Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроке русского языка при подготовке к ЕГЭ


Автор: Хафизова Гюзель Фоатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: "Разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Типы текста. Описание"
Тема: Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроке русского языка при подготовке к ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад




Поурочное планирование урока в 11Б классе

Тема. Типы текста. Описание

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Цели: 1. Повторить изученное ранее о типе текста повествование

2.Формировать у учащихся понятие о типе текста описание

2. Развивать у учащихся умение распознавать признаки текста - описания

3. Отработать практические навыки при работе с текстом-описание

4.Воспитывать у учащихся самостоятельность, умение рассуждать

Задачи: повторить основные речеведческие понятия;

закрепить умение определять

функционально-смысловую характеристику текста;

совершенствовать умение строить

устные и письменные высказывания с использованием типов речи повествование,

описание.

Оборудование: мультимедийное оборудование (презентация), раздаточный материал,

иллюстративный материал

Ход урока

I. Организационный момент

Доброе утро, ребята. Начинаем урок. Прежде чем перейти к проверке домашнего

задания и изучению новой темы, проводим, как всегда, небольшую орфографическую

работу.

II. Актуализация знаний

1) Сегодня повторим орфограмму безударная гласная в корне слова

Даны группы слов с орфограммами

1) зап..рать, р..стение, прил..гательное

2) сп..раль, ш..девр, к..мфорт

3) б..режок, ф..рмат, затв..рдеть

4) к...ридор, прид..рожный, зам..чать

5) тв..рительный, з.. рница, пл..вец

Прочитайте слова, выпишите их по орфограммам

1 ряд – проверяемая гласная в корне слова

2 ряд – непроверяемая гласная в корне слова

3 ряд – чередующаяся гласная в корне слова

Взаимопроверка

проверяемая гласная в корне

слова

непроверяемая гласная в

корне слова

чередующаяся гласная в

корне слова

бережок

формат

затвердеть

замечать

спираль

комфорт

коридор

шедевр

придорожный

запирать

растение

прилагательное

творительный

зарница

пловец

2) Переходим к повторению прошлой темы и проверке домашнего задания

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Что можете рассказать о повествовании?

Вспомним материал таблицы, которую мы начали заполнять

Отличительные

признаки

Повествование

Цель создания

текста

Рассказ (сообщение) о

действиях, поступках,

событиях в

определённой

последовательности

Отвечает на

вопрос

Что происходит?

Содержание и

форма текста

Последовательность

событий. Хронология.

Завязка, развитие

событий, кульминация,

развязка

Типичные

грамматические

средства

оформления

Видо-временные формы

глаголов. Простые и

сложные предложения с

прямым порядком слов

Прием

фотографии

Последовательный ряд

кадров. Череда картинок

Прочитайте тексты повествовательного типа о каком-либо жизненном случае,

которые вы составили дома

Почему ваши тексты повествование?

III. Основная часть. Изучение нового материала

1) Прочитайте текст про себя и вслух.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и жёлтый цвет

окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.

Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Еще

цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий пожелтевший

папоротник, и еще горячее пахнет в осиновом лесу.

(И.Соколов-Микитов)

2) Определите его тему и основную мысль. Какие слова в нем преобладают? К какому

типу можно его отнести?

3) Значит, какую тему мы будем сегодня изучать? Чему должны будем научиться?

4) Записываем тему урока в тетрадь

IV. Актуализация знаний

1) Итак, сегодня мы работам над типом текста – описанием. Что такое описание, по-

вашему?

2) Вот какое толкование слова описание дает толковый словарь Oжeгoвa C.И. и

Швeдoвoй H.Ю.

Описание -я, ср. 1. см. описать. 2. Сочинение, изложение, в котором что-нибудь

описывается.

Описать - сов. 1. кого-что. Изобразить что-н., рассказать о ком-чём-нибудь в письменной

или устной форме. О. события. О. незнакомца. 2. что. Изложить сведения о чём-н.,

охарактеризовать что-н. О. местный говор. О. древнюю рукопись. …

3) А теперь прочитаем материал параграфа 22 «Описание». Изучим отличительные

черты данного типа текста

4) Продолжите заполнение таблицы

Отличительные

признаки

Повествование

Описание

Цель создания

текста

Рассказ (сообщение) о

действиях, поступках,

событиях в

определённой

последовательности

Наглядно нарисовать

словесную картину,

чтобы читающий

зримо представил

себе предмет

изображения.

