Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа


Автор: Попова Вера Анатольевна
Должность: Воспитатель школы-интерната
Учебное заведение: МКОУ Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова
Населённый пункт: ЯНАО, Ямальский район, с.Салемал
Наименование материала: ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Живая история»

Возраст детей: 10-16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Попова В.А.,

педагог дополнительного образования

с. Салемал, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Потребность в духовно-нравственной личности, успешной социализации ребёнка в

современном

обществе,

его

жизненным

и

профессиональным

самоопределением,

продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой

реализации отражается в государственной политике в области образования и культуры.

Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в

социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на

развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и

создание возможностей творческого развития, в частности через реализацию программы

театральной студии.

С античных времен человечество использовало театр и формы театрального

действа в целях образования и развития личности, воспитания общественного сознания.

История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как

и вся история русского театрального искусства. В настоящее время занятия театральным

творчеством детей не потеряли своей актуальности. Гармоничное развитие личности

тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с

реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей

связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.

Программа театральной студии «Живая история» составлена на основании учебно-

методического пособия Буренина А.И. – «От игры до спектакля», имеет художественную

направленность.

Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой

деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для

практического применения в жизни: способность к фильтрации информации, быстроте

реакции, устойчивость к эмоциональным и физическим нагрузкам.

Новизна программы заключается в том, что смещены акценты с освоения

фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами

современных знаний и технологий по направлению деятельности;

программа обучения представляет целостную систему взаимосвязанных между

собою разделов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи»,

«Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем»;

изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом

возрастных особенностей);

содержание программы выстроено с учетом требований к предполагаемым

результатам

согласно

стандартам

нового

поколения.

Цель программы:

Развитие социально активной, творческой личности воспитанника средствами

театральной

деятельности,

содействие

их

жизненному

и

профессиональному

самоопределению.

Задачи программы:

Обучающие:

-

Обучить

воспитанников основам

актёрского

мастерства,

сценической

речи,

пластической выразительности, приемам гримирования;

- Познакомить с историей театрального искусства.

- Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в

области театральной деятельности.

Воспитательные:

- Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.

- Воспитать эстетический вкус.

- Сформировать у детей и подростков нравственное отношение к окружающему миру,

нравственные качества личности.

- Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

- Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и

логическое мышление.

- Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса;

мышечную свободу; фантазию, пластику.

- Развить творческие и организаторские способности.

- Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

Дополнительная общеобразовательная программа «Живая история» педагогически

целесообразна, т.к. направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом

ребенке, на выражение его личного «Я» и помогает решить следующие проблемы:

1)Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему

раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается рассмотреть

на уроке в школе.

2)Обучение

актерскому

мастерству

обеспечивает

равномерные

физические,

интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и

духовного здоровья.

3) Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор школьников,

философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в

пространство возможного и невозможного посредством игры, формирует мировоззрение,

эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Занятия

театральным творчеством приобщают детей к музыке, литературе, изобразительному

искусству.

4)Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе

решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания

детей «на улице».

5)Театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному

росту. Театральная модель жизненных ситуаций позволяет детям и подросткам

приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя

комфортной среды.

Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое

способствует эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина восприятия

искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю

жизнь.

Организационно-педагогические основы обучения.

Программа ориентирована на детей от 10 до 16 лет. Принимаются все желающие без

конкурсов и отборов. Кол-во детей в группе от 10 до 20 человек. Возраст от 10 до 16 лет.

Методы и формы обучения.

На занятиях объединения используются разнообразные формы и методы обучения. Это

рассказ, показ, беседы, наглядные, словесные, практические методы. Каждое занятие

состоит из теоретической и практической части. Теоретические сведения включают в себя

информацию

познавательного

характера.

Практическая

работа

включает

в

себя

знакомство с элементарными приемами актёрского мастерства.

