Автор: Харченко Элла Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ СШ № 56
Населённый пункт: г. Петров Вал
Наименование материала: статья
Тема: Использование нестандартных форм обучения в преподавании биологии
Раздел: среднее образование
"Использование нестандартных форм обучения
в преподавании биологии"
Харченко Элла Николаевна, учитель биологии МКОУ СШ № 56 г. Петров Вал
Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных
учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти
процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы,
методы и средства педагогической деятельности.
Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей
духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с
постановкой таких вопросов и возникло понятие «нестандартные формы обучения», включая как
внеклассные мероприятия по предмету, так и нетрадиционную деятельность на уроках. Пришло
время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.
Традиционный подход, предполагающий ведущую роль учителя, не представляет возможности
раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.
Эффективность же современного подхода основывается на широкой реализации связи с жизнью, на
применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с
творчеством, стремлением пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А
для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все
имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям,
настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать,
пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит,
способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым
неожиданностям, уготованным ей судьбой.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности
учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение,
закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют
повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Характерной особенностью такого обучения является его оригинальность по замыслу, структуре,
сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить о таком обучении как о
нетрадиционном, творческом, авторском.
Цели нестандартного обучения
Расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе использования игровых форм
обучения на разных этапах мероприятия;
Активизация умственной деятельность обучающихся с использованием постановки проблемных
ситуаций
Воспитание у обучающихся потребности в сохранении и укреплении здоровья
Виды и формы нестандартного обучения и воспитания.
- уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и
учебному предмету. В основном такие виды уроков используются в среднем звене. Процесс игры
позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать
решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях, применять
полученные знания на практике.
- уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой
форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений,
закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить уроки-КВН в конце
учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя успехи и проблемы в
этом взаимодействии.
- уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся
попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания на
практике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более открытому
общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спорных вопросов.
- уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших
классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому можно
использовать лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу,
спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные
выводы, т. е. проявляют высокую активность.
- уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам, которые школьники могут
разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, “Генетические
болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения генных технологий, их
этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний разбор сложного
материала с его последующим обсуждением и обобщением. Уроки-семинары позволяют
активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. При
подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь, совершенствуя
навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. В ходе своих выступлений часто
используются самодельные плакаты, рисунки, таблицы, компьютерные презентации.
- уроки-мастерские. Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма
обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающей межгрупповую
социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами,
множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать сознательную
активную жизненную установку.
- лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении
курса биологии. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими
объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для
школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся
выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими
информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий
лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а
по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по
работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер.
- модульные уроки. Технология модульного обучения является одним из направлений
индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать темп
работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех
возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик (полностью или
частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, обеспечивающей
дифференциацию по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, по методам и
способам учебной деятельности, контроля и самоконтроля.
Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок – праздник; урок – защита
знаний; урок – практикум; урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и способов
действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.
Всё это способствует повышению эффективности преподавания биологии и химии, достижению
поставленных целей, высокой результативности в обучении. Поэтому такую форму деятельности
нужно практиковать в современной школе.