Напоминание

Ранняя профориентация учащихся в урочной и внеурочной деятельности


Автор: Кашкова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 5
Населённый пункт: город Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профориентация учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Ранняя профориентация учащихся в урочной и внеурочной

деятельности

Кашкова Светлана Викторовна –

учитель начальных классов МАОУ гимназии № 5

г. Новороссийска

super.

cherry-29@yandex.

ru

8 (918)499 28 00

В настоящее время изменение экономики, социальной ситуации в обществе,

а также появление новых технологий труда ставит перед выпускником школы

задачу - сделать осознанный выбор дальнейшего получения образования с целью

приобретения профессии.

Именно поэтому необходима систематическая профориентационная работа,

которую следует начинать уже в 1 классе.

В начальной школе, когда познавательная деятельность является ведущей,

очень важно расширять представления ребёнка о различных профессиях. Да, ему

пока трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности, но в

каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных

образов,

конкретных

ситуаций

из

жизни,

историй,

интересных

случаев

и

впечатлений.

Таким

образом,

основной

задачей

профориентационной

работы

в

начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о

профессиях в процессе общения со взрослым.

Поэтому цель учителя начальных классов – развить интересы и способности

школьников.

Какие же ещё ставятся задачи профориентационной деятельности? Это:

познакомить с разнообразием мира профессий;

дать общие сведения о содержании труда разных профессий;

формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;

развивать интеллектуальные и творческие возможности;

воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в

доведении

дела

до

конца,

бережное

отношение

к

результатам

своего

и

чужого труда.

При

организации

работы

по

профориентации

в

начальной

школе

важно

учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес

к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к

наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии

обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной

трудовой деятельности.

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве

урочной и внеурочной деятельности.

На первом этапе учащиеся знакомятся с профессиями людей, чей труд они

наблюдают изо дня в день: учитель, повар, продавец, водитель, врач и т.д.

На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего

мира, технологии, изобразительного искусства, кубановедения учащиеся знако-

мятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей

их важность и значимость.

При преподавании практически всех предметов учитель начальных классов

использует

активные

методы

обучения

игровые,

метод

проектов,

исследовательские и проблемные.

Так, на уроках русского языка используются слова, предложения, тексты,

связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы,

для диктантов и списывания, пословицы о труде.

На уроках окружающего мира и кубановедения происходит знакомство с

профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности,

сельского хозяйства.

Знакомство

с

профессиями

продолжается

и

во

внеурочное

время.

Внеурочная

работа

обладает

некоторыми

преимуществами

по

сравнению

с

учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов

деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и

инновационные формы и методы работы.

Надо постараться использовать разнообразные приемы и методы, особенно

в 3-4 классах: мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики,

игры, связанные с профессией, беседы со специалистами –родителями и просто со

специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет,

журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др.

К примеру, при знакомстве детей с профессией пожарного, рекомендуется

разнообразный перечень форм, методов и приемов:

провести мини-опрос учащихся: «Что вам известно о профессии пожарного?»;

провести

мини-лекцию

(5-7

минут)

в

сопровождении

наглядных

пособий,

фотографий,

рисунков

об

основном

содержании

профессии

пожарного,

условиях труда, истории профессии (откуда пришло слово, как менялся облик

профессии);

познакомить

учащихся

с

основными

требованиями

профессии

пожарного

к

человеку;

познакомить учащихся с основными орудиями труда (в том числе с теми, которые

имеются в школе);

посмотреть видеосюжет о работе пожарного и обсудить его (желательно провести

эту работу в малых группах);

применить игры, связанные с профессией («Угадай по жестам» и т.п.);

оформление

уголка

профе ссии

в

класс е,

ведение

ш кол ь н и к а м и

«Профессионального портфолио», к которому возвращаются время от времени

в

4

классе

портфолио

могут

войти:

интервью

с

родителями,

рисунки,

письменные работы).

Для знакомства учащихся с миром профессий применяются такие формы работы:

1.

встречи с мастерами труда, родителями, которые рассказывают о своих

профессиях, о том, что им помогает добиться успехов, проводят мастер-

классы;

2.

проведение конкурсов рисунков, поделок на тему «Мир профессий»;

3.

исследовательские

проекты:

«История

профессий»,

«Современные

профессии», «Устаревшие профессии и те, которые их заменили»;

4.

профориентационные ролевые игры, игры-погружения, игры-путешествия;

5.

Ко л л е к т и в н о

т в о р ч е с ко е

д е л о

к а к

и н т е р а к т и в н а я

ф о р м а

профориентационной

работы

с

учащимися.

КТД

по

профориентации

разнообразно: классные часы, диспуты, беседы, устный журнал, утренники,

викторины, конкурсы, ярмарки;

6.

экскурсии на предприятия, в различные мастерские.

Виды профориентационных экскурсий

1.Обзорные

и

ознакомительные

экскурсии

(дают

общее

представление

о

профессии, прививают эмоциональное отношение к ней)

2.Тематические экскурсии

3. Профессиографические экскурсии

Самыми яркими и запоминающимися стали - экскурсия в мастерскую стекла,

в

музей

хлеба,

в

гончарную

мастерскую

в

городе

Анапа,

в

Минополис

в

г.

Краснодаре, в городскую детскую библиотеку им. Надежды Крупской.

Ещё

одна

форма

работы,

которую

я

применяю

в

4

классе

-

«Неделя

профориентации»,

целью

которой

является

расширение

первоначальных

представлениях о роли труда в жизни людей, о мире профессий через творческие

возможности ребёнка и предоставление возможности учащимся «примерить на

себя различные профессии» в игровой ситуации. Такие недели профориентации

можно проводить как в отдельном классе, так и во всей начальной школе.

Каждый

ребёнок

выбирает

профессию,

готовит

альбом

или

газету

и

представляет свою работу на общеклассной выставке. Любой учащийся может

ознакомиться с разнообразным миром профессий. Следующий этап сама защита -

краткая информация о выбранной профессии и номер самодеятельности- будь то

песня, танец, сценка или представление модели.

План «Недели профориентации»

Понедельник

1.

Открытие

Недели

беседа

о

разнообразии

мира

профессий

и

их

значимости в жизни человека.

2.

Конкурс рисунков и сочинений «Моя будущая профессия».

Оценивают работы сами ребята. Критерием оценивания является полнота

содержания и творческий подход.

Вторник и среда посвящаются

встрече с родителями, которые знакомят

ребят со своими профессиями.

Четверг

Проводится викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Пятница - Защита профессии и подведение итогов.

Ребята,

разбившись

на

группы,

с

начала

четверти

готовили

альбомы

о

выбранной профессии и номера самодеятельности.

Родители учащихся тоже вносят свой вклад: кто советом, кто в оформлении

альбомов, подборе номеров и поддержкой во время защиты. В день защиты

проектов царит праздничная атмосфера.

Таким образом,чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире

его

представления

о

мире

профессий,

тем

меньше

ошибок

он

совершит

в

дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.



В раздел образования