Напоминание

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6 КЛАССЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Автор: Тарасова Валерия Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО “ Челябинский государственный университет”
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6 КЛАССЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Раздел: полное образование





Назад




Тарасова Валерия Сергеевна

ФГБОУ ВО “ Челябинский государственный университет”

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6 КЛАССЕ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация: в статье рассматриваются программы по литературе для

общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой,

А.Г.Кутузова, выявляются способы активизации познавательной

деятельности учащихся. Установлены традиционные и инновационные

игровые приемы, используемые на уроках литературы в школе, а также

детально рассмотрен потенциал викторин как средства развития творческих и

интеллектуальных способностей обучающихся

Ключевые слова: игра, виды игр, игровые методы, викторина, синквейн.

Игра – одно из важнейших средств интеллектуального и нравственного

воспитания детей. Большое значение игре как учебному действию придавал

А.С. Макаренко: «Что такое ребенок в игре, так это то, что во многих

отношениях

он

будет

работать,

когда

вырастет.

Поэтому

образование

будущего лидера, прежде всего, в игре»

1

. Очевидно, что содержание игры –

это

всегда

целый

ряд

обучающих

заданий.

В

игре

ученики

попадают

в

ситуацию, которая позволяет им критически оценивать свои знания, вносить

эти знания в систему.

Вопросы

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

принадлежат

к

числу

наиболее

актуальных

проблем

современного

педагогического образования. От качества учения как деятельности зависит

не только результат обучения, но и развития и воспитания учащихся, поэтому

осуществление принципа активности имеет конкретное значение. Ключевой

задачей

в

повышении

эффективности

учебного

процесса

является

активизация обучения учащихся. Ее особенность состоит в том, что сам

процесс

обучения

ориентирован

не

только

на

восприятие

школьного

материала,

но

и

на

развитие

отношения

учащегося

к

познавательной

1



Макаренко А.С. Пед. Соч.: В 8 том. / сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. М., 1983 - 1986. Т 4. , Т. 7.

деятельности.

Главная

цель

активизации

повышение

качества

учебно-

воспитательного процесса.

Игровые методы и приемы в системе образовательных технологий

Активизация

познавательной

деятельности

учащихся

с

помощью

образовательных игр является одним из путей совершенствования процесса

обучения всем школьным предметам, в том числе и литературы. Обратимся

к

учебно-методическому

пособию

под

названием

«Энциклопедия

образовательных технологий»

2

. Эта книга была

написана

профессором

Германом

Константиновичем

Селевко.

Данная

работа

включает

в

себя

классификацию

технологий

по

направлению

модернизации

традиционной

системы

обучения,

а

также

рассматривает

воспитательные

и

социально-

воспитательные технологии, выделяет педагогические технологии на основе

применения современных информационных средств.

Профессор Селевко

отводит отдельную главу изучению игровых технологий. В данной главе

рассматривается:

● Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

– Организационно-деятельностные игры

– Школа-театр

Интерактивные игры:

Технология

«Развитие

критического

мышления

через

чтение

и

письмо»

–Технология проведения дискуссий

–Технология «Дебаты»

В среднем звене наблюдается потребность ученика в создании своего

собственного мира, бурное развитие воображения и фантазии, в стремлении к

взрослости. В настоящее время наиболее известными считаются деловые

игры,

которые

способствуют

развитию

творческих

умений

школьника.

Деловые игры дают возможность понять и изучить учебный материал с

2



Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М., 2005. 125 с.

разных позиций. Г.К.Селевко выделяет три вида деловых игр: имитационные,

операционные, ролевые.

Имитационные игры. На уроках пародируется работа той или иной

компании,

предприятия

или

его

отделения,

к

примеру,

профсоюзного

комитета, совета наставников, отделения, цеха, места и т.д. Имитироваться

могут события, определенная работа людей (деловая встреча, рассмотрение

проекта, осуществление собеседования и т.д.) и атмосфера, требование, в

каковых

совершается

событие

либо

исполняется

деятельность

(офис

руководителя цеха, зал заседаний и т.д.). План моделирующей игры, помимо

сюжета действия, включает описание текстуры и направления моделируемых

действий и предметов.

Операционные игры. Данные игры могут помочь лучше

осваивать

осуществление

определенных

специфических

действий,

к

примеру,

технологии написания сочинения, решения вопросов, ведения пропаганды и

агитации. В операционных играх имитируется реальный рабочий процесс.

Ролевые игры, или, как их называет Г.К. Селевко, «исполнение ролей».

На

этом

этапе

перед

школьниками

ставится

задача:

освоить

тактику

поведения, выполнений функций, действий и обязанностей конкретного лица.

Между учащимися распределяются роли с определенным содержанием, и

разрабатывается мини-спектакль ситуации.

Викторина как способ активизации познавательной деятельности

учащихся

Понятие

«игровые

приемы»

включает

большую

группу

способов

организации учебного процесса в форме игры. Викторина является одним из

универсальных приемов игровой деятельности. Проведение викторин как

способа активизации познавательной деятельности учащихся способствует

п о в ы ш е н и ю

у ч е б н о й

м о т и в а ц и и ,

и с п о л ь з о в а н и ю

возможностей межличностной коммуникации обучающихся, формированию

умений сотрудничать. Она дает возможность проявлять смекалку, эрудицию,

сравнивать

собственные

действия

с

действиями

одноклассников.

