Автор: Марина Баймурзовна Абишева
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ№7"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Трудности и перспективы преподавания истории и обществознания в современной школе
Раздел: среднее образование
Проблемы преподавания истории и обществознания в современной
школе. Перспективы развития.
История и обществознание относятся к дисциплинам социально-
гуманитарного цикла, осуществляют важнейший вклад в развитие
ценностно-ориентационного становления личности. Развитие гуманности,
патриотизма, гражданственности невозможно достичь без изучения
гуманитарных наук.
За последние годы серьезно изменились традиционные основы изучения и
преподавания истории и обществознания в школе. В первую очередь нужно
отметить обилие методических подходов к преподаванию истории, ни одна
дисциплина кроме истории не имеет семи различных учебников, имеющих
свои специфические особенности. Во-вторых, переход с линейной системы
преподавания на концентрическую также неоднозначно оценивается
педагогами. В третьих, установленное образовательной программой время на
изучение истории – 2 часа в неделю, 1 час на изучение обществознания, не
удовлетворяет запросам в изучении дисциплины, большинство педагогов
вынуждены в связи с этим брать дополнительную нагрузку в виде
элективных курсов. Несомненно, что бесспорным лидером среди выборных
дисциплин является обществознание, по статистике 70%выпускников
выбирают ЕГЭ по обществознанию, порядка 40% сдают историю.
Выпускники 9-х классов также предпочитают выборный экзамен по
обществознанию. Однако почти сразу ученик сталкивается с колоссальным
объемом информации, который невозможно усвоить за два часа по истории и
один час по обществознанию. В связи с изменениями в КИМ ОГЭ по
обществознанию ощутимо приближение заданий к уровню ЕГЭ,
разработчики максимально разнообразили задания для выпускников, но с
другой, усложнение заданий, вызвало затруднение у обучающихся. Большое
внимание направлено на проверку метапредметных знаний, работа с текстом,
графиком, таблицами и т.д.
Какие еще изменения произойдут, покажет время, однако очевидно, что
послаблений ждать не нужно, педагогам нужно продолжить развитие
профессиональных навыков, идти в ногу со временем, находить возможности
выйти за хронометраж установленного программой временив два и один час
.