

лет

главный

источник

всех

жизненных

благ

от

удовлетворения

физиологических

потребностей

до

безопасности,

комфорта,

любви.

Именно

мама

проводник

в

большой

мир,

основной

источник

любой

информации.

Общение

с

посторонним человеком для ребенка в этом возрасте необязательно и не всегда комфортно,

не всех и не сразу ребенок впускает в круг своего общения.

В нашем учреждении для детей раннего возраста от 1 года до 2 лет не посещающих

детский

сад

реализуется

дополнительная

общеобразовательная

программа

социально-

педагогической направленности «Монтессоринки-вместе с мамой». Опыт работы в этом

направлении у учреждения уже большой.

Программа рассчитана на 32 встречи с родителями и детьми в течении учебного

года. Содержание программы разработано на основе методики Марии Монтессори.

В помещении, где проводятся занятия расположены низкие стеллажи с монтессори-

материалом.

На

стеллажах

расположен

рабочий

материал

развивающие

модули,

упражнения, игрушки, карточки, книги, изо-материалы и многое другое. Пространство

четко упорядочено, материал разделен по полкам строго в соответствии с назначением.

Выделяют несколько зон развития:

- зона развития речи и познания окружающего мира;

- зона сенсорного развития (изучение таких понятий как цвет, форма, размер, упражнения

на развитие логического мышления, памяти, внимания);

- зона упражнений в практической жизни (включает также зоны упражнений с водой и

сыпучими материалами);

- зона развития крупной моторики (спортивные упражнения для детей);

- зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения

кисти руки и перехода от действия к деятельности.

Как же дети занимаются. Каждое Монтессори-занятие имеет четкую структуру.

Любое

Монтессори-занятие

начинается

с

«круга».

Все

детки

с

мамами

садятся

на

специальном коврике в центре в круг, и педагог зажигает «свечку». Все детки и взрослые

здороваются

друг

с

другом,

начинается

занятие.

Сначала

все

выполняют

небольшой

комплекс

упражнений

и

игр,

направленный

на

развитие

общей

моторики, развитие

образного мышления, на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка, на развитие

коммуникативных

навыков.

Проводятся

жестово-образные

игры, артикуляционная

гимнастика,

пальчиковая

гимнастика

в

стихах,

игры

на

сплочение

группы,

игры

с

музыкальными инструментами и спортивными снарядами, речевые игры и многие другие

упражнения.

Круг - это сложно для маленького ребенка. Ведь мы только зашли в помещение, где

так много всего интересного, а нужно сидеть на коврике и делать то же, что и все (а может

быть не хочется). Поэтому не все и не сразу включаются в этот вид деятельности. Но мы

за это не ругаем и не заставляем насильно, а просто показываем насколько нам это

интересно.

Если

малыш

достаточно

самостоятельный,

то

мама

обязательно

должна

выполнять упражнения вместе со всей группой, даже если ребенок пока не хочет. Все мы

делаем это с видимым удовольствием, показывая ребенку, что это тоже очень интересно.

Со временем все дети начинают принимать участие в этом виде деятельности, кто-то

сразу, а кому-то для этого требуется время.

Свободная работа. После приветственного круга начинается свободная работа в

Монтессори-среде.

Ребенок

самостоятельно,

или

при

помощи

близкого

взрослого,

выбирает тот материал или упражнение, которое ему интересно в настоящий момент.

Мама или папа, бабушка или дедушка (а может быть няня) помогают малышу перенести

материал на стол или коврик и показывают, как с ним работать. Дальше отдают ребенку, и

он сам пробует выполнить упражнение. В зависимости от возраста ребенка длительность

работы с материалом может быть от 1-3 минут (1 г.-1,5 г.) до 10 минут (к 2 годам). По

окончании работы с материалом для всех действует обязательное правило — материал

возвращаем на место. Если ребенок еще не способен это выполнить — убирает мама, но

обязательно говорит о том, что ей требуется помощь ребенка. Малыш со временем

научится сначала помогать маме в процессе уборки материала, а к 1,5 — 2 г будет уже

самостоятельно возвращать материал на то место, где он его взял.