Занятия строятся так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали

практическим работам. При изложении теоретических вопросов учитывается возраст

детей. Для глубокого изучения практических навыков, детям предлагается литература,

позволяющая воспроизвести в полном объёме изучающий материал. К ним относятся

специальная литература по актёрскому мастерству, ауди- и видеозаписи спектаклей и

постановок ведущих театров страны, разбор ролей сыграных известными актёрами.

Подведением

итогов занятий является постановка спектаклей и театральных

миниатюр.

Программа рассчитана на 108 часов.

Основные принципы:

принцип гуманизации предполагает создание оптимальной среды для воспитания,

общения и отдыха детей, способствует, обеспечению благоприятных условий для

освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей,

принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое

усвоение детьми необходимых знаний и умений.

принцип доступности выражается в соответствии учебного материала возрастным

и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической

среды.

принцип наглядности выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-

образная память, чем словесно-логическая, Поэтому мышление опирается на

восприятие или представления.

принцип комплексности, систематичности и последовательности обязывает

строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась

со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями,

умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

Ресурсное обеспечение:

компьютер

интерактивная доска;

музыкальная фонотека;

аудио и видео записи;

костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных

постановок;

элементы костюмов для создания образов;

кукольный театр;

видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

электронные презентации.

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и

т.д.);

чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на

заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя

логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными

героями.

К концу обучения дети должны

Знать (теория)

Уметь (практика)

История театра

Владеть информацией об истории возникновения

театра, театральных студий.

Актёрское мастерство

Жесты. Мимика.

Самостоятельно подбирать движения в соответствии

с эмоционально – образным содержанием музыки,

импровизировать при инсценировании песен,

танцев; придумывать свой ритмический рисунок в

соответствии с музыкой;

Театральные термины

Уметь объяснить театральные термины (мизансцена,

авансцена, пантомима, бутафория);

Виды театрального искусства

Различать виды театрального искусства, определять

жанр произведения.

Культура речи.

Владеть выразительной речью, обладать

способностью понимать эмоциональное

состояние другого человека и адекватно

выражать свое;

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Сроки

Вид деятельности

Форма контроля и оценка

результатов

первый год обучения

Первое полугодие

Приобретение знаний,

умений, навыков в

Способность овладеть

основными навыками

работы с текстом,

сценариями.

Самостоятельно

разрабатывать не сложные

сценарии, пьесы.

Мониторинг уровня знаний.

Зачёт.

Второе полугодие

Получение знаний, умений,

навыков

в

актёрском

Мониторинг уровня знаний.

Зачёт по актёрскому

мастерстве.

мастерству. Показательное

выступление

В результате реализации программы обучающиеся становятся любителями театра –

активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей

творческой деятельности для окружающих.

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность

образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные

формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих

способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

История театра

4

2

2

2

Мир художественных

произведений.

Актёрское

мастерство

12

2

10

3

Компоновка,

репетиция и показ

басен.

9

3

6

4

Работа над ролью

9

1

8

5

Домашние этюды «на

образы».

14

2

12

6

Объяснение

понятия: внешняя

характерность.

10

2

8

7

Сценический образ

как «комплекс

отношений».

22

2

20

8

Работа над образом

по методу

физических

действий.

10

2

8

9

Работа с текстом

9

2

7

10 Культура речи.

Мимика и жесты.

6

1

5

11 Репетиция спектакля

3

-

3

Всего

108

19

89

Содержание программы

Название блока

Темы

Описание раздела

Ча

сы

Прогнозируемый

результат

1.

Вводное занятие.

Задачи

кружка.

Теория:

Инструктаж по

ТБ.

Информация

об

6

Знание правил поведения

и

содержания

годовой

Театр

как

форма

развития

речи.

История

возникновен

ия театра.

истории

возникновения

театра.

Практика:

Выразительное

чтение

отрывков пьес.

работы коллектива.

2.

Раздел 1.

Об

основах

актерского

мастерства

1.Основы

актерского

мастерства.

2.Речь, жесты,

мимика

3. Технология

общения

в

процессе

взаимодейств

ия людей.

