Автор: Волохина Оксана Валерьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Большеуковская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Омская область село Большие уки Наименование материала: конспект Тема: "Число и цифра 5" Раздел: начальное образование
Число и цифра 5
Математика 1 класс
Цели :- познакомить с числом 5 и его составом;
- научить писать цифру 5;
- закрепить пространственные представления
( вверх, вниз, налево, направо);
- прививать интерес к изучению математики.
Оборудование : учебник, тетрадь № 1, рабочая тетрадь,
набор « Учись считать».
Используемые технологии и приёмы : игровая деятельность; ИКТ; работа в
парах.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности (слайд №2)
На доске стихотворение (читает учитель или хорошо читающий ученик):
«Один, два, три, четыре, пять!
Дети в лес пошли гулять.
И увидели ребята
Возле пня грибы - опята.
Стали их они считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Ребятишкам повезло:
5 – хорошее число!
Л. Ульяницкая
Попробуйте определить тему урока и задачи.
-Будем знакомиться с числом 5.
-Научимся писать цифру 5.
-Будем составлять математические записи.
-Будем думать, считать, наблюдать.
-Повторим то, что учили на прошлых уроках.
2. Работа по теме урока :
1 ) работа по учебнику (стр.34-35)
Рассмотрите рисунок на стр. 34.
Что вы видите на рисунке?
-Девочка и 3 мальчика собрали урожай яблок, а маленькая
девочка несет пустую корзинку.
1
Обсудим вместе, как связаны картинка, схема и запись. Слайд № 3.
4+1=5
3+2=5
5-1=4
5-2=3
- 4+1=5 4 ребят с яблоками и 1 девочка без яблок, всего
5 ребят.
- 5-1=4
У ребят 5 корзинок, а 1 корзина пустая, 4 корзины
с яблоками.
- 3+2=5
3 мальчика и 2 девочки, всего 5 ребят.
- 5-2=3
5 мальчиков и девочек, а девочек 2, значит
мальчиков 3.
2) работа в паре с набором « Учись считать» ( слайд №4)
Положите на парту 1 квадрат и 4 круга.
Составьте математическую запись. (1+4=5)
Какую еще запись можно составить? (4+1=5)
Положите 2 треугольника и 3 многоугольника.
Какие математические записи можно составить?
2+3=5
3+2=5
Какое число вы получали?
5
Как можно получить число 5?
4+1=5
3+2=5
1+4=5
2+3=5
3 ) работа в тетради №1.
Письмо цифры 5. (стр. 13)
Рассмотрите внимательно, как надо писать цифру 5.
-Начинаем писать левее верхнего правого угла. Пишем наклонную линию до
середины клетки, потом – правый полуовал и вверху от начала наклонной
линии вправо пишем верхний элемент цифры.
Учитель на доске показывает образец написания цифры 5.
Напишите цифры по образцу.
Посмотрите, как меняется количество цифр на строке.
- Количество цифр увеличивается на 1.
2
Дальше самостоятельно пишите цифры 5. Сколько цифр надо написать? (5) А
дальше? (6) Не забывайте сравнивать свои цифры с эталоном.
Посмотрите на следующую строку, назовите цифры. (12345, 54321)
Что заметили?
-Сначала цифры стоят по порядку счета, а потом - в обратном порядке.
Напишите цифры по образцу, а потом – самостоятельно.
4) работа по учебнику, стр.34-35 (слайд №5)
Сколько вишен?(3) цыплят?(1) матрешек?(2) цветов?(5)
Назови числа по порядку, начиная с самого большого. (слайд № 6)
3
4
5
1
2
5, 4, 3, 2, 1 (Обратный порядковый счёт)
2
5
3
1
4 (по росту)
5) работа в тетради (слайд № 7)
Нарисуйте 3 квадрата и 2 круга.
Какие записи можно сделать по схематическому рисунку?
3+2=5
2+3=5
5-3=2
5-2=3
Запишите в тетради:
3+2=5
5-2=3
2+3=5
5-3=2
Нарисуйте 3 треугольника и 1 прямоугольник.
Составьте математические записи в тетради.
3+1=4
4-3=1
1+3=4
4-1=3
Проверьте друг у друга ( взаимопроверка ).
5 ) логические задачи (слайд № 8,9)
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
Всего 2 человека: ты и я.
- Вам надо сложить из счетных палочек квадрат. Сколько палочек вы
возьмете? (4, потому что у квадрата 4 одинаковые стороны.) Сложите на
парте квадрат.
3
- А теперь очень трудное задание, но я надеюсь, что все вместе мы
справимся: попробуйте сложить квадрат только из двух палочек. (Слайд №
10)
Молодцы! Вот что значит работать дружно!
6 ) работа в тетради
А теперь графический диктант. Приготовьте рабочую тетрадь и простой
карандаш, будьте внимательны. Покажите мне, пожалуйста, левую руку, а
теперь – правую. Начинаем:
3 клетки вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 4 вниз,
3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 2 влево, 3 вверх.
Что же у вас получилось? Цифра 5!
Да, получилась цифра 5!
5
Нарисуйте еще несколько цифр, чтобы их стало 5. Сколько цифр не
хватает? (4) Закрась фигуры так, чтобы первая справа была
коричневая, красная - между синей и зеленой, а справа от зеленой -
желтая. Проверьте работу по эталону. ( слайды № 11-13)
3 . Рефлексия учебной деятельности (учебник, стр. 35).
К какому числу прибавили 1, если получили 5?
(Надо к 4 прибавить 1 и получим 5.)
Какое число меньше: 5 или 3? (3) 4 или 5? (4)
Верны ли записи, составленные по схемам? (Слайд № 14)
4-1=3
Запись верна. Было 4квадрата,
мы 1 квадрат убрали,
осталось 3 квадрата.
3+2=5
Верна. 3 желтых
треугольника, да еще
4
2 голубых, всего их 5.
Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо!
Источники
1.Акимова С.. Занимательная математика. Нескучный учебник. C-Пб.:
Тригон, 1997.
2.Занимательная математика. / Составители Бурлака Е.Г., Прокопенко
И.Н. Донецк: БАО, 1998.
3.Исаханова С. П. Как помочь детям полюбить математику. Журнал
«Начальная школа» №5, 2002 стр.42
4.Математика.
1
класс.
Учебник
для
ОУ.
Ч.
1/
М.
И.
Моро,
С.И.Волкова, С. В. Степанова. М.: Просвещение,2011.
5.Математика.
Рабочая
тетрадь.
1
класс.
Ч.
1./
М.
И.
Моро,
С.И.Волкова. М.: Просвещение, 2012.
5