Напоминание

Использование нестандартных форм обучения в преподавании биологии


Автор: Харченко Элла Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ СШ № 56
Населённый пункт: г. Петров Вал
Наименование материала: статья
Тема: Использование нестандартных форм обучения в преподавании биологии
Раздел: среднее образование





Назад




"Использование нестандартных форм обучения

в преподавании биологии"

Харченко Элла Николаевна, учитель биологии МКОУ СШ № 56 г. Петров Вал

Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных

учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти

процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы,

методы и средства педагогической деятельности.

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей

духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с

постановкой таких вопросов и возникло понятие «нестандартные формы обучения», включая как

внеклассные мероприятия по предмету, так и нетрадиционную деятельность на уроках. Пришло

время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Традиционный подход, предполагающий ведущую роль учителя, не представляет возможности

раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного подхода основывается на широкой реализации связи с жизнью, на

применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с

творчеством, стремлением пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А

для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все

имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям,

настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать,

пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит,

способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым

неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности

учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение,

закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют

повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Характерной особенностью такого обучения является его оригинальность по замыслу, структуре,

сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить о таком обучении как о

нетрадиционном, творческом, авторском.

Цели нестандартного обучения

Расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе использования игровых форм

обучения на разных этапах мероприятия;

Активизация умственной деятельность обучающихся с использованием постановки проблемных

ситуаций

Воспитание у обучающихся потребности в сохранении и укреплении здоровья

Виды и формы нестандартного обучения и воспитания.

- уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и

учебному предмету. В основном такие виды уроков используются в среднем звене. Процесс игры

позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать

решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях, применять

полученные знания на практике.

- уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой

форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений,

закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить уроки-КВН в конце

учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя успехи и проблемы в

этом взаимодействии.

- уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся

попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания на

практике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более открытому

общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спорных вопросов.

- уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших

классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому можно

использовать лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу,

спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные

выводы, т. е. проявляют высокую активность.

- уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам, которые школьники могут

разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, “Генетические

болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения генных технологий, их

этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний разбор сложного

материала с его последующим обсуждением и обобщением. Уроки-семинары позволяют

активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. При

подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь, совершенствуя

навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. В ходе своих выступлений часто

используются самодельные плакаты, рисунки, таблицы, компьютерные презентации.

- уроки-мастерские. Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма

обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающей межгрупповую

социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами,

множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать сознательную

активную жизненную установку.

- лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении

курса биологии. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими

объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для

школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся

выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими

информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий

лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а

по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по

работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер.

- модульные уроки. Технология модульного обучения является одним из направлений

индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать темп

работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех

возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик (полностью или

частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, обеспечивающей

дифференциацию по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, по методам и

способам учебной деятельности, контроля и самоконтроля.

Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок – праздник; урок – защита

знаний; урок – практикум; урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и способов

действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.

Всё это способствует повышению эффективности преподавания биологии и химии, достижению

поставленных целей, высокой результативности в обучении. Поэтому такую форму деятельности

нужно практиковать в современной школе.



В раздел образования