Отвечает на

вопрос

Что происходит?

Какой?

Содержание и

форма текста

Последовательность

событий. Хронология.

Завязка, развитие

Представление о

предмете в целом,

его деталях.

событий, кульминация,

развязка

Сравнение с

другими, аналогии,

противопоставления

.

Типичные

грамматические

средства

оформления

Видо-временные формы

глаголов. Простые и

сложные предложения с

прямым порядком слов

Определения,

выраженные

разными частями

речи. Средства

выразительности.

Прием

фотографии

Последовательный ряд

кадров. Череда картинок

Один кадр (портрет,

пейзаж, интерьер). 1

картинка.

5) Вернемся к тексту Соколова-Микитова

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и жёлтый цвет

окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.

Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Еще

цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий пожелтевший

папоротник, и еще горячее пахнет в осиновом лесу.

(И.Соколов-Микитов)

6) На основе таблицы поработаем над отличительными признаками описания в данном

тексте

7) Выпишите из данного текста средства выразительности

8) Выполните синтаксический разбор последнего предложения

V. Закрепление изученного

1) А сейчас предлагаю вам самим поработать над составлением своего текста-описания

2) Раз уж мы начали разговор о временах года, поговорим о вашем любимом времени

года (делимся на группы)

3) Напишите ассоциации к вашему времени года

4) Составьте словосочетания с полученными словами

5) Составьте предложения с полученными словосочетаниями

6) Составьте текст-описание о зиме, состоящий из 4-5 предложений

7) Подготовьтесь защитить ваше любимое время года - прочитайте полученные тексты.

Молодцы! У вас получилось очень хорошо!

8) А теперь возьмем отрывок из произведения Л.Н.Толстого «Война и мир»,

прочитайте его, найдите описание. Подумайте, только ли природу описывает автор? (автор

не только описывает природу, но через это описание передает внутренний мир князя

Андрея Болконского)

…Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл

ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату.

Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд

подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под

деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где

листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша,

правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти

полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на

окно, и глаза его остановились на этом небе…

(Л.Н.Толстой)

9) Домашнее задание. Ребята, вспомните, а что еще можно описать, кроме природы?

(Человека, состояние человека, предмет, место) Опишите дома …себя

VI. Заключение

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Скажите, понравился он вам? Что вы узнали нового о типе

речи описание? Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Ребята, обратите внимание, как данная тема находит отражение в ЕГЭ

Это задание 23. Взяла только фрагмент задания

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в

порядке возрастания.

3) В предложениях 26—28 представлено повествование.

4) Предложение 42 содержит описательный фрагмент.

(26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на

меня. (27)Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.

(42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко

висело над землёй, и сквозь него летели голуби.

Приложения

1.

1) зап..рать, р..стение, прил..гательное

2) сп..раль, ш..девр, к..мфорт

3) б..режок, ф..рмат, затв..рдеть

4) к...ридор, прид..рожный, зам..чать

5) тв..рительный, з.. рница, пл..вец

2.

Отличительные

признаки

Повествование

Цель создания

текста

Рассказ (сообщение) о

действиях, поступках,

событиях в

определённой

последовательности

Отвечает на

вопрос

Что происходит?

Содержание и

форма текста

Последовательность

событий. Хронология.

Завязка, развитие

событий, кульминация,

развязка

Типичные

грамматические

средства

оформления

Видо-временные формы

глаголов. Простые и

сложные предложения с

прямым порядком слов

Прием

фотографии

Последовательный ряд

кадров. Череда картинок

3.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и жёлтый цвет

окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.

Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Еще

цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий пожелтевший

папоротник, и еще горячее пахнет в осиновом лесу.

(И.Соколов-Микитов)

4.

…Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл

ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату.

Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд

подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под

деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где

листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша,

правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти

полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на

окно, и глаза его остановились на этом небе…

(Л.Н.Толстой)

5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в

порядке возрастания.

3) В предложениях 26—28 представлено повествование.

4) Предложение 42 содержит описательный фрагмент.

(26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на

меня. (27)Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.

(42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко

висело над землёй, и сквозь него летели голуби.



В раздел образования