Автор: Землянская Инна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Пансион воспитанниц" МО РФ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная деятельность как одна из форм развития познавательной активности во внеурочной деятельности»
Раздел: среднее образование
«Проектная деятельность как одна из форм развития познавательной
активности во внеурочной деятельности»
«Воспитать у обучающихся глубокий
интерес к знаниям и потребность
в самообразовании - это означает пробудить
познавательную активность и
самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы»
Бондаревский В.Б.
Внеурочная деятельность всегда была и остается частью основного
образования. Этот вид деятельности расширяет образовательное
пространство, позволяет осваивать новые виды учебного материала.
Различные формы и методы организации внеучебной сферы дают
возможность ученикам познавать свои возможности, раскрывать скрытые
таланты, применять приобретенные на уроках знания в ситуациях, отличных
от учебных.
Одной из форм активизации познавательной активности во внеурочной
деятельности является проектная деятельность. Метод проектов - одно из
важнейших направлений работы по формированию универсальных учебных
действий в условиях реализации федерального государственного
образовательного стандарта. Проектная деятельность – это система учебно-
познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему
в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и
обязательной презентации результатов их работы.
В основе метода проектов положена идея о направленности учебно-
познавательной деятельности на результат, который получается при решении
той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Основной
задачей педагога в организации проектной деятельности является направить
ученика к реализации своих замыслов, научить формировать цели и задачи,
необходимые для достижения результата.
Проектная деятельность – прекрасная возможность для развития
познавательной активности. Вовлекая ученика в эту сферу реализации своих
знаний и навыков, педагог учит воспитанника размышлять, прогнозировать,
формировать самооценку, социальную гибкость, мобильность, что в
дальнейшем, несомненно, поможет учащимся эффективно планировать и
проектировать свою жизнь. Реализовывая проект, ученик активно применяет
знания, приобретенные на уроках. Это прекрасная возможность для педагога
активизировать познавательные навыки учащегося, применяя
метапредметные образовательные технологии, которые прекрасно
вживаются во внеурочной педагогической сфере.
В период работы над проектом учащиеся активно обучаются
самостоятельному, критическому мышлению, принятию аргументированных
решений. Опираясь на конкретные факты, полученные на уроке, ученик,
работая над проектом, активно внедряет свои знания на практике. Внеурочная
деятельность отличная платформа для работы в команде, где ученики имеют
возможность выполнять разные социальные роли.
Внеурочная деятельность – это прекрасная возможность вывести
увлечения, хобби или любую другую сферу, вызывающую интерес у
обучающихся, на научную платформу. Направляя, помогая формировать
цель, педагог помогает применить полученные знания на практике.
В ходе проектной деятельности активизация и развитие значимых
компетенций учеников происходилот на каждом этапе работы над проектом.
На подготовительном этапе ученик реализовывает ответы на вопросы
«Почему? Зачем?». Давая ответы на эти вопросы учащиеся формируют
навыки объективного наблюдения, описания ассоциаций, активно
применяет имеющиеся знания и получает новые. Для активизации
познавательной активности важен заключительный этап проекта. На этом
этапе деятельности у учащихся актуализируется осознание того, что
завершение одной задачи - не окончание работы, а начало новой. Но лишь в
том случае, если проявить себя со стороны творчества и любознательности.
Основные вопросы, которыми учащийся должен руководствоваться на этом
этапе: «Есть ли еще не раскрытые, интересные темы в этой проблеме?», «Что
можно сделать, чтобы осветить новые темы?». Эти вопросы побуждают
любопытство, развивают воображение ребёнка, повышая мотивацию к
познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению.
Анализируя процесс работы в рамках проектной деятельности, можно
утверждать, что в результате ученик становятся активным участником
познавательного, образовательного процесса. Дети сами открывают для себя
новые факты, обосновывают их, благодаря приобретенным на уроках
знаниям, и строят новые для них понятия, а не получают их в готовом виде от
учителя или их учебников. Таким образом, вовлечение учащихся в проектную
внеурочную деятельность стимулирует мотивацию к повышению уровня
учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.
Список используемой литературы
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников
[Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников.
Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.: ил. –
(Библиотека учителя).
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
[Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших
школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к
реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.