Напоминание

Индивидуальная работа с детьми в малой педагогической песочнице.


Автор: Маркина Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 134
Населённый пункт: г. Комсомольск - на - Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальная работа с детьми в малой педагогической песочнице.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Часто руки знают, как распутать то, над чем

тщетно бьется разум.

К.Г.Юнг

Тема: «Использование песочницы Юнга для

познавательно – речевого развития детей».

Несколько

слов

о

группе,

в

которой

я

работаю

чего

все

начиналось)

Дети с нарушением речи требуют к себе особого внимания. Сложность

различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и

другие

нарушения,

нарушения

эмоционально

волевой

сферы,

коммуникативной сферы. У многих детей с нарушениями речи проявляются

ещё и следующие симптомы:

- нарушение координации движений;

- слабое развитие мелкой моторики рук;

- сопутствующие движения при разговоре;

- неразвитость чувства ритма;

- сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия;

- более позднее формирование словесно – логического мышления.

Экспериментально

доказана зависимость

развития

речи

детей

от

степени сформированности мелкой моторики пальцев рук.

Всё это требует более тщательного подбора методов работы с детьми,

имеющими нарушения речи. Одним из нетрадиционных методов является

песочная терапия.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Он

способен завораживать человека способностью принимать любые формы:

быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Сам принцип терапии песком был предложен ещё

Карлом Густавом

Юнгом,

замечательным

психотерапевтом,

основателем

аналитической

психотерапии.

Для многих людей, а в особенности для ребенка очень трудно выражать

словами свои чувства, переживания, ощущения.

К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает

заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления,

заложенные в человеческой психике».

В 1929 году английский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые

применила песочницу в игровой терапии с детьми. Она заметила, что дети

добавляют в песок воду и помещают туда миниатюрные игрушки. Так

родилась «техника построения мира».

В России «Песочная терапия»получила широкое распространение в 90 –х

годах 20 века, и связано это было с развитием арт- терапии. Наиболее

известные отечественные специалисты – ученые:

Зинкевич – Евстигнеева Татьяна Дмитриевна (директор Санкт –

Петербургского Института сказкотерапии;

Грабенко Татьяна Михайловна (кандидат педагогических наук, проректор по

1. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия –

2010Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии.

Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми.

2. М.Зейц .Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М.: ИНТ, 2010

– 94 с.

3. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы

детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.

2006. № 4.

4.Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по

песочной терапии. Спб., 2006.

5. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии

дошкольников, ООО «Сфера», 2014.

Игра для ребенка – это ведущий вид деятельности, одно из средств

коммуникации, а главное – уникальная возможность самовыражения. Очень

важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в

обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить,

высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является

мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом.

В ходе использования игр с песком упор делаю на познавательно – речевое

развитие детей.

Данная технология выбрана не случайно. Дети с большим удовольствием

играют в песке, потому что такие игры насыщены разными эмоциями:

восторгом, удивлением, волнением, радостью. Игры на песке - это просто,

привычно, доступно, естественно и приятно. Ребёнок строит что – то на

песке, без сожаления разрушает созданные им творения и снова строит.

Деятельность с песком вызывает у детей интерес, удивление, создаёт

творческую атмосферу. Накопленный опыт ребёнок переносит в реальность.

Всё это даёт возможность использовать игры с песком для развития,

обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции

его психического состояния, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Что мы используем в своей работе: (фотовыставка)

1. деревянный ящик размером 50×70×10(для индивидуальной или

подгрупповой работы).

Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают

представление «мира как на ладони». Высота борта 10 см дает возможность

работать с песком, но не создает ощущение бездонной ямы. Дно ящика,

выкрашенное в голубой означает воду, море; голубые борта – воздух, небо.

Песок сыпем слоем 5-7 см.

2. перечень обязательных объектов:

- Люди (разного возраста и пола; люди разных профессий, фантастические

персонажи легенд и сказок.

- Животные (дикие и домашние; птицы; рыбы; насекомые; фигурки

вымерших животных, например, динозавров).

Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.

- Символы социализации. В эту группу мы включили дома, постройки,

различные виды транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты),

заборы и другие виды ограничений.

- Растительный мир (деревья, кустарники, цветы – их можно изготовить

своими руками или взять готовые из наборов).

- Символические предметы (бусины, пуговицы, кристаллы, бижутерия,

ракушки, камни, косточки, фасоль и т. д.)

Ритуал входа (видео)

Цель данного этапа – определить правила поведения в песочнице.

Вносим готовый персонаж. Это могут быть: Королева песка, Принцесса

Песчинка, Песочная Фея, Хозяйка песочницы. Выбор персонажа

ограничивается лишь вашей фантазией.

