Автор: Лесотова Инна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 120"
Населённый пункт: г.Саратов. Саратовская обл.
Наименование материала: "Консультация для воспитателей "
Тема: "Растим патриотов"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей «Растим патриотов»
Инна Лесотова
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени.
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на
формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские
обязанности в мирное и военное время.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и
развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в
процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и
видов».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из
задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и
родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну
имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине
и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и
патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного
достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой
страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего
знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать
тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят
каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть
большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель
страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит
свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим
городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе
работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий.
Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия
на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и
родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от
случая к случаю.
Чувство патриотизмавключает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его
обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Формирование любого нравственного качества процесс длительный и
достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает
устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике
целесообразно начать работу по формированию патриотизма через
воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это
и есть закладка основного базиса.
Как достичь положительного результата направленные на совершенствование
нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и
рациональность материала развивающей среды для организации работы
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей
-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов,
макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции
(медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)
методическое обеспечение
:
-наличие картотеки на имеющийся материал
-целесообразность месторасположения материала
- соответствие содержания возрасту детей
- доступность свободного пользования
- эстетичность в оформлении
наличие игр и пособий для организации с детьми
- дидактические игры
-настольно - печатные игры
-атрибуты к сюжетно – ролевым играм
-иллюстративный материал
- рукописные игры
- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр
Рекомендации для воспитателейпо организации ознакомления детей с историей
военных событий и подвигом защитников Отечества:
- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных
событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми
старшего дошкольного возраста.
- Все специально организованные занятия с детьми проводятся и планируются в
разделах: «Ознакомление с окружающим миром и развитие
речи» и «Познавательное развитие».
- Необходимым условием проведения целенаправленной работы является
наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые
включают в себя специально организованные занятия.
- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с
рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта,
имеющихся в семьях.
-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с
ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.
- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические
выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации,
анкетирование)