Напоминание

Сказка "Кукушка"


Автор: Костякова Галина Пахомовна
Должность: учитель русскогоязыка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Кызласовская СОШ
Населённый пункт: с.Кызлас, Аскизский район, Республика Хакасия
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Сказка "Кукушка"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет (направленность): чтение

Возраст детей: 3 класс (VIII вид)

Место проведения: кабинет№207

Учитель: Костякова Галина Пахомовна, учитель русского языка и литературы

Дата проведения: 29.04.2020 г.

Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

Педагогические цели:

создать

условия

для

развития

внимания

к

собственным

переживаниям,

вызванным

конкретным

произведением,

и

умений

передавать

их;

способствовать

формированию

умений

понимать

внутреннее

состояние

персонажа,

обосновывать

сделанные

выводы

фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

Образовательные

задачи:

учить

обучающихся

читать

выразительно

сказку,

ориентироваться

в

тексте,

грамотно

находить

предложения

для

ответа

на

вопросы

учителя, уметь правильно характеризовать героев сказки; определять основную мысль

текста;

Коррекционные задачи:

вести работу по пополнению словарного запаса обучающихся,

познакомить их

со словами, положительно и отрицательно характеризующих героев;

развивать устную речь детей;

Воспитательные

задачи:

прививать

любовь

к

родителям,

воспитывать

уважение,

трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент

А).Мотивация на настрой урока

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Закройте глаза и мысленно пожелайте себе и друг

другу удачи.

II. Актуализация знаний.

А).Речевая разминка (раздаточный материал):

Работа с чистоговорками.

Ло-ло-ло -- на улице тепло

Лу-лу-лу – стол стоит в углу

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Б).Ответы на вопросы

-А скажите, чему учат сказки?

-Что побеждает в сказках?

Сегодня продолжаем работать со сказками.

Ребята, вы рады, что сегодня сидите здесь, в классе?

Кто является самым близким человеком в вашей жизни?

- Да, ребята, мама для каждого из нас самый родной и близкий человек, которому мы

обязаны своей жизнью.

-А почему я говорю о маме, вы узнаете позже.

II. Открытие новых знаний.

А.) Ответы на вопросы

-Скажите, пожалуйста, где сильно холодно?

Сегодня мы с вами отправимся в далёкую тундру.

А

что

такое

тундра?

(Тундра – это холодные

северные

безлесные

пространства,

где

вечная мерзлота)

-Кто является коренными жителями тундры? (Коренные жители Севера - это ханты,

манси, ненцы, чукчи, якуты.)

- Я хочу познакомить вас

с произведением, которое сочинили ненцы, народ Крайнего

Севера. Название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку.

Б) Отгадывание загадки

Что за птица

На яйца не садится,

По чужим гнездам шныряет,

Своих детей не знает? (Кукушка.)

Да,

ребята,

произведение

с

которым

мы

сегодня

познакомимся,

так

и

называется

«Кукушка».

- Кто из вас видел кукушку? Слышал? Когда мы в нашем селе слышим голос кукушки? По

преданиям

наших

бабушек

и

дедушек,

как

мы

должны

подготовиться

к

первому

кукованию кукушки? (Правильно, ребята, должны с утра поесть, хотя бы хлебушек съесть,

в карман положить деньги).

-Расскажите, что вы знаете об этой птице. -Почему птицу так назвали?

В). Рассказ о кукушке.

Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!".

Она не высиживает и не выкармливает птенцов, а подбрасывает их в чужие гнёзда. Но она

я в л я е т с я

с п а с и т е л е м

л е с а

о т

в р е д н ы х

в р е д и т е л е й .

Г).Определение цели урока учащимися.

- познакомиться со сказкой «Кукушка», проанализировать сказку, определить, чему учит

эта сказка.

III. Первичное знакомство в произведение.

А) Чтение сказки учителем

Б). Словарная работа

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

В). Беседа

-Какие чувства вы испытали во время чтения?

-Что вас особенно тронуло в сказке?

IV. Анализ содержания сказки.

- Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).

- Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

- Назовите персонажей сказки.

- Почему мать превратилась в кукушку? (для детей оказалось важнее: свои дела, а не

просьбы матери)

-Почему сказка так называется?

- Какие чувства испытала больная мать?

- Какова главная мысль этой сказки?

- Чему учит сказка?

V. Вторичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний.

А). Беседа

- Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей

- Как вы думаете, отчего заболела мама?

- Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?

- Какими были дети?

- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

- Что поняли дети?

Б).Работа с пословицами

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

При солнышке светло, при матери добро.

Ближе матери друга нет.

Вывод: Чему учат эти пословицы?

VI. Итог урока. Рефлексия.

Закончи предложения:

Мы познакомились со сказкой....

Она заставила нас задуматься о (об)....

В народе говорят «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

- Чему научила вас эта сказка?

-Достигли цели урока?

В начале урока мы говорили о маме, согласны ли вы, ребята, с пословицей, которая

утверждает, «Ближе матери друга нет». Будем в ответе за них, когда они состарятся?

Спасибо вам. Я верю, что вы никогда не оставите своих мам и пап одних, будете о них

всегда заботиться.



В раздел образования