Мы выбрали Песочную Черепашку.

Данный персонаж приглашает детей в свою страну, определяет правила

взаимодействия с песком. Присутствие сказочного героя сдерживает порывы

детей. Однако в педагогической работе возможно все, и на случай, когда

границы дозволенного грубо нарушены, рекомендую «закрыть страну».

Для этого можно использовать любой темный непрозрачный платок. Как

правило, одного накрывания оказывается достаточно, и впредь ребенок не

будет допускать нарушения законов песочной страны.

Ритуал выхода.

Сказочный персонаж объявляет об окончании игры, напоминает о

необходимости убрать «страну», привести ее в первоначальный вид.

Важен момент «прощания с песком». Дети трогательно гладят песок,

обещают вернуться вновь. Сказочный персонаж может самостоятельно

перечислить задания, выполненные детьми, а может попросить детей

вспомнить, чем они занимались в песочнице. Обязательно нужно благодарить

детей за бережное отношение к песку, за соблюдение правил поведения в

песочнице от лица персонажа.

Основная часть.

Песочница помогает решить множество коррекционных и образовательных

задач в обучающем процессе.

Игры с песком:

- развивают мелкую моторику рук;

- снимают мышечную напряжённость;

- развивают творческие способности;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;

- способствуют расширению словарного запаса;

- помогают освоить навыки звукового анализа;

- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических

представлений;

- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма

- и многое другое.

Развитие мелкой моторики

Даем детям следующие задания:

- действия с песком: сжать в кулачке, разжать; захватить песок в щепотку и

разжать; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; перетирать песок

между ладонями и т.д.;

- отыскать в песочнице предметы (пуговицы, бусины, камешки и т. д.);

- отыскать предметы с определенными характеристиками (гладкие –

шершавые; большие – маленькие, какой-нибудь формы).

Рисование на песке (видео)

- прямые линии;

- волнистые линии;

- ступеньки;

- округлые формы;

- квадраты, прямоугольники (остановка и смена движений);

- предметы из округлых форм (неваляшка);

- предметы из квадратов и прямоугольников (пирамидки);

- рисование простых сюжетов;

- создание узоров на песке.

Работа над фонетической стороной речи.

Для развития фонематического слуха предлагаю детям выбрать фигурки с

определенным звуком. Например, собрать в зоопарк только тех животных, в

названии, которых есть звук [Л]: слон, крокодил, волк, лось белка, лань и т.д.

Перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.

Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации

звуков, например [с] и [ш]. Дети должны разделить пространство и заселить

одну часть животными с одним звуком, а другую часть со звуком –

оппозиционером.

Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического

слуха, можно ограничить детей и предложить выбирать животных с

определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине,

конце).

Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами

мебели и посуды. Если игрушечных пособий недостаточно, можно

использовать двухсторонние карточки на подставочках. Они легко встают в

толщу песка и довольно устойчивы.

Работа над лексической стороной речи

Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач

развития речи. Что же можно делать в песочнице?

1.

расширение и активизация лексики, связанной с песочницей: песок,

песчинка, песчанка, песочек, дюны, барханы и многое другое;

2.

обогащение словаря глаголами (сыпать, гладить, грести, мочить,

превращать и др.) и прилагательными (песочный, песчаный, легкий,

сыпучий, сухой, влажный, золотой, золотистый, зыбучий и т.д.);

3.

работу по развитию речи можно успешно сочетать с развитием

способов умственной деятельности: сравнивать, классифицировать,

обобщать и др.

Работа над грамматической стороной речи

Очень удачен опыт показа значений приставок на примере действий с песком

(словообразование). Демонстрация и повторение действия и называние этого

действия лучше усваивается – насыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь и т.д.

Работа над формированием фразовой речи (видео)

В начале можно создавать на глазах ребенка сказку или рассказ и задавать

множество уточняющих вопросов про цвет, форму, величину, чувства,

предметы, выстраивая диалог. Начиная с разговора между персонажами, мы

создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию

успеха.

В дальнейшем дети с удовольствием проигрывают литературные

произведения, пересказывают их, составляют рассказы из личного опыта.

Закрепление знаний по формированию элементарных

математических представлений

Закрепляем умения ориентироваться в пространстве, геометрическую форму.

Песочница может служить стендом для решения математических задач,

площадкой для формирования представлений об объеме.

В группе у нас есть особенные дети. Работу с ними мы строим совместно с

дефектологом. Индивидуальные занятия в песочнице помогают нам решать

многие задачи (видео с Никитой).

В эпоху тотального чувственного дефицита, в том числе и тактильного,

получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок

стремиться повторить опыт, прикладывая к этому усилия –

эмоциональные, волевые.



В раздел образования