Роль педагога. В группе одновременно работает до 10 детей с мамами и каждый

занимается тем, что интересно именно ему. Педагог наблюдает за работой группы и

помогает там, где видит в этом необходимость. Суть работы педагога во время свободной

работы

сводится

к

тому,

чтобы

наладить

взаимодействие

мама

малыш,

показать

примеры

правильной

работы

с

Монтессори-материалами,

объяснить

психологию

поведения детей раннего возраста и проработать капризы и недовольства ребенка.

Хочется особо отметить особую атмосферу в классе для занятий. Это обязательно

взаимопомощь,

поддержка

и

внимание

к

каждому

работающему

в

группе,

будь

то

взрослый или ребенок. Любой ребенок, работающий в классе, получит необходимую

помощь от любого взрослого, оказавшегося рядом, даже если это мама другого малыша.

Дети занимаются в атмосфере любви и постоянной поддержки и похвалы. Если ребенок не

слушается или капризничает — его тихонько выводят из группы, не нарушая спокойного

хода занятия, не отвлекая других детей от процесса познания. Такая благожелательная

атмосфера рабочего процесса создает высокий уровень психологического комфорта, при

котором заниматься нравится и детям, и взрослым. Мамы с удовольствием идут на занятия

с детками, понимая, что дети должны расти и развиваться в атмосфере любви, которая в

наших группах чувствуется даже новичками.

Творчество. После свободной работы начинается следующий блок творчество. Как

правило, это вызывает восторг почти у всех малышей. Творчество - это ИЗО, театр или

музыка. Изобразительному творчеству уделяется больше времени, т.к. в этом возрасте

оч е н ь

с и л ь н о

в л и я н и е

м е л ко й

м о т о р и к и

н а развитие

интеллектуальных

способностей детей. На ИЗО дети в основном рисуют и лепят, так как это наиболее

любимые виды деятельности. Если мы рисуем гуашью, то рисовать мы можем кисточками

(тонкими, толстыми круглыми, широкими плоскими), пальчиками, спонжами и валиками,

мятой бумагой и даже кубиками. Конечно, также рисуем карандашами и фломастерами. А

приемов

рисования

и

лепки

такое

разнообразие,

что

большинство

родителей

с

удовольствием отмечают для себя много нового из тех приемов, которые используются

нашими педагогами.

Главная цель творческих занятий — развитие творческих способностей ребенка,

развитие пространственного мышления, фантазии, развитие мелкой моторики. Поощряем

положительную инициативу малыша. На занятиях педагог рассказывает и показывает

техники

работы

с

разными

материалами,

показывает

способы

создания

необычных

поделок. Важно не просто сделать картинку, важно научить ребенка и маму техникам

работы с творческими материалами, чтобы дома вы смогли самостоятельно закреплять

полученные навыки.

После окончания творческой части детки опять собираются на круг, теперь уже

прощальный.

Мы

опять

выполняем

упражнения

и

теперь

уже

все

детки

к

нам

присоединяются. В завершении занятия каждый малыш задувает свечку (по очереди), и

водим

прощальный

хоровод.

Занятие

окончилось.

Всем

немного

грустно,

но

все

с

нетерпением ожидают следующей встречи.

Регулярные занятия приводят к следующим результатам

- у ребенка появятся знания во всех областях знаний доступные его возрасту;

-

малыш

научится

разбираться

в

таких

понятиях

как

цвет,

размер,

форма,

научится

сравнивать предметы и находить отличия;

-

ребенок

научится

классифицировать

и

обобщать

понятия,

изучит

животный

и

растительный мир, сферу человеческой деятельности, научится свободно выражать свои

мысли, чувства и желания;

- малыш станет более самостоятельным и будет меньше требовать внимания;

- малыш научится спрашивать разрешения, делиться и играть вместе, помогать другим,

сопереживать неудачам других детей и вместе радоваться общим успехам;

- благодаря строгим правилам, действующим в группе, малыш быстро привыкнет убирать

за собой материал на место, наводить порядок после занятия, не разбрасывать игрушки,

заниматься тихо и аккуратно, у ребенка появится аккуратное отношение к вещам и

предметам;

- ребенок легче проходит адаптацию при поступлении в детский сад.

В процессе таких встреч мы оказываем профессиональную помощь родителям:

консультируем родителей

по развитию ребенка, помогаем в разрешении трудностей,

возникающих в процессе воспитания. На занятиях наше деятельность направлена, не

только

на

обучение

грамотной

работе

с

материалом,

но

и,

в

большей

степени,

на

установление гармоничных детско-родительских отношений.



В раздел образования