Присутствие

элемента

игры-состязания

в

викторине

соответствует

потребностям учащихся в установлении положительных взаимоотношений и

в

приобретении

личностно-значимых

знаний.

Викторина

способна

быть

также формой контролирования знаний учащихся, повторения изученного

материала, углубления знаний по проблеме. Цель проведения такой формы

игры

заключается

в

том,

чтобы

зафиксировать

изученный

материал,

и

автоматизировать его использование в новейших ситуациях, а также побудить

учащихся

к

творческому

отбору

материала,

предложенного

в

книге

или

учебнике.

При проведении викторины учитель должен стараться:1) привлекать

знания

учащихся

по

другим

дисциплинам;

2)

применять

их

умения

самостоятельно взаимодействовать с учебником, книгой, печатным изданием,

справочником;

3)

принимать

во

внимание

характерные

черты

любого

учащегося (его речевую подготовку, ритм деятельности, круг интересов).

Различные по содержанию и форме викторины раскрывают горизонт для

творчества, как учащихся, так и самого учителя. Успешно проведенные и

специализированные викторины становятся праздником для их участников.

Ученые-методисты (М.А. Давыдова, В.П. Лебедева, Л.Ф. Тихомирова и

др.) выделяют несколько видов викторин, которые применяются на уроках в

школе:

- Тематические викторины, которые формируются и применяются в

рамках одной проблемы или темы. Подобные викторины дают возможность

обнаружить разносторонние знания и круг интересов обучающихся.

-

Межтематические

викторины

дают

возможность

ученикам

использовать приобретенные знания не только лишь на занятиях в школе, но

и в иных сферах человеческих познаний. Этот вид викторины позволяет

участникам гораздо лучше изучить друг друга, чтить вклад каждого члена

команды, повысить уверенность в себе и свою самооценку.

-

Лингвистические

викторины

позволяют

ученикам

привлечь

на

практике языковые навыки и мастерство, развивают наиболее чуткий подход

к разным языковым действиям.

- Развлекательно-развивающие викторины способствую формированию

сообразительности,

находчивости,

догадливости,

гибкости

мышления,

логическому рассуждению. Зачастую сюда относят – кроссворды, ребусы и

разнообразные развивающие задания. Этот вид викторины может помочь

улучшить мыслительный процесс, увеличивает мотивацию к исследованию

объекта.

Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода на

уроках литературы

Синквейн

(от

французских

cinquains,

английский

cinquain)

это

поэтическая

форма

из

пяти

строк,

возникшая

в

Соединенных

Штатах

в

начале

20-го

века

под

влиянием

японской

поэзии. Позже

его

стали

использовать (недавно, с 1997 года и в России) в дидактических целях, как

эффективный метод развития образной речи, позволяющий быстро получить

результат.

Написание

синквейна

-

это

форма

свободного

творчества,

которая

требует от ученика найти наиболее важные элементы в информационном

материале, сделать выводы и кратко сформулировать их.

Такого рода тип деятельности предполагает вовлечение абсолютно всех

мыслительных

процессов

обучающихся

умозаключительных,

синтезирующих и креативных, так как следует обосновать свою точку зрения,

а кроме того выдумать собственный уникальный вид решения.

Таким

образом,

процесс

составления

синквейна,

явл яясь

результативным

инноваторским

способом,

дает

возможность

гармонично

совмещать

части

абсолютно

всех

трех

ключевых

просветительских

концепций: информативной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Опыт

показывает,

что

внедрение

игровых

технологий

в

учебный

процесс дает положительные результаты. Дети заинтересованы в изучении

даже

скучных

предметов,

они

стремятся

стать

лучше,

получить

похвалу. Кроме

того,

игра

позволяет

раскрыть

личность

ребенка,

убрать

комплексы, которые были заложены в семье. В процессе соревнований и

ролевых игр ученики демонстрируют свои способности одноклассникам, тем

самым, поднимаясь в глазах.

Список литературы

1. Брандесов, Р.Ф.

О

творческом

характере урока литературы

[Текст]:

литература в школе / Р.Ф. Брандесов. – М.: Просвещение, 1976, № 6.– С.31-37

2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] /

Л.С. Выготский. – М., 1956. – 248 с.

3. Гальперин,

П.Я.

Методы

обучения

и

умственное

развитие

ребенка

[Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.

4. Давыдов,

В.В.

Проблемы

развивающего

обучения

[Текст]:

учебное

пособие / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 231 с.

5. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст] /

М.В. Кларин. – М., Знание, 1989. – 58 с.

6. Коровина, В.Я. Литература: 5 класс., под редакцией В. И. Коровина

[Текст]: метод. советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский — М.: Просвещение,

2004. – 143 с.

7. Махмутов, М.И. Современный урок к пути его организации [Текст]:

учебное пособие / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1975. – 64 с.

8. Никольская, С.А. «Синквейн» [Текст]: учебник / С.А.Никольская. – М:

Владос, 2001. – 164 с.

9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1.

[Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 125 с.

10.

Смолкин,

А.М.

Активные

методы

обучения

[Текст]

/

А.М.Смолкин. – М.: Дрофа, 1991. – 56 с.



В раздел образования