4.Этюды

на

различные

темы

5.Искусство

диалога,

интонации

Теория:

Об

основах

актёрского мастерства. О

значении жестов, мимики,

о речевых особенностях

актёра.

Практика:

Артикуляционная

гимнастика. Упражнения

на постановку дыхания.

Гласный

звукоряд.

Согласный

звукоряд.

Гласные

и

согласные

звуки

в

эвритмическом

жесте.

Упражнения

на

посыл

голоса.

Шёпот.

Крик.

Скороговорки,

считалки, поговорки на

отработку

отдельных

звуков.

Упражнения

на

отработку

интонации.

Стихи с движениями.

20

Умение

грамотно

управлять

вниманием.

Выразительное

чтение

наизусть. Умение точно

и полно рассказать об

увиденном

и

услышанном.

Умение

показывать

этюды

на

различные темы. Умение

работать с партнёром.

3.

Раздел 2.

Игровая

театральная

педагогика.

1. Понятие об

игре.

2 Правила

игры.

3. Условность

игры.

4.Народные

обрядовые

игры

Теория:

Особенности

проведения коллективных

игр.

Практика:

Разучивание

массовых игр. Игры на

знакомство: «Какие игры

я знаю». Игры в кругу: Я

вместе

со

всеми».

Обрядовые

игры

с

использованием

припевок:

«Ручеёк»,

«Золотые ворота» и др.

22

Прочное понятие об игре

и её условии. Свободное

владение

несколькими

видами игр.

4.

Раздел

3.

Театральная

деятельность

1.Различные

импровизации

, чтение по

ролям.

2.Репетицион

ные занятия

по технике

речи, мимике,

сценическим

движениям.

3.Работа по

технике речи,

Теория:

Особенности

монологической речи и

диалога.

Практика:

Отработка

навыка

выразительного

чтения, умения держаться

на

сцене,

работать

с

партнёром.

Первые

попытки импровизации.

60

Грамотное

выполнение

поставленной

задачи,

целесообразность

и

логичность действий.

технике

движения.

4.Работа по

отработке

искусства

монолога.

5.Инсцениров

ание

произведений

, премьерный

показ.

Методическое обеспечение

Программа театральной студии «Живая история» составлена на основании учебно-

методического пособия Буренина А.И. – «От игры до спектакля», имеет художественную

направленность.

Программа ориентирована на детей от 10 до 16 лет. Принимаются все желающие

без конкурсов и отборов. Кол-во детей в группе от 10 до 20 человек. Возраст от 10 до 16

лет.

Ресурсное обеспечение: Рабочее место – актовый зал, сцена. Применение ауд-

видеозаписей, музыкальное сопровождение. Портреты актёров, Сценические костюмы,

атрибуты.

Основные формы работы с детьми:

1.

Индивидуальная

Индивидуальная работа по тексту, с жестами, мимикой

2. Работа в группах

Учащиеся могут выполнять работу (постановку) по ролям,

( в парах, коллективно)

Методы:

словесный;

объяснительно-иллюстративный;

практический.

Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

Мониторинг уровня актёрского мастерства

Мониторинг уровня личностного развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос, анализ

контрольного задания, собеседование, анализ конкурсных работ, анализ творческих

работ представленных на итоговых выступлениях. Качество знаний, умений и навыков

проверяется один раза в год (апрель-май).

В результате обучения по программе выпускник будет иметь представление о

театрально-сценическом

искусстве.

Научиться

самостоятельно

пользоваться

полученными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками (эти

результаты будут отслеживаться в процессе творческих выступлений и итоговых занятий

Мониторинг ЗУН

ЗУН

Мах

баллов

Форма контроля

период

Знание о истории театра

3

Наблюдение, собеседование,

тестирование

Октябрь - май

Знание актёрского мастерства

5

Задания, наблюдение, вопросы, анализ

творческого задания

Умение грамотно управлять

вниманием.

Выразительное

чтение

наизусть.

Умение

точно и полно рассказать об

увиденном

и

услышанном.

Умение показывать этюды на

различные

темы.

Умение

работать с партнёром.

