Автор: Тарасова Валерия Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО “ Челябинский государственный университет”
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6 КЛАССЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Раздел: полное образование
Тарасова Валерия Сергеевна
ФГБОУ ВО “ Челябинский государственный университет”
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6 КЛАССЕ:
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация: в статье рассматриваются программы по литературе для
общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой,
А.Г.Кутузова, выявляются способы активизации познавательной
деятельности учащихся. Установлены традиционные и инновационные
игровые приемы, используемые на уроках литературы в школе, а также
детально рассмотрен потенциал викторин как средства развития творческих и
интеллектуальных способностей обучающихся
Ключевые слова: игра, виды игр, игровые методы, викторина, синквейн.
Игра – одно из важнейших средств интеллектуального и нравственного
воспитания детей. Большое значение игре как учебному действию придавал
А.С. Макаренко: «Что такое ребенок в игре, так это то, что во многих
отношениях
он
будет
работать,
когда
вырастет.
Поэтому
образование
будущего лидера, прежде всего, в игре»
1
. Очевидно, что содержание игры –
это
всегда
целый
ряд
обучающих
заданий.
В
игре
ученики
попадают
в
ситуацию, которая позволяет им критически оценивать свои знания, вносить
эти знания в систему.
Вопросы
активизации
познавательной
деятельности
учащихся
принадлежат
к
числу
наиболее
актуальных
проблем
современного
педагогического образования. От качества учения как деятельности зависит
не только результат обучения, но и развития и воспитания учащихся, поэтому
осуществление принципа активности имеет конкретное значение. Ключевой
задачей
в
повышении
эффективности
учебного
процесса
является
активизация обучения учащихся. Ее особенность состоит в том, что сам
процесс
обучения
ориентирован
не
только
на
восприятие
школьного
материала,
но
и
на
развитие
отношения
учащегося
к
познавательной
1
Макаренко А.С. Пед. Соч.: В 8 том. / сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. М., 1983 - 1986. Т 4. , Т. 7.
деятельности.
Главная
цель
активизации
–
повышение
качества
учебно-
воспитательного процесса.
Игровые методы и приемы в системе образовательных технологий
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
с
помощью
образовательных игр является одним из путей совершенствования процесса
обучения всем школьным предметам, в том числе и литературы. Обратимся
к
учебно-методическому
пособию
под
названием
«Энциклопедия
образовательных технологий»
2
. Эта книга была
написана
профессором
Германом
Константиновичем
Селевко.
Данная
работа
включает
в
себя
классификацию
технологий
по
направлению
модернизации
традиционной
системы
обучения,
а
также
рассматривает
воспитательные
и
социально-
воспитательные технологии, выделяет педагогические технологии на основе
применения современных информационных средств.
Профессор Селевко
отводит отдельную главу изучению игровых технологий. В данной главе
рассматривается:
● Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
– Организационно-деятельностные игры
– Школа-театр
Интерактивные игры:
–
Технология
«Развитие
критического
мышления
через
чтение
и
письмо»
–Технология проведения дискуссий
–Технология «Дебаты»
В среднем звене наблюдается потребность ученика в создании своего
собственного мира, бурное развитие воображения и фантазии, в стремлении к
взрослости. В настоящее время наиболее известными считаются деловые
игры,
которые
способствуют
развитию
творческих
умений
школьника.
Деловые игры дают возможность понять и изучить учебный материал с
2
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М., 2005. 125 с.
разных позиций. Г.К.Селевко выделяет три вида деловых игр: имитационные,
операционные, ролевые.
Имитационные игры. На уроках пародируется работа той или иной
компании,
предприятия
или
его
отделения,
к
примеру,
профсоюзного
комитета, совета наставников, отделения, цеха, места и т.д. Имитироваться
могут события, определенная работа людей (деловая встреча, рассмотрение
проекта, осуществление собеседования и т.д.) и атмосфера, требование, в
каковых
совершается
событие
либо
исполняется
деятельность
(офис
руководителя цеха, зал заседаний и т.д.). План моделирующей игры, помимо
сюжета действия, включает описание текстуры и направления моделируемых
действий и предметов.
Операционные игры. Данные игры могут помочь лучше
осваивать
осуществление
определенных
специфических
действий,
к
примеру,
технологии написания сочинения, решения вопросов, ведения пропаганды и
агитации. В операционных играх имитируется реальный рабочий процесс.
Ролевые игры, или, как их называет Г.К. Селевко, «исполнение ролей».
На
этом
этапе
перед
школьниками
ставится
задача:
освоить
тактику
поведения, выполнений функций, действий и обязанностей конкретного лица.
Между учащимися распределяются роли с определенным содержанием, и
разрабатывается мини-спектакль ситуации.
Викторина как способ активизации познавательной деятельности
учащихся
Понятие
«игровые
приемы»
включает
большую
группу
способов
организации учебного процесса в форме игры. Викторина является одним из
универсальных приемов игровой деятельности. Проведение викторин как
способа активизации познавательной деятельности учащихся способствует
п о в ы ш е н и ю
у ч е б н о й
м о т и в а ц и и ,
и с п о л ь з о в а н и ю
возможностей межличностной коммуникации обучающихся, формированию
умений сотрудничать. Она дает возможность проявлять смекалку, эрудицию,
сравнивать
собственные
действия
с
действиями
одноклассников.
