Автор: Маркина Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 134
Населённый пункт: г. Комсомольск - на - Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальная работа с детьми в малой педагогической песочнице.
Раздел: дошкольное образование
Часто руки знают, как распутать то, над чем
тщетно бьется разум.
К.Г.Юнг
Тема: «Использование песочницы Юнга для
познавательно – речевого развития детей».
Несколько
слов
о
группе,
в
которой
я
работаю
(С
чего
все
начиналось)
Дети с нарушением речи требуют к себе особого внимания. Сложность
различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и
другие
нарушения,
нарушения
эмоционально
–
волевой
сферы,
коммуникативной сферы. У многих детей с нарушениями речи проявляются
ещё и следующие симптомы:
- нарушение координации движений;
- слабое развитие мелкой моторики рук;
- сопутствующие движения при разговоре;
- неразвитость чувства ритма;
- сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия;
- более позднее формирование словесно – логического мышления.
Экспериментально
доказана зависимость
развития
речи
детей
от
степени сформированности мелкой моторики пальцев рук.
Всё это требует более тщательного подбора методов работы с детьми,
имеющими нарушения речи. Одним из нетрадиционных методов является
песочная терапия.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Он
способен завораживать человека способностью принимать любые формы:
быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Сам принцип терапии песком был предложен ещё
Карлом Густавом
Юнгом,
замечательным
психотерапевтом,
основателем
аналитической
психотерапии.
Для многих людей, а в особенности для ребенка очень трудно выражать
словами свои чувства, переживания, ощущения.
К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает
заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления,
заложенные в человеческой психике».
В 1929 году английский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые
применила песочницу в игровой терапии с детьми. Она заметила, что дети
добавляют в песок воду и помещают туда миниатюрные игрушки. Так
родилась «техника построения мира».
В России «Песочная терапия»получила широкое распространение в 90 –х
годах 20 века, и связано это было с развитием арт- терапии. Наиболее
известные отечественные специалисты – ученые:
Зинкевич – Евстигнеева Татьяна Дмитриевна (директор Санкт –
Петербургского Института сказкотерапии;
Грабенко Татьяна Михайловна (кандидат педагогических наук, проректор по
1. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия –
2010Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии.
Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми.
2. М.Зейц .Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М.: ИНТ, 2010
– 94 с.
3. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы
детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.
2006. № 4.
4.Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. Спб., 2006.
5. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии
дошкольников, ООО «Сфера», 2014.
Игра для ребенка – это ведущий вид деятельности, одно из средств
коммуникации, а главное – уникальная возможность самовыражения. Очень
важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в
обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить,
высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является
мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом.
В ходе использования игр с песком упор делаю на познавательно – речевое
развитие детей.
Данная технология выбрана не случайно. Дети с большим удовольствием
играют в песке, потому что такие игры насыщены разными эмоциями:
восторгом, удивлением, волнением, радостью. Игры на песке - это просто,
привычно, доступно, естественно и приятно. Ребёнок строит что – то на
песке, без сожаления разрушает созданные им творения и снова строит.
Деятельность с песком вызывает у детей интерес, удивление, создаёт
творческую атмосферу. Накопленный опыт ребёнок переносит в реальность.
Всё это даёт возможность использовать игры с песком для развития,
обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции
его психического состояния, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Что мы используем в своей работе: (фотовыставка)
1. деревянный ящик размером 50×70×10(для индивидуальной или
подгрупповой работы).
Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают
представление «мира как на ладони». Высота борта 10 см дает возможность
работать с песком, но не создает ощущение бездонной ямы. Дно ящика,
выкрашенное в голубой означает воду, море; голубые борта – воздух, небо.
Песок сыпем слоем 5-7 см.
2. перечень обязательных объектов:
- Люди (разного возраста и пола; люди разных профессий, фантастические
персонажи легенд и сказок.
- Животные (дикие и домашние; птицы; рыбы; насекомые; фигурки
вымерших животных, например, динозавров).
Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.
- Символы социализации. В эту группу мы включили дома, постройки,
различные виды транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты),
заборы и другие виды ограничений.
- Растительный мир (деревья, кустарники, цветы – их можно изготовить
своими руками или взять готовые из наборов).
- Символические предметы (бусины, пуговицы, кристаллы, бижутерия,
ракушки, камни, косточки, фасоль и т. д.)
Ритуал входа (видео)
Цель данного этапа – определить правила поведения в песочнице.
Вносим готовый персонаж. Это могут быть: Королева песка, Принцесса
Песчинка, Песочная Фея, Хозяйка песочницы. Выбор персонажа
ограничивается лишь вашей фантазией.
