Автор: Титова Марина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиала МБУ ДО "ДШИ №1 г.Надыма" в п.Приозёрный
Населённый пункт: ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры-упражнения для постановки рук в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Титова Марина Анатольевна
Преподаватель Филиала МБУ ДО «ДШИ №1 г.Надыма»
в п.Приозёрный ЯНАО
Комплекс игр - упражнений для постановки рук в классе
фортепиано
Фортепианная игра является одним из наиболее распространённых и
престижных
видов
деятельности
детей
в
наше
время
в
сфере
дополнительного образования. Начальный период обучения является самым
важным
этапом,
когда
закладываются
базовые
игровые
навыки
и
формируется
игровой
аппарат
учащегося.
Этот
период
–
основа
всего
дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. От него
во многом зависит успешность дальнейшего обучения ребёнка музыке.
Начиная занятия с маленькими детьми, надо стараться прежде всего
не
отпугнуть
их
чем-то
слишком
серьёзным,
что
может
показаться
утомительным и скучным. Интерес и желание в большей мере, чем всё
остальное, служат залогом успеха в обучении. Только сумев заинтересовать
ребёнка на первых уроках, следует постепенно вводить его в более узкий
круг
профессиональных
навыков,
как
можно
более
легко
и
доходчиво
преподносить ему необходимые знания. Педагог не может надеяться, что
ребёнок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя.
Важно создавать на уроке благоприятную, непринуждённую обстановку,
чтобы дать возможность ребёнку полностью раскрыться, проявить свои
способности. Это поможет решить одну из главнейших задач для юного
пианиста – освободить руки и придать их движениям естественность и
непринуждённость для свободной передачи в музыке мыслей и чувств.
Как уже было сказано, наряду с главной задачей начального этапа
обучения – увлечь ребёнка музыкой, педагог должен наладить контакт с
ребёнком
и
найти
способы
мотивации
его
к
дальнейшему
обучению.
Параллельно педагогу нужно незаметно и ненавязчиво «поставить ученику
руки», что является весьма непростой и ответственной и задачей начального
этапа
обучения
игре
на
этом
инструменте,
ведь
от
правильности
заложенного
«фундамента»
зависит
судьба
дальнейшего
успешного
обучения. У каждого педагога существует свой набор средств (приёмов,
упражнений,
гимнастики)
для
постановки
рук
начинающих
пианистов,
который может варьироваться и видоизменяться в связи с необходимостью
приспосабливаться к каждому конкретному ученику, уровню его развития,
интересам,
образному
мышлению
и
физическим
возможностям.
Предлагаемые упражнения нужно превратить в игру, дать им образные
названия и придумать подтекст. По мнению известного детского педагога
А.Д.Артоболевской: «Занимаясь тем, что принято называть «постановкой
рук»,
педагог
должен
научиться
делать
это
незаметно,
ненавязчиво,
в
большей степени при помощи своих рук». Объяснения словами «какие
должны быть руки», даже показ собственными руками не имеют должного
воздействия,
как
то,
что
ученик
почувствует
сам,
ощутит
комфорт
и
удобство от каждого движения.
Для начала нужно сформировать у обучающегося представление о
напряжении
и
отдыхе
рук,
то
есть
об
их
свободе
и
зажатости.
Кто-то
сравнивает руку с резиновым шлангом, по которому течёт вода; кто-то с
упругим подвесным мостиком, по которому можно «ходить в гости»; кто-то
прибегает
к
сравнению
с
гибкой
змейкой
или
горкой,
по
которой
скатываются
вниз
и
т.д.
Для
передачи
игровых
ощущений
так
же
используется приём, когда педагог предлагает ученику положить его руку на
руку педагога сверху и «покататься» на ней, чтобы точнее ощутить нужный
игровой приём. Не представляю, как можно обойтись без таких наглядных
приёмов
в
обучении
(бесконтактного
способа
«онлайн»,
исключительно
словесного описания и пр.) В данной методике я не изобретаю ничего
нового,
а
лишь
использую
наработанные
приёмы,
поэтому
в
данном
комплексе
я
предлагаю
свою
подборку
уже
изве стных
и л и
усовершенствованных
упражнений,
которые
проводятся
на
уроке
в
различной игровой форме:
1.
