Автор: Данилова Наталья Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СШ №42
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством музыкального искусства.
Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством
музыкального искусства.
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды
и
образа
жизни,к
сожалению,
растет
количество
детей
с
ограниченными
возможностями.
Воспитание,
образование
и
развитие таких детей требует особого подхода, поэтому родители
этих детей в большей степени обращают внимание на физическое
и психологическое развитие детей, делают основной акцент на
подготовку ребенка к школе, интерактивное обучение, изучение
иностранных языков. Все это, безусловно, важно и необходимо, но
зачастую
забывается
огромная
роль
развития
творческих
способностей
детей,
которое
способствует
формированию
творчески
активной
личности,
коммуникативных
умений
и
навыков, что способствует их успешной социализации. Большое
значение
для
сохранения
физического
и
психологического
здоровья
детей
имеет
активизация
их
творческого
потенциала,
создание
атмосферы
поиска,
радости,
удовольствия,
развитие
детской индивидуальности, удовлетворения их индивидуальных
потребностей и интересов.
Деятельностью,
в
которой
могут
проявляться
творческие
способности
человека,
выступает
музыкальное
искусство.
Оно
носит
творческий
характер,
включая
в
себя
композиторскую,
исполнительскую,
слушательскую,
творческую
деятельность,
развивает
наблюдательность,
память,
мышление,
интуицию
и
активно
воздействует
на
развитие
воображения,
которое
составляет основу творческих способностей.
Дети с ограниченными возможностями – это особая категория,
которая
имеет
узкий
круг
общения,
в
то
время
как
рядом
существует большой, красивый мир. И мне как учителю музыки
важно
помочь
открыть
им
этот
мир,
развить
творческие
способности, ведь творчество – актуальная потребность детства и,
соприкасаясь
с
ним,
ребенок
может
получить
понимание
и
счастье.
Для ребенка имеет огромное значение достижение ощущения
«я это могу», «мое творчество интересно другим». Это повышает
самооценку,
самоуважение,
делает
взгляд
на
себя
в
обществе
более
оптимистичным,
что
особенно
важно
для
ребенка
с
ограниченными возможностями.
Задача
работы
с
этими
детьми
-
интеграция
их
в
общество
посредством
музыки,
так
как
музыка
вызывает
у
них
положительные
эмоции,
развивает
творческую
активность
и
поэтому на своих уроках я стараюсь найти для каждого такого
ребёнкате методы и приёмы, которые помогут ему творчески
раскрываться
и
получать
от
занятий
те
самые
положительные
эмоции.
У меня как у учителя музыки имеется опыт работы с детьми с
ОВЗ. В моей практике есть дети, обучающиеся как в школе, так и
находящиеся на домашнем обучении.
Подход к каждому такому ребенку индивидуален.
В 6 классе в класс пришла девочка, которой трудно ходить. Она была очень
замкнутая,
неактивная
на
уроках,
робкая
при
исполнении
песен,
малообщительная
с
детьми.
Наблюдая
эту
ситуацию
в
течение
некоторого
времени, я задумалась, как помочь ей раскрепоститься на моих уроках. Однажды
задала
на
дом
задание
сочинить
четверостишье
по
теме
урока.
Когда
на
следующем
уроке
дети
по
желанию
стали
зачитывать
свои
стихи,
то
стихотворение
этой
девочки
понравилось
больше
всех
и
вызвало
массу
одобрительных отзывов от одноклассников. И все узнали, что это стихотворение
у неё не единственное. Тогда мне пришла мысль: «Ребёнок сочиняет стихи, к
тому же читает очень выразительно, пусть иногда читает их на моих уроках под
тихо
звучащую
музыку».
Использованный
в
данном
случае
приём
мелодекламации позволил раскрыть творческие способности ученицы. Как же
было
приятно
наблюдать,
как
светились
её
глаза,
сколько
в
них
было
благодарности. И я, конечно же, была очень рада, что ребёнок чувствовал себя
на
высоте,
он
понимал,
что
востребован.
Постепенно
ученица
стала
более
активной на занятиях, с желанием стала петь и даже захотела посещать занятия
школьного
хора.
Особой
радостью
для
неё
стало
выступление
в
хоре
на
праздничном концерте к юбилею нашей школы.
Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям,
которые эффективно применяются при организации творческой познавательной
деятельности
учащихся.
Использование
компьютера
значительно
повышает
возможности
развития
детей
с
ОВЗ.
