Автор: Любовь Николаевна Теплякова
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: Североуральск посёлок Калья
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Л.Н. Теплякова, учитель
МАОУ «СОШ №14» п. Калья,
Североуральский городской округ
«Умение учиться есть характеристика субъекта учебной деятельности,
способного к самостоятельному выходу за пределы
собственной компетентности для поиска
общих способов действия в новых ситуациях»
(Г.А. Цукерман)
Учитель сегодня, переосмысливая свой педагогический опыт, ищет ответ на вопрос
«Как привить ученикам желание учиться, сформировать умения к самообучению и тем
самым повысить эффективность развития личности обучающегося?» Анализируя и обобщая
опыт работы, пришла к выводу, что именно в начальной школе у обучающихся развиваются
ключевые
компетенции,
определяющие
современное
качество
содержания
образования:
организационные
(умение
организовать
свою
деятельность),
интеллектуальные
(умение
результативно мыслить и пользоваться информацией), оценочные (умение самостоятельно
делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей), коммуникативные (умение общаться
и взаимодействовать с людьми). Ключевые компетенции формируются лишь в собственном
опыте, поэтому учебно-воспитательную среду выстраиваю таким образом, чтобы ученик
оказывался
в
ситуациях,
способствующих
раскрытию
интеллектуальных
и
творческих
возможностей через освоение фундаментальных основ начального образования.
Инновационный
опыт
заключается
в
развитии
умений
самоорганизации
учебной
деятельности обучающихся совокупностью применения методов организации и управления
учебной
деятельностью:
создание
атмосферы
сотрудничества
и
доброжелательности
в
классе;
учёт
индивидуальных
способностей,
создание
«ситуации
успеха»
для
каждого
ребёнка; ведение учебной деятельности на оптимальном уровне развития обучающихся. Всё,
что я делаю, работает на личностный рост обучающихся. Я стараюсь научить их думать,
мечтать, прививаю потребность трудиться, дружить, любить природу и всё живое. С первого
класса
учу
соблюдать
режим
дня,
вовлекаю
в
практическую
деятельность
и
стараюсь
развивать у них интерес к этой деятельности, формируя организационные умения и навыки.
Начинаю
с
организации
рабочего
места:
удобного
расположения
учебников,
тетрадей,
письменных
принадлежностей
на
столе.
Общественные
поручения,
помощь
товарищам,
коллективные
дела
организую
так,
чтобы
дать
ребёнку
возможность
проявить
свою
самостоятельность. Со второго класса приучаю заполнять дневник и записывать домашние
задания.
Ведение
дневника
в
бумажном
варианте
способствует
формированию
самоорганизации, чувства ответственности, выработке самоконтроля. Использую различные
формы
организации
обучения
для
раскрытия
субъектного
опыта:
разработала
памятки
самоподготовки по каждому предмету и приучаю пользоваться ими. Действуют по готовому
образцу, соблюдая последовательность алгоритма. Технология личностно-ориентированного
образования стимулирует обучающихся к использованию различных способов выполнения
заданий
без
страха
ошибиться.
Способности
у
всех
разные.
Видеть
их
и
помочь
им
раскрыться, научить определять личные шаги к достижению знания – считаю главной целью.
Применяю методы исследовательского характера, дискуссии, учебно-познавательные
игры,
мультимедийные
технологии
для
понимания
смысла
изучения
предлагаемого
материала.
Как
правило,
использую
взаимодействие
учителя
с
учеником,
а
также
обучающихся между собой в форме учебного сотрудничества. Для освоения традиционно
взрослых функций: целеполагания, контроля, оценки результата необходимо от отношения
«ребёнок-взрослый» перейти к отношению «ребёнок-ребёнок». Для формирования учебно-
коммуникативных умений устраиваю общение в группе равных между собой сверстников,
что
даёт
младшему
школьнику
возможность
критично
относиться
к
действиям,
видеть
позицию
другого
человека,
а
главное
–
иметь
свою
собственную
точку
зрения,
уметь
отстаивать её. Собственные наблюдения показывают, что дети научились работать в команде,
договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с
книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески.
Активно использую информационные технологии. Я рассматриваю их, как мощное
средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При помощи
ИКТ
оживляю
учебную
деятельность,
в
результате
углубляется
процесс
познания,
проявляется
личностное
отношение
к
тому
или
иному
вопросу,
удовлетворяются
потребности и интересы.
Применяю
технологию
функциональной
дифференциации
–
хорошо
успевающим
ученикам даю сложное задание, слабым полегче, но объёмнее. Все находятся в одинаковых
условиях. Самостоятельно проверяют работу по образцу.
Считаю,
что
очень
важно
с
самых
ранних
лет
воспитывать
у
детей
привычку
заниматься осознанно, целеустремлённо, преодолевать трудности. Например, начинаю урок с
неожиданного задания, с чем они до этого не встречались. Использую приём «инсерт»
(критическое
мышление),
ученики
самостоятельно
выявляют
знания
и
незнания,
классифицируют поступающую информацию и выделяют новое. Условные значки помогают
быть более внимательными, превращают учёбу в увлекательное путешествие. Подбадриваю
детей и выражаю уверенность, что они смогут задание выполнить, надо только подумать.