Игра «Шалтай-болтай»: под известное стихотворение дети свободно
размахивают руками вокруг туловища, будто плетьми, в конце можно
перегнуться в поясе (сломаться), уронив свободные руки вниз.
2.
Игра «Силач» - дети поднимают воображаемую штангу, то с рывком
поднимая её до плеч, затем вверх, то сбрасывая напряжение опять-таки
на плечи, затем вниз. Дети знакомятся и учатся владеть частями своих
рук.
3.
Игры «Увядающий
цветок»
или «Осыпающееся
дерево»:
ребёнок
поднимает
высоко
руки,
распрямляет
кончики
пальцев,
затем
расслабляет (роняет) сначала ладошки (растение сбрасывает верхние
листочки, лепестки), затем предплечья (средние листочки, лепестки),
потом полностью руки (нижние) и, наконец туловище (ствол, стебель).
4.
Игра «Мельница» или «Вертолёт»: ребёнок раскручивает поочерёдно
каждую руку от плечевого сустава, затем обе руки вместе. Делать это
упражнение нужно размеренно, неторопливо.
5.
Игра «Художник» - всей рукой, прямой от плеча (а не только кистью)
дети
рисуют
простые
фигуры:
круг,
квадрат,
восьмёрку,
прямую,
волнистую линию, буквы, цифры и т.д. Для большей достоверности в
руку можно взять карандаш или художественную кисть.
6.
Игра «Замри – отомри»: делается в любых положениях и фигурах,
помогает
осознать
чередование
напряжения
и
отдыха,
ощущение
целостности всей руки.
7.
Игра «Колобок» - известна ещё по пособию А. Артоболевской, дети
очень её любят и радуются, когда педагог берёт в свои руки руку ребёнка
и
начинает
раскручивать
запястье,
как
будто
разминает,
раскатывает
тесто.
8.
Игра «Висячий мост»: рука ученика – это мост, свободно свисающий
между
берегами
реки
(плечом
с
одной
стороны
и
закреплённым
на
клавиатуре 3-м пальцем – с другой), рука педагога – переходящий через
мост человек или животное. Мост может раскачиваться от ветра, задача –
удержать свободную руку на 3 пальце. Участники игры могут меняться
ролями.
9.
Игра «Вешалка»: ученик ставит кисть с опорой на пястную фалангу
одного из пальцев с таким ощущением, будто повесил на гвоздик одежду.
Выполнять упражнение можно на крышке инструмента или стола, затем
перенести его на клавиатуру.
10.
Игра – «До свидания!»: помахать поочерёдно ладошкой каждой руки,
как бы говоря: «Пока, пока!», а затем этим же движением прикоснуться 3
пальцем к клавише.
11.
Игра «Дирижёр» - дети учатся держать слегка округлённые в локтях
руки как дирижёр и при этом делать маховые и вращательные движения
поочерёдно каждым пальцем отдельно каждой рукой и двумя руками
вместе.
12.Игра «Веер»: пальцы поочерёдно и быстро опускаются на поверхность
стола, начиная с пятого или первого пальца в разных темпах). Можно
делать это упражнение на весу, собирая пальцы в ладошки (как в игре
«Дирижёр»).
13.
Игра «Кукловод»
или «Зацепочки» -
ребёнок цепляется кончиками
одного
или
нескольких
пальцев
обеих
рук
за
кончики
пальцев
рук
педагога, и педагог руководит ими по своему усмотрению, как кукловод.
Задача – не расцепиться. Упражнение развивает цепкость и тактильные
ощущения подушечек пальцев.
14.
Игра «Кто сильней?» аналогична предыдущей, только ребёнок сцепляет
кончики пальцев своих собственных рук, пытаясь развести их в стороны
друг от друга с достаточным усилием.
15. Игра «Силачи» - вариант «пружинок», когда подушечки одинаковых
пальцев обеих рук упираются друг в друга, округляясь и не прогибаясь в
суставах.
16.
И г р а «Игрушка
на
витрине»
-
приучает
к
ровной
посадке
за
инструментом,
когда
любимая
игрушка
(в
данном
случае
ученик)
принимает
презентабельный
вид,
подтянутую
форму.
Периодически
спину можно расслаблять, давая игрушке «отдохнуть».
