Напоминание

"Путешествие в Антарктиду".


Автор: Рословцева Нина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №1 "Родничок"
Населённый пункт: Саратовская область, Краснопартизанский район, п. Горный
Наименование материала: НОД /Образовательная область "Познавательное развитие"/
Тема: "Путешествие в Антарктиду".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад№1

«Родничок» п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области

НОД

в подготовительной группе

тема: «Путешествие в Антарктиду».

/

Образовательная область «Познавательное развитие»/

Воспитатель

I квалификационной категории

Рословцева Нина Григорьевна.

2015-2016 учебный год.

Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в

процессе ознакомления детей с Антарктидой;

Программное содержание:

Образовательные задачи:

дать детям представления об особенностях географического положения,

животного мира, природы Антарктиды;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и

исследовательской деятельности детей;

- развивать умение работать за столами самостоятельно

- развивать речь, память, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, интерес к природе.

- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Словарная работа: полярник, айсберг, ледник, морской котик, океан.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры « Кто, где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:

- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки,

аптечка, посылка;

- видео и аудио сопровождение, презентация по теме «Антарктида»;

- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»;

- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка ;

- карточки, карандаши для игры « Кто, где живет»;

- полотенце на каждого ребенка.

Ход НОД:

Слайд № 1 – фон

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку, и мы ее сейчас

откроем.

- вы хотите узнать, что в ней находится? (ответы детей)

-Что это? (воспитатель выкладывает на стол все вещи)

Дети перечисляют предметы: карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи –

шарф, шапка, варежки.

Воспитатель: Как вы думаете, кому они могут принадлежать все эти вещи?

( человеку для путешествий в холодные места).

Почему именно в холодные места? (в посылке лежат теплые вещи).

Воспитатель: (берет в руки карту) Что это?

Воспитатель: для чего нужна карта? (чтобы знать, где находится место, куда

человек поедет)

Воспитатель: (берет в руки компас) Это что?

Воспитатель: для чего он нужен (определять направление движения).

Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое?

Воспитатель: для чего нужна аптечка? (чтобы оказать помощь себе или

другу)

Воспитатель: (берет в руки темные очки) Что это?

Воспитатель: для чего нужны темные очки? (защищать глаза от солнца –

летом, от снега – зимой)

Воспитатель: (достает и показывает варежки, шапка, шарф) Что это? (дети

поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи)

Кому принадлежат все эти вещи? (полярнику)

Воспитатель: для чего нужны теплые вещи? (чтобы одеться потеплей и

отправиться путешествовать туда, где холодно)

Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь видеописьмо.

Слайд № 2- Фото полярника (письмо полярника на магнитофоне)

Здравствуйте, дорогие ребята из п. Горный! Меня зовут Иван Николаевич

Петров. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые,

сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда – нибудь,

видели удивительное явление природы – полярное сияние? А хотите

посмотреть? Приглашаю вас посмотреть на это чудо природы! Но, прежде

чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды.

Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и

загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние.

Воспитатель:

Знает каждый человек

Самый южный материк.

Глобус мы перевернём и название найдём.

(Антарктида).

Где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе ).

Воспитатель: - А что же мы знаем про Антарктиду?

Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста на экран.

- Это небольшая земля, назвали её Антарктида.).

Слайд № 3- Антарктида

Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет.

Воспитатель: Что же означает белый цвет?

(снег, лёд , холод).

Антарктида самое холодное место на земле.

Там никогда не бывает тёплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт

снег и метут метели. (музыка)

Слайд № 4 –

-Антарктида, Антарктида! Холодна ты даже с виду,

-Ты на глобусе цветном , ледяным лежишь пятном.

- А на деле Антарктида холодней чем даже с виду.

- В холодильнике и то, было б жарче, чем в пальто.

Воспитатель: Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды

- Хотите отправиться в Антарктиду?

- А как мы доберёмся туда?

Слайд № 5 –Транспорт

(Карточки с разными видами транспорта: велосипед, автомобиль, корабль).

- Давайте выберем транспорт.

- Садимся в корабль, как мы его назовём? (Ледокол)

Дидактическая игра: « Во что оденемся?» (музыка)

( Работа за столами, перед детьми лист бумаги с картинками одежды, дети

подчеркивают ту картинку, которая необходима для путешествия.)

Проверка Слайд № 6 Молодцы, все готовы отправиться в путешествие

Слайд № 7 (Ледокол)

- Это наш корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие

льдины.

- Отправляемся. (Физминутка).

- День и ночь стучат машины,

- От винта бежит вода.

- Вот уже поплыли льдины,

- И настали холода.

Воспитатель: Сейчас предстоит разгадать вторую загадку Антарктиды

Слайд № 8 - Айсберги

- Что это за льдины?

- Это айсберги, огромные горы льда. Они могут просуществовать 6-12 лет ,

постепенно тая и делясь на мелкие. Их вынесло в море. Формы у них бывают

самые разные. В солнечную погоду айсберги кажутся разноцветными и

выглядят очень красиво.