Начинаю с коротких текстов, для начала даю две графы «знаю» - «узнал новое», затем
усложняю работу. Это приём продуктивного чтения, который подготавливает к осмыслению
больших текстов и помогает успешно учиться.
Как говорил немецкий философ Кант «Не мыслям надобно учить, а мыслить». Что
значит
«уметь
мыслить»?
Человек
рождается
с
разными
задатками,
в
том
числе
и
к
мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребёнку, которому помогли
научиться
мыслить. Заставить
учиться
нельзя, учёбой
стараюсь
увлечь,
применяя
дидактические
игры.
В
них
ребёнок
учится
подчинять
своё
поведение
правилам,
формирующим
его
движение,
внимание,
умение
сосредоточиться,
т.е.
развиваются
способности,
которые
особенно
важны
для
успешного формирования
индивидуальной
траектории развития личности. Практика проведения необычных уроков показывает, что они
развивают
стремление
искать
истину,
учат
самодисциплине,
ответственности.
Главной
задачей самоорганизации является воспитание интеллектуальной и духовной личности, т.к.
только
в
самостоятельной
деятельности
развивается
человек.
Метод
проектов
помогает
перевести
ученика
из
пассивной
позиции
в
активную.
Мои
ребята
с
удовольствием
составляют интерактивные стенгазеты «Готовимся к празднику», «В лесу родилась ёлочка»,
«Путешествие
в
страну
Безопасности».
Индивидуально
или
группами
подбирают
стихотворные
отрывки,
подходящие
к
теме.
Проект
«По
дорогам
добрых
сказок»
был
посвящён творчеству К.И. Чуковского. Уже на первом этапе, когда проводили опрос учеников
из других классов, многие первоклассники решили перечитать некоторые произведения. А
составляя
«синквейн»,
учились
анализировать
черты
характера
и
поступки
героев.
Для
записи сказки пришлось не раз перечитать строки. Когда дети впервые услышали своё чтение
в записи, многие поняли, что читают не так хорошо, как им казалось. Но зато конечный
продукт
понравился
всем.
Каждый
почувствовал
себя
настоящим
актёром.
Кроме
того,
приучаются представлять свой труд широкой публике. Результатом успеха проекта «Что за
чудо
эти
пряники»
стал
открытый
классный
час
в
рамках
предметной
недели
по
окружающему миру и первое место в городском конкурсе «Я – исследователь».
Применение данных технологий позволяет проводить самооценку на основе критерия
успешности в учёбе. К окончанию обучения в начальной школе большинство учеников моего
класса умеют самостоятельно организовать рабочее место для занятий; выполнять основные
правила
гигиены
учебного
труда;
планировать
выполнение
задачи;
осуществлять
систематический
контроль,
самооценку.
Продолжая
обучаться
в
среднем
звене,
подтверждают
свои
знания,
показывают
высокие
результаты
учебной
деятельности,
творческого развития. Я смогла зажечь в детях интерес к исследованию, стремлению активно
участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Многие из них в дальнейшем являются
победителями городских и областных предметных олимпиад. Наблюдения подтверждают, что
самоорганизация
учебной
деятельности
даёт
практические
и
интеллектуальные
умения,
которые необходимы ученику в жизни.
Формирование
нравственно-патриотических
чувств,
познавательных
интересов,
коммуникативных
способностей
опирается
на
приобретение
ими
опыта
разнообразной
практической
деятельности. Как
классный
руководитель
проектирую
воспитательную
систему класса с учётом интересов детей, способностей, пожеланий, взаимодействую с
родителями.
Оказываю
содействие
детям
в
проявлении
индивидуальности:
организую
презентацию
их
личностных
достижений,
провожу
внеклассные
мероприятия
состязательного
характера
(конкурсы,
олимпиады,
соревнования),
в
процессе
которых
демонстрируют свои способности, поощряю за успехи.
Веду кружок «Моя малая Родина»,
разработала программу на четыре года. Дети получают знания об историческом прошлом
уральского края, культурных традициях, на примерах мужества, героизма идёт воспитание
патриотизма.
Особо
хочется
отметить
важность
постоянного
контроля
своей
педагогической
деятельности, её анализа, обдумывания выбора методов и средств обучения и воспитания,
постоянной
корректировки,
чтобы
достичь
продуктивных
результатов
формирования
индивидуальной траектории развития личности обучающегося с учётом его потребностей,
интересов и способностей.
«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит
сделаться самим собой»
В.Г. Белинский
Литература:
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности
учения школьников. – Ростов - на Дону, 1970.
Выготский Л С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.:
Педагогика, 1991.
Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач.кл.
- Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993
Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990.
Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе
обучения - М., 1984.