Присутствие
элемента
игры-состязания
в
викторине
соответствует
потребностям учащихся в установлении положительных взаимоотношений и
в
приобретении
личностно-значимых
знаний.
Викторина
способна
быть
также формой контролирования знаний учащихся, повторения изученного
материала, углубления знаний по проблеме. Цель проведения такой формы
игры
заключается
в
том,
чтобы
зафиксировать
изученный
материал,
и
автоматизировать его использование в новейших ситуациях, а также побудить
учащихся
к
творческому
отбору
материала,
предложенного
в
книге
или
учебнике.
При проведении викторины учитель должен стараться:1) привлекать
знания
учащихся
по
другим
дисциплинам;
2)
применять
их
умения
самостоятельно взаимодействовать с учебником, книгой, печатным изданием,
справочником;
3)
принимать
во
внимание
характерные
черты
любого
учащегося (его речевую подготовку, ритм деятельности, круг интересов).
Различные по содержанию и форме викторины раскрывают горизонт для
творчества, как учащихся, так и самого учителя. Успешно проведенные и
специализированные викторины становятся праздником для их участников.
Ученые-методисты (М.А. Давыдова, В.П. Лебедева, Л.Ф. Тихомирова и
др.) выделяют несколько видов викторин, которые применяются на уроках в
школе:
- Тематические викторины, которые формируются и применяются в
рамках одной проблемы или темы. Подобные викторины дают возможность
обнаружить разносторонние знания и круг интересов обучающихся.
-
Межтематические
викторины
дают
возможность
ученикам
использовать приобретенные знания не только лишь на занятиях в школе, но
и в иных сферах человеческих познаний. Этот вид викторины позволяет
участникам гораздо лучше изучить друг друга, чтить вклад каждого члена
команды, повысить уверенность в себе и свою самооценку.
-
Лингвистические
викторины
позволяют
ученикам
привлечь
на
практике языковые навыки и мастерство, развивают наиболее чуткий подход
к разным языковым действиям.
- Развлекательно-развивающие викторины способствую формированию
сообразительности,
находчивости,
догадливости,
гибкости
мышления,
логическому рассуждению. Зачастую сюда относят – кроссворды, ребусы и
разнообразные развивающие задания. Этот вид викторины может помочь
улучшить мыслительный процесс, увеличивает мотивацию к исследованию
объекта.
Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода на
уроках литературы
Синквейн
(от
французских
cinquains,
английский
cinquain)
–
это
поэтическая
форма
из
пяти
строк,
возникшая
в
Соединенных
Штатах
в
начале
20-го
века
под
влиянием
японской
поэзии. Позже
его
стали
использовать (недавно, с 1997 года и в России) в дидактических целях, как
эффективный метод развития образной речи, позволяющий быстро получить
результат.
Написание
синквейна
-
это
форма
свободного
творчества,
которая
требует от ученика найти наиболее важные элементы в информационном
материале, сделать выводы и кратко сформулировать их.
Такого рода тип деятельности предполагает вовлечение абсолютно всех
мыслительных
процессов
обучающихся
–
умозаключительных,
синтезирующих и креативных, так как следует обосновать свою точку зрения,
а кроме того выдумать собственный уникальный вид решения.
Таким
образом,
процесс
составления
синквейна,
явл яясь
результативным
инноваторским
способом,
дает
возможность
гармонично
совмещать
части
абсолютно
всех
трех
ключевых
просветительских
концепций: информативной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Опыт
показывает,
что
внедрение
игровых
технологий
в
учебный
процесс дает положительные результаты. Дети заинтересованы в изучении
даже
скучных
предметов,
они
стремятся
стать
лучше,
получить
похвалу. Кроме
того,
игра
позволяет
раскрыть
личность
ребенка,
убрать
комплексы, которые были заложены в семье. В процессе соревнований и
ролевых игр ученики демонстрируют свои способности одноклассникам, тем
самым, поднимаясь в глазах.
Список литературы
1. Брандесов, Р.Ф.
О
творческом
характере урока литературы
[Текст]:
литература в школе / Р.Ф. Брандесов. – М.: Просвещение, 1976, № 6.– С.31-37
2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] /
Л.С. Выготский. – М., 1956. – 248 с.
3. Гальперин,
П.Я.
Методы
обучения
и
умственное
развитие
ребенка
[Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
4. Давыдов,
В.В.
Проблемы
развивающего
обучения
[Текст]:
учебное
пособие / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 231 с.
5. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст] /
М.В. Кларин. – М., Знание, 1989. – 58 с.
6. Коровина, В.Я. Литература: 5 класс., под редакцией В. И. Коровина
[Текст]: метод. советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский — М.: Просвещение,
2004. – 143 с.
7. Махмутов, М.И. Современный урок к пути его организации [Текст]:
учебное пособие / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1975. – 64 с.
8. Никольская, С.А. «Синквейн» [Текст]: учебник / С.А.Никольская. – М:
Владос, 2001. – 164 с.
9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1.
[Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 125 с.
10.
Смолкин,
А.М.
Активные
методы
обучения
[Текст]
/
А.М.Смолкин. – М.: Дрофа, 1991. – 56 с.