-Плавают или тонут айсберги?

- Опасны ли они?

Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.

Опыт со льдом:

Воспитатель:Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду

большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда от айсберга.

- Утонул он?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему? ( Лед легче воды)

Воспитатель: Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для

кораблей ). Почему? ( потому что под водой находится его большая часть и

она не видна, поэтому нужно плыть осторожно, чтобы не столкнуться и не

пробить дно корабля ).

Воспитатель: Ребята, лед не всегда плох, он еще и полезен. Давайте поиграем

в игру « Хорошо или плохо?» (лед хорошо – можно заморозить продукты,

чтобы не испортились; пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для

занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно

приложить к больному месту и станет легче; лед плохо - упадешь,

поломаешь ногу, руку; провалиться и утонуть; холодно – простынешь.)

Дети хлопают в ладоши - хорошо, плохо – топают ногами. Молодцы!

Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде?

( нет)

Слайд № 9 Там нет городов, только станции на которых работают ученые -

полярники).

Воспитатель: Кто такие полярники? ( Люди, которые работают на полюсе, за

полярным кругом).

Воспитатель: Как вы думаете, что они делают в Антарктиде?( наблюдают за

погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую

землю)

Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди,

решившие отправиться работать на такой холодный материк? Внимание на

экран

Слайд № 9 – человечки – качества полярников.

Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые –

настоящие герои, готовые бороться с любыми трудностями, смелые,

внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные). Да, ребята, благодаря

этим смелым и отважным людям – ученым - полярникам, мы знаем о погоде,

жизни в Антарктиде.

Воспитатель: А вы хотите быть полярниками?

Полярники смелые, сильные, спортивные люди. Значит нам тоже необходимо

размяться.

Музыкальная физминутка:

Слайд № 10

Слайд № 11 Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле.

И плывут кругом вдали

Ледяные корабли…

Лишь косматая пурга

Кружит белые снега. Включить вой метели и вьюги

- Живут ли в Антарктиде животные? Оказывается, живут.

Давайте разгадаем четвертую загадку природы

Воспитатель: Посмотрите на экран.

Слайд № 12 Тюлень и морской котик

- В дальних холодных морях

На арктических полях

Я охочусь день - деньской,

Крики чаек надо мной.

Я ныряю целый день.

А зовут меня (тюлень).

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живёт,

Есть усы и хвост и ротик.

Кто же это? ( морской котик).

Воспитатель: Вы знаете, что ученые прозвали котика пятнистый морской

леопард. ( за его окрас – пятнышки на теле ) Как вы думаете, почему эти

животные похожи? У этих животных есть морда, тело покрыто короткой

густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского котика рождаются

живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят

детенышей молоком )

Посмотрите, удивительные животные показались из-за снежного холма.

Слайд № 13-14-15

Они идут цепочкой, друг за другом.

Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли

отставших.

Он король полярных льдин,

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин)

Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то

для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать).

Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями ).

Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не

превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда

выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира

). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – опыт с кремом и

водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно

Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите

руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на

коже ). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите

на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук.

Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? ( капли

воды скатываются с рук ). Тоже самое происходит с перьями пингвина.

Какай вывод мы можем сделать?

Слайд № 16-17

Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды,

потому что их перья покрыты слоем жира. Ребята, пингвин – это

удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и

высиживают, растят птенцов.

Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Кто, где живет »

Для этого вам нужно пройти за столы.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на карточки и расселите

животных Антарктиды. Карандашом подчеркните. Молодцы! Внимание на

экран Слайд № 18. Еще одну загадку Антарктиды вы отгадали.

Воспитатель: Ребята, осталась одна загадка. Посмотрите на экран.

Слайд № 19 - День.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (день ). Как вы это

определили? ( светит солнце, дети играют птички летают…)

Слайд № 20 - Ночь.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( ночь ). Как вы это

определили? ( темно, на небе светит луна, звезды…)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и

очень длинные полярные ночи.

Слайд № 21- День - Ночь.

Полярники работают и в темное время суток.

Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды.

Ребята, пока мы путешествовали в Антарктиде уже наступила полярная ночь

и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

Слайд № 23 – Видео – Слайды Полярное Сияние. Красота небесного свечения!

Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об

этом удивительном явлении, попросите родителей прочитать в энциклопедии.

Воспитатель: Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. А сейчас

ребята снова садимся на наш ледокол и возвращаемся домой.

-Заводим моторы.

-День и ночь стучат машины

От винта бежит вода.

Вот уже проплыли льдины,

Отступили холода.

-До свидания, Антарктида!

Понравилось путешествовать?

У кого были затруднения? Какие?

Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет

ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.

Ребята, этот год объявлен годом кино, очень много мультфильмов, передач снято

об этом материке и вы можете их посмотреть вместе с родителями.

В память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот такие раскраски (раздаю

детям). Молодцы, вы меня очень порадовали своими знаниями. Спасибо.



В раздел образования