17.
И гра «Попрыгай
на
лошадке»
приучает
к
правильной
посадке
за
инструментом. Наш стульчик – седло, а скамеечка под ногами – стремена
лошадки, поэтому ноги должны стоять крепко, устойчиво.
18.
Игра «Наклоны» - корпус раскачивается в разные стороны, ноги плотно
стоят на подставке, спина ровная. Эту игру можно проводить стоя с
палкой или плотным шарфом: заводить руки с предметом назад через
голову и возвращать обратно, делать наклоны, повороты в стороны, вниз
и др.
19.
Игра «Поздороваться с карандашом», когда карандаш соприкасается
точно с подушечкой пальца, слегка прижимаясь к ней, как бы оставляя
на ней свой след. Ребёнок запоминает то место на подушечке пальца,
каким нужно соприкоснуться с клавишей.
20.
И г р а «Крабик»
на
крышке
инструмента
или
стола
(из
пособия
Л.Баренбойма)
-
помогает
в
освоении
движений
1-го
пальца,
подкладывании его и перекладывании через него. Аналогичная игра
«Весло»,
где
1
палец
гребёт
(весло),
а
остальные
(лодочка)
перемещаются
относительно
него.
Это
упражнение
готовит
к
подкладыванию 1 пальца и смене позиций.
21.
Игра «Стихи
с
шариками»:
ребёнок
рассказывает
стихи,
свободно
роняя руки на поверхность стола (крышку инструмента) с вложенными в
ладошки шариками (например, от пинг-понга). Это помогает приучить
ладони к ощущению круглого свода и свободному падению вниз.
22.
И г р а «Вибрация» или
«Трясуха»:
мелкие
трясущиеся
движения
в
кистях рук, в ногах, корпусе освобождают от всевозможных зажимов.
23.
Игра «Фонарики»
или «Закручу-откручу» -
поворотные
движения
кистей
рук,
активная
пронация
и
супинация,
можно
делать
на
поверхности стола или в воздухе).
24.
Игра «Волшебные ладошки»: на крышке стола или инструмента кисти
рук превращаются то в листочки (пальцы вытянуты и растянуты), то в
домики (муравейники, парашюты – пальцы округлены и собраны), то в
паучка (верхние суставы кисти – «крыша» - провалены), то в желе или
паутинку, холодец (запястье приподнято и рука свободно покачивается -
дрожит
на
кончиках
пальцев).
На
этих
незатейливых
упражнениях
ребёнок учится быстро перестраивать свою руку.
25.
Игра «Пружинка»: ребёнок падает на стену поочерёдно то на ладошки,
то на пальцы и отталкивается от неё, как бы пружиня, каждый раз
сбрасывая руки вниз (освобождая их).
26.
И г р а «Лифт»:
ребёнок
поднимает
и
опускает
запястья
рук
на
расслабленные кулачки или пальцы, это упражнение на вертикальные
движения, лучше его делать на краю любой поверхности.
27.
Игра «Рулевой»: ребёнок водит кистями рук воображаемую машину
(или поезд), кистевой сустав ведёт за собой пальцы то вправо, то влево.
Упражнение развивает горизонтальные движения.
28.
Игра «Я шагаю» - помогает почувствовать разные шаги по клавиатуре
поочерёдно разными пальцами обеих рук: сильные, свободные, упругие,
тяжёлые, лёгкие, тихие, высокие и т.д.
29.
И г р а «Сосульки»
-
помогает
укреплению
пальцев,
ощущению
их
целостности: ученик роняет прямой палец на стол или клавишу, при
этом запястье находится выше самого пястья (кисти), а палец будто
растёт
из
самого
запястья
(крайняя
пальцевая
фаланга
будет
прогибаться, но временно не обращать на это внимание).
30.
Игра «Паутинка»: со словами: «Паучок всё вверх ползёт, паутинку он
плетёт, паутинка так тонка, ловко держит пучка», - ребёнок прижимает
подушечку 1 пальца одной руки к подушечке 2 пальца (3,4,5) другой;
затем делает всё наоборот, другой рукой и так продолжает чередовать
эти
движения.
Игра
развивает
тактильные
ощущения,
его
можно
выполнять с закрытыми глазами.
31.