Использование
ИКТ
на
уроках
МУЗЫКИ проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и
карточки,
набранные
в
Word,
презентации
в
PowerPoint,
компьютерные
обучающие
и
развивающие
игры
в
начальной
школе.
Применение
ИКТ
в
процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ усиливают познавательную и
творческую
активность
учащихся.
Одной
из
наиболее
удачных
форм
подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать
создание
мультимедийных
презентаций.
Основа
любой
современной
презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с
помощью ярких образов. Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет,
вызывает у детей эмоциональный отклик.
Приведу пример.Два года я занималась с девочкой, которая не может обучаться
в школе в силу своего заболевания. Петь и выполнять дыхательную гимнастику
и дикционные упражнения, которыми мы занимаемся на уроках музыки, ей
трудно.
Однако,
девочка
очень
целеустремлённая,
ответственная,
эрудированная, много читает, хорошо развита речь. Каждый наш урок мы учили
теорию,
прослушивали
какое
–то
музыкальное
произведение
и
смотрели
подготовленные
мной
презентации.
Презентации
и
их
создание
её
очень
заинтересовало и я поняла, почему. Из наших с ней бесед я узнала, что она
собирается
стать
журналистом.
Для
этого
у
неё
есть
все
данные.
Она
с
удовольствиемработает
с
информацией,
хорошо
выделяет
главное
в
тексте,
систематизирует материал. Кроме того, с лёгкостью работает в сети интернет.
Однако, навыком создания презентаций она владела слабо и я стала помогать:
мы вместе готовили презентации по темам уроков, анализировали ею созданные
презентации,
которые
отличались
творческим
подходом.
Одну
такую
презентацию , я с её разрешения продемонстрировала одноклассникам.Детям
презентация понравилась и когда, придя в следующий раз на занятие, я сказала
об этом ученице, то нужно было видеть её лицо, озарённое горделивой улыбкой.
Затем
создание
презентаций
настолько
увлекло
девочку,
что
теперь
она
составляет
тематические
музыкальные
викторины
и
отправляет
своим
одноклассникам по электронной почте. Ребята по желанию выполняют задание,
я проверяю и выставляю оценки. Насколько важным для неё было ощущение «я
это могу», «мое творчество интересно другим». Это повысило её самооценку и
дало возможность почувствовать свою причастность к коллективу.
Ученик
3
класса
также
находится
на
домашнем
обучении,
временно
он
передвигается только при помощи инвалидного кресла. У мальчика от природы
хороший музыкальный слух, чистое интонирование, чувство ритма. Мы с ним на
занятиях
разучивали
и
пели
песни,
смотрели
презентации.
Но
методика
преподавания уроков музыки в начальной школе предполагает помимо пения,
слушания
музыки,
овладения
музыкальной
терминологией
ещё
иразвитие
танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности.
Ограниченность в движении не позволяет ему в полной мере выполнить эти
задания, поэтому, готовясь к встрече с ним,обращаюсь к возможностям ИКТ-
технологии. Специально подбираю видеоматериалы, демонстрирующие танцы
народов мира и просматривая это видео, мы под музыку стараемся повторить
доступные ему движения головой, плечами, корпусом, руками. Мальчику это
доставляет огромное удовольствие и на какое – то время он забывает о своём
недуге, раскрепощается и творчески раскрывается.
Основанием для проявления творческой активности должно быть искреннее,
живое переживание детьми музыкальных образов в музыкальной игре, песне –
инсценировке,
музыкально
–
ритмическом
движении.
Во
время
подлинной
творческой деятельности лицо ребенка озаряется радостью, каждое найденное
движение придает творческую смелость.
Особую трудность я испытала в работе с ученицей 5 класса. Ребёнок плохо
говорит, практически незапоминаетучебный материал и почти не поет.
Поэтому на занятиях мы с ней больше слушали (особенно ей нравились русские
народные
песни),
смотрели
видеоматериалы
с
песнями
и
танцами,
прохлопывали
ритм
лёгких
песенок
в
ладоши
и
с
помощью
шумовых
инструментов (ложки, треугольник). Эта деятельность девочке очень нравилась,
это было посильное для неё занятие и давало возможность выразить себя и
проявить своё творчество.
В
заключении
хочется
сказать,
что
приобщение
детей
с
ограниченными
возможностями
к
миру
музыки
и
к
творчеству,
позволяет успешно решать проблемы их социальной адаптации.