5

Наблюдение. Беседа. Творческое

задание

Умение применять знания и

умения

в

других

видах

деятельности

(танец,

5

Наблюдения, карточки с заданиями.

Творческое задание.

пантомима)

Анализ выполненных работ воспитанниками

Периодичность: январь, май

Оценивается по 5 балльной системе, совместно с детьми заполняется таблица

п/

п

Ф.И.

О.

Правильн

ое

построен

ие

различны

х частей

деталей

Эстетическ

ий вид

Правильно

е

соотношен

ие форм

деталей

Индивидуально

сть,

своеобразие

Итогов

ый балл

Примечан

ие

Мониторинг личностного развития

Критерии:

Трудолюбие (ответственность к порученному делу)

социальная воспитанность

Трудолюбие

Периодичность: сентябрь, январь, май

Метод: наблюдение, беседа, 3 балльная система, заполняется таблица

Ф.И.О

.

Инициативность

и творчество в

труде

Бережное

отношение к

результатам

труда

Самостоятельнос

ть в труде

Средний балл

Инициативность и творчество в труде

3 –находит полезные дела в группе, организует товарищей на творчество.

2 –находит полезные дела в группе, выполняет их с интересом

1 –участвует в полезных делах, организовываемых другими

0 –в полезных делах не участвует

Самостоятельность в творчестве

3 –хорошо трудится( с текстом) без контроля со стороны старших и побуждает других

2 –сам хорошо трудится, но к творчеству других равнодушен

1 –трудится при наличии контроля

0 – участия в творчестве не принимает

Бережное отношение к результатам творчества

3 –бережет личное и общественное имущество (реквизиты, костюмы), стимулирует к

этому других

2 -бережет личное и общественное имущество (реквизиты, костюмы)

1 –требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

Социальная воспитанность

Периодичность: сентябрь, январь, май

метод наблюдение, беседа, 3 балльная система, заполняется таблица

Ф.И.О.

Знание правил

поведения в

общественных местах

Умение

взаимодействовать с

другими членами

коллектива

Средний балл

Знание правил поведения в общественных местах

3 – соблюдает правила поведения

2 – знает, но не всегда соблюдает

1 – знает, но не выполняет

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

3 –предлагает свою помощь другим детям

2- не мешает другим детям на занятии

1–требует излишнего внимания педагога

Таблица Достижений заполняется в конце каждого года обучения года

п/п

Ф.И.О.

Уровень

знаний,

умений по

программе

Уровень

выполнения

творческих

работ

Уровень

личностного

развития

Результативность

участия в конкурсах

разного уровня

Итоговы

й балл

школа

район

округ

ит.д.

Для определения результативности проводятся различные конкурсы внутри

объединения, обеспечивается активное участие в показе сценок, спектаклей, пьес на

уровне учреждения, района и так далее, что позволяет сделать срез и выявить

сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам и по итогам года. Такой

подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную

мотивацию к деятельности обучающихся.

К оценкам результатов творчества относятся и похвала за самостоятельность и

инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами,

благодарственными письмами. Постановка творческих работ, информация освещается в

СМИ, сети Интернет.

Литература для педагога:

1.

Буренина А.И. – «От игры до спектакля». – С – Петербург. 2010 г.

2.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. – «Театрализованные игры в школе». – М.,

Школьная пресса, 2012 г.

3.

Никитина А. – «История про театр». – М., «Авангард», 2010 г.

4.

Славский Р. – «Искусство пантомимы». – М., «Просвещение», 2010 г.

Литература для детей

1.

Авроров Д. – «Спектакль и зритель». Книга для учащихся. М.: Просвещение, 2009

г.

2.

Алянский Ю. – «Азбука театра». – Л.: Детская литература, 2011 г.

3.

Климовский В. – «Мы идём за кулисы». – М.: Детская литература, 2010 г.

4.

Оганесян А. – «Что такое театр». – М.: Линка – Пресс, 2011 г.

5.

Левашева Г. – «Скоро премьера». – Л., Детская литература, 2010 г.



В раздел образования