Автор: Шатилов Сергей Владимирович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО Дом детского творчества им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации для концертмейстеров дополнительного образования по созданию музыкального материала для хореографических коллективов"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования города Новосибирска «Дом детского творчества им. А. И.
Ефремова»
Методические рекомендации для концертмейстеров
дополнительного образования по созданию музыкального материала для
хореографических коллективов.
Автор: Шатилов Сергей Владимирович,
концертмейстер высшей квалификационной категории
Заслуженного коллектива народного творчества РФ
ансамбля народного танца «Сибирские узоры»
В
условиях
конкуренции,
которая
в
настоящее
время
присутствует
среди самодеятельных хореографических коллективов, наряду со многими
показателями
высокого
уровня,
важным
является
наличие
качественного
музыкального материала.
Во-первых, репетиционный процесс, который занимает большую часть
времени
должен
осуществляться
под
качественное
музыкальное
сопровождение.
Здесь
мной
и
руководителем
ансамбля
используются
следующие музыкальные произведения:
Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» Г.Свиридов
«Арагонская хота» М.Глинка
«Вальс-мазурка» К.Мясков
«Лирический хоровод» Е.Кузнецов
«Возле речки, возле моста» обр.В. Мотова
«Утушка луговая» обр.Ю Малиновского
«Пляска юных моряков» матросский танец
«Выйду ль я на реченьку» р.н.п.
«Тонкая рябина» р.н.п.
«Матаня» липецкая пляска
И другие.
А во-вторых, большая работа должна быть проведена над концертным и
конкурсным музыкальным материалом. Разные коллективы здесь преследуют
свои
задачи,
в
силу
своих
технических
возможностей.
Отыскать
музыкальный
материал
на
про сторах
интернета
не
я вл я е т с я
затруднительным, но используя найденный вариант, не стоит полагать, что к
нему не обратились еще два-три десятка коллективов и об оригинальности
здесь навряд ли придется дискутировать.
В
нашем
коллективе
имеется
уникальная
возможность
всесторонне
работать над музыкальным материалом и осуществлять разные задуманные
идеи. Здесь я выступаю в качестве аранжировщика, композитора и отчасти
постановщика
хореографической
композиции.
В
моей
практике
имеется
несколько
разных
вариантов
совместной
работы
с
хореографом-
постановщиком в рамках образовательного процесса. Первый – это когда
музыка сочинялась на готовый хореографический номер и второй, более
интересный на мой взгляд, когда этот процесс осуществлялся совместно с
педагогом-руководителем коллектива.
С первым вариантом все просто: когда в номере определена четкая
композиционная
структура
и
выстроена
вся
его
география,
то
перед
музыкантом
(аранжировщиком,
композитором)
стоит
лишь
одна
задача
–
проявить профессиональный компетентный подход. Второй вариант можно
определить,
как
более
детальный.
Здесь
обсуждается
общая
концепция
номера и его частей, определяется композиционный план, идет работа над
вариативностью и дополнением. Очень важно доверять друг другу: задача,
поставленная
хореографом,
должна
найти
пути
решения
у
музыканта,
и
хорошо,
когда
этих
решений
много;
в
тоже
время,
работа,
проделанная
музыкантом, должна быть оценена на высоком уровне, хореограф должен
быть готовым к тому, что придется корректировать свои замыслы, согласно
написанному музыкальному материалу.
Исходя
из
вышесказанного
возникает
логичный
вопрос:
а
как
же
воплотить в жизнь разработанный и написанный нотный материал? Как я уже
говорил, у нас в коллективе есть возможность всесторонне работать, так на
базе
хореографического
ансамбля
я
создал
ансамбль
музыкальных
инструментов, который в рамках партнерского проекта «Профессиональный
тандем» осуществляет свою профессиональную деятельность. Цель проекта
–
создание
и
запись
модифицированного
музыкального
материала
к
хореографическим номерам в профессиональной студии звукозаписи, а также
о с у щ е с т в л е н и е
с о в м е с т н о й
ко н ц е р т н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Т а к
инструменталистами
уже
записано
более
двадцати
музыкальных
произведений
для
хореографических
постановок
и
дано
множество
совместных сольных концертов как на территории Российской Федерации,
так и за ее пределами.
Таким
образом,
создан
репертуар
для
концертной
и
конкурсной
деятельности по возрастным группам коллектива:
Младшая группа: русский танец «Деревенька», русский танец
«Сундучок»,
русский
танец
«На
рыбалке»,
русский
танец
«Потешки», итальянский танец «Тарантелла».
Средняя
группа:
русский
танец
«Забавы»,
русский
танец
«Скоморохи»,
русский
танец
«Квинтет»,
русский
танец
«Деревенская полька», гуцульский танец «Гуцульская рапсодия»
марийский танец «На волжском берегу».
Старшая группа: русский хоровод «О России», военная пляска
«Солдатская плясовая», кадрильная пляска «На вечерке», русский
танец «Праздничная плясовая», казачий танец «Казачий пляс»,
русский танец «Кузнецы», русский танец «Топотуха», русский
танец
«Уральская
пятера»,
русский
танец
«Утушка
луговая»,
карельский
танец
«Карельская
полька»,
хореографическая
композиция «Сибирские узоры» и др.
Хочется
отметить,
что
качество
созданного
нами
музыкального
материала
выгодно
отличается
от
материала
многих
д е т с к и х
хореографических коллективов, которые используют фонограммы, скачанные
с
интернета.
В
специально
созданном
нами
музыкальном
материале
воплощено единство музыки и хореографии, он отражает основной сюжет
постановки, воплощает основные мысли и приемы педагога-хореографа, и,
конечно, дает качественное звучание и более глубокое восприятие зрителями
в зале.
В заключении хотелось бы сказать, что дополнительное образование
стремительно
идет
вперед,
выходит
на
новый,
более
высокий
уровень
развития.
И
особое
место
в
нем
занимает
хореография.
Всё
больше
появляется
всероссийских
и
международных
конкурсов,
чемпионатов,
движений, фестивалей, которые объединяют на своих площадках множество
детских
хореографических
коллективов,
и
соответственно,
уровень
подготовки их должен быть достаточно высоким. И очень важно, чтобы
концертмейстеры
и
педагоги
коллективов
не
отодвигали
на
второй
план
музыкальное
сопровождение,
а
уделяли
ему
пристальное
внимание.
Качественный музыкальный материал – это важная часть образовательного
процесса, это эстетическое воспитание детей, это залог успеха в создании
авторской
хореографической
постановки,
и,
конечно,
важный
вклад
в
достижения коллектива на конкурсах и фестивалях. На мой взгляд, насколько
музыка качественно сделана, насколько она способствует раскрытию идеи и
образов в хореографическом номере, а, соответственно, такой успех ждет
коллектив на концертных и конкурсных площадках.