Игра «Горошинки» - катать подушечками пары пальцев: 1 и 2, 1 и 3, 1 и
4, 1 и 5 пальцев воображаемые горошинки.
32.
Игра «Щелчок» - подобна предыдущей, но пальцы выполняют уже
более сильные движения – упругие щелчки.
33.
И г р а «Бокс»
-
боксируем
воображаемого
соперника,
упражнение
развивает силу рук, резкость броска, укрепляет плечевой сустав.
34.
Игра «Барабанщик» - на столе рассказывать стихи разными или всеми
пальцами, следя за правильным положением кисти (домика, парашюта).
35.
Игра «Мяч»: у нас есть мячики для пинг-понга, теннисный и обычный
большой
мяч.
Маленькие
мячики
использую
для
постановки
рук,
а
теннисный и большой мячи для ритмических игр и развития ловкости,
быстроты реакции, навыка хватания. Дети очень любят игры с мячами, у
них всегда поднимается настроение, улучшается мышечный тонус.
36.
И г р а «Импровизация»:
ребёнок
за
инструментом
фантазирует
и
изображает что-то при помощи движений и звуков. Педагог наблюдает за
ним со стороны, пытаясь разгадать, «про что» тот играет.
37.
И г р а «Раздави
ягодку» -
для
выработки
певучего
звукоизвлечения
подушечками пальцев (можно ассоциировать с разминанием пластилина
(теста) или как кошка переминается с лапки на лапку).
38.
Игра «Потянись» - для выработки навыка снятия руки.
39.
Игра «Одуванчик» - для лёгкого прикосновения к клавише и переноса
рук, педагог – ветер, который дует то сильнее, то слабее.
40.
И г р а «Ныряльщик»
-
для
глубокого
и
бесшумного
погружения
в
клавишу.
41.
Игра «Ущипни» - 1 и 2 пальцем ущипнуть себя, затем соседние клавиши
-
белую
и
чёрную,
как
гусь
или
«злючки-колючки».
Упражнение
развивает 1 палец, готовит руку к хроматическим гаммам.
42.
Игра «По бордюру» - 2 палец (3,4,5) играет звукоряд гаммы до мажор по
клавиатуре
(бордюру),
а
1
палец
в
это
время
шагает
всегда
внизу
клавиатуры (по тротуару).
Вот, пожалуй, основные упражнения, которыми я пользуюсь на уроках в
начальный
(и
не
только)
период
обучения.
Указанный
перечень
игр
и
упражнений далеко не является исчерпывающим, какие-то идеи рождаются
прямо
на
уроке
в
проце ссе
работы
и
полно стью
связаны
с
индивидуальностью
каждого
ученика
и
его
рук.
Надеюсь,
что
данный
комплекс
упражнений
окажется
полезным
для
коллег-педагогов
в
их
нелёгком,
но
увлекательном
труде
и
поможет
выстроить
свою
методику
обучения детей игре на музыкальном инструменте. Данный этап – лишь
маленькая часть длительного и сложного педагогического процесса обучения
музыке через игру на музыкальном инструменте.
Многое в педагогических приёмах почти непередаваемо, многое
держится на интуиции. Каждый педагог на основании собственного выбора,
вооружившись знаниями, сочетает те или иные методы в самых различных
комбинациях. Увлечённость своим делом, желание приобщить детей к миру
музыки подсказывают ему собственный путь. Убеждена, что если суметь
пробудить скрытые в ребёнке творческие силы, то они смогут озарить яркой
вспышкой
сложный
педагогический
процесс,
позволят
перешагнуть
все
скромно намеченные нормы и планы. Если ребёнок что-нибудь полюбит, он
способен проявить чудеса неутомимости и дать такие результаты работы, на
которые педагог и не смел даже надеяться.
Использованная литература:
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М., 1985.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1979.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л.,
1985.
Смирнова Т. Методические рекомендации. – М., 1994.
Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М., 1984.
Кузнецова
Т.
Поиграем?
–
Учебно-методическое
пособие.
–
Р-на/Д.,
2016.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классеДМШ, Киев,1977.
Мальцев С. – Метод Лешетицкого. – СПб, 2005.
Карась
С.
Школа
игры
на
фортепиано.
Экспресс-курс
для
детей
и
взрослых. – М., 2009.