Мы выбрали Песочную Черепашку.
Данный персонаж приглашает детей в свою страну, определяет правила
взаимодействия с песком. Присутствие сказочного героя сдерживает порывы
детей. Однако в педагогической работе возможно все, и на случай, когда
границы дозволенного грубо нарушены, рекомендую «закрыть страну».
Для этого можно использовать любой темный непрозрачный платок. Как
правило, одного накрывания оказывается достаточно, и впредь ребенок не
будет допускать нарушения законов песочной страны.
Ритуал выхода.
Сказочный персонаж объявляет об окончании игры, напоминает о
необходимости убрать «страну», привести ее в первоначальный вид.
Важен момент «прощания с песком». Дети трогательно гладят песок,
обещают вернуться вновь. Сказочный персонаж может самостоятельно
перечислить задания, выполненные детьми, а может попросить детей
вспомнить, чем они занимались в песочнице. Обязательно нужно благодарить
детей за бережное отношение к песку, за соблюдение правил поведения в
песочнице от лица персонажа.
Основная часть.
Песочница помогает решить множество коррекционных и образовательных
задач в обучающем процессе.
Игры с песком:
- развивают мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- развивают творческие способности;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звукового анализа;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических
представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма
- и многое другое.
Развитие мелкой моторики
Даем детям следующие задания:
- действия с песком: сжать в кулачке, разжать; захватить песок в щепотку и
разжать; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; перетирать песок
между ладонями и т.д.;
- отыскать в песочнице предметы (пуговицы, бусины, камешки и т. д.);
- отыскать предметы с определенными характеристиками (гладкие –
шершавые; большие – маленькие, какой-нибудь формы).
Рисование на песке (видео)
- прямые линии;
- волнистые линии;
- ступеньки;
- округлые формы;
- квадраты, прямоугольники (остановка и смена движений);
- предметы из округлых форм (неваляшка);
- предметы из квадратов и прямоугольников (пирамидки);
- рисование простых сюжетов;
- создание узоров на песке.
Работа над фонетической стороной речи.
Для развития фонематического слуха предлагаю детям выбрать фигурки с
определенным звуком. Например, собрать в зоопарк только тех животных, в
названии, которых есть звук [Л]: слон, крокодил, волк, лось белка, лань и т.д.
Перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.
Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации
звуков, например [с] и [ш]. Дети должны разделить пространство и заселить
одну часть животными с одним звуком, а другую часть со звуком –
оппозиционером.
Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического
слуха, можно ограничить детей и предложить выбирать животных с
определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине,
конце).
Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами
мебели и посуды. Если игрушечных пособий недостаточно, можно
использовать двухсторонние карточки на подставочках. Они легко встают в
толщу песка и довольно устойчивы.
Работа над лексической стороной речи
Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач
развития речи. Что же можно делать в песочнице?
1.
расширение и активизация лексики, связанной с песочницей: песок,
песчинка, песчанка, песочек, дюны, барханы и многое другое;
2.
обогащение словаря глаголами (сыпать, гладить, грести, мочить,
превращать и др.) и прилагательными (песочный, песчаный, легкий,
сыпучий, сухой, влажный, золотой, золотистый, зыбучий и т.д.);
3.
работу по развитию речи можно успешно сочетать с развитием
способов умственной деятельности: сравнивать, классифицировать,
обобщать и др.
Работа над грамматической стороной речи
Очень удачен опыт показа значений приставок на примере действий с песком
(словообразование). Демонстрация и повторение действия и называние этого
действия лучше усваивается – насыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь и т.д.
Работа над формированием фразовой речи (видео)
В начале можно создавать на глазах ребенка сказку или рассказ и задавать
множество уточняющих вопросов про цвет, форму, величину, чувства,
предметы, выстраивая диалог. Начиная с разговора между персонажами, мы
создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию
успеха.
В дальнейшем дети с удовольствием проигрывают литературные
произведения, пересказывают их, составляют рассказы из личного опыта.
Закрепление знаний по формированию элементарных
математических представлений
Закрепляем умения ориентироваться в пространстве, геометрическую форму.
Песочница может служить стендом для решения математических задач,
площадкой для формирования представлений об объеме.
В группе у нас есть особенные дети. Работу с ними мы строим совместно с
дефектологом. Индивидуальные занятия в песочнице помогают нам решать
многие задачи (видео с Никитой).
В эпоху тотального чувственного дефицита, в том числе и тактильного,
получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок
стремиться повторить опыт, прикладывая к этому усилия –
эмоциональные, волевые.