Автор: Кашкова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 5
Населённый пункт: город Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профориентация учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Ранняя профориентация учащихся в урочной и внеурочной
деятельности
Кашкова Светлана Викторовна –
учитель начальных классов МАОУ гимназии № 5
г. Новороссийска
super.
cherry-29@yandex.
ru
8 (918)499 28 00
В настоящее время изменение экономики, социальной ситуации в обществе,
а также появление новых технологий труда ставит перед выпускником школы
задачу - сделать осознанный выбор дальнейшего получения образования с целью
приобретения профессии.
Именно поэтому необходима систематическая профориентационная работа,
которую следует начинать уже в 1 классе.
В начальной школе, когда познавательная деятельность является ведущей,
очень важно расширять представления ребёнка о различных профессиях. Да, ему
пока трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности, но в
каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных
образов,
конкретных
ситуаций
из
жизни,
историй,
интересных
случаев
и
впечатлений.
Таким
образом,
основной
задачей
профориентационной
работы
в
начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о
профессиях в процессе общения со взрослым.
Поэтому цель учителя начальных классов – развить интересы и способности
школьников.
Какие же ещё ставятся задачи профориентационной деятельности? Это:
познакомить с разнообразием мира профессий;
дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;
развивать интеллектуальные и творческие возможности;
воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в
доведении
дела
до
конца,
бережное
отношение
к
результатам
своего
и
чужого труда.
При
организации
работы
по
профориентации
в
начальной
школе
важно
учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес
к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к
наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии
обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной
трудовой деятельности.
Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве
урочной и внеурочной деятельности.
На первом этапе учащиеся знакомятся с профессиями людей, чей труд они
наблюдают изо дня в день: учитель, повар, продавец, водитель, врач и т.д.
На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего
мира, технологии, изобразительного искусства, кубановедения учащиеся знако-
мятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей
их важность и значимость.
При преподавании практически всех предметов учитель начальных классов
использует
активные
методы
обучения
–
игровые,
метод
проектов,
исследовательские и проблемные.
Так, на уроках русского языка используются слова, предложения, тексты,
связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы,
для диктантов и списывания, пословицы о труде.
На уроках окружающего мира и кубановедения происходит знакомство с
профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности,
сельского хозяйства.
Знакомство
с
профессиями
продолжается
и
во
внеурочное
время.
Внеурочная
работа
обладает
некоторыми
преимуществами
по
сравнению
с
учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов
деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и
инновационные формы и методы работы.
Надо постараться использовать разнообразные приемы и методы, особенно
в 3-4 классах: мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики,
игры, связанные с профессией, беседы со специалистами –родителями и просто со
специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет,
журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др.
К примеру, при знакомстве детей с профессией пожарного, рекомендуется
разнообразный перечень форм, методов и приемов:
провести мини-опрос учащихся: «Что вам известно о профессии пожарного?»;
провести
мини-лекцию
(5-7
минут)
в
сопровождении
наглядных
пособий,
фотографий,
рисунков
об
основном
содержании
профессии
пожарного,
условиях труда, истории профессии (откуда пришло слово, как менялся облик
профессии);
познакомить
учащихся
с
основными
требованиями
профессии
пожарного
к
человеку;
познакомить учащихся с основными орудиями труда (в том числе с теми, которые
имеются в школе);
посмотреть видеосюжет о работе пожарного и обсудить его (желательно провести
эту работу в малых группах);
применить игры, связанные с профессией («Угадай по жестам» и т.п.);
оформление
уголка
профе ссии
в
класс е,
ведение
ш кол ь н и к а м и
«Профессионального портфолио», к которому возвращаются время от времени
в
4
классе
(в
портфолио
могут
войти:
интервью
с
родителями,
рисунки,
письменные работы).
Для знакомства учащихся с миром профессий применяются такие формы работы:
1.
встречи с мастерами труда, родителями, которые рассказывают о своих
профессиях, о том, что им помогает добиться успехов, проводят мастер-
классы;
2.
проведение конкурсов рисунков, поделок на тему «Мир профессий»;
3.
исследовательские
проекты:
«История
профессий»,
«Современные
профессии», «Устаревшие профессии и те, которые их заменили»;
4.
профориентационные ролевые игры, игры-погружения, игры-путешествия;
5.
Ко л л е к т и в н о
т в о р ч е с ко е
д е л о
к а к
и н т е р а к т и в н а я
ф о р м а
профориентационной
работы
с
учащимися.
КТД
по
профориентации
разнообразно: классные часы, диспуты, беседы, устный журнал, утренники,
викторины, конкурсы, ярмарки;
6.
экскурсии на предприятия, в различные мастерские.
Виды профориентационных экскурсий
1.Обзорные
и
ознакомительные
экскурсии
(дают
общее
представление
о
профессии, прививают эмоциональное отношение к ней)
2.Тематические экскурсии
3. Профессиографические экскурсии
Самыми яркими и запоминающимися стали - экскурсия в мастерскую стекла,
в
музей
хлеба,
в
гончарную
мастерскую
в
городе
Анапа,
в
Минополис
в
г.
Краснодаре, в городскую детскую библиотеку им. Надежды Крупской.
Ещё
одна
форма
работы,
которую
я
применяю
в
4
классе
-
«Неделя
профориентации»,
целью
которой
является
расширение
первоначальных
представлениях о роли труда в жизни людей, о мире профессий через творческие
возможности ребёнка и предоставление возможности учащимся «примерить на
себя различные профессии» в игровой ситуации. Такие недели профориентации
можно проводить как в отдельном классе, так и во всей начальной школе.
Каждый
ребёнок
выбирает
профессию,
готовит
альбом
или
газету
и
представляет свою работу на общеклассной выставке. Любой учащийся может
ознакомиться с разнообразным миром профессий. Следующий этап сама защита -
краткая информация о выбранной профессии и номер самодеятельности- будь то
песня, танец, сценка или представление модели.
План «Недели профориентации»
Понедельник
1.
Открытие
Недели
–
беседа
о
разнообразии
мира
профессий
и
их
значимости в жизни человека.
2.
Конкурс рисунков и сочинений «Моя будущая профессия».
Оценивают работы сами ребята. Критерием оценивания является полнота
содержания и творческий подход.
Вторник и среда посвящаются
встрече с родителями, которые знакомят
ребят со своими профессиями.
Четверг
Проводится викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Пятница - Защита профессии и подведение итогов.
Ребята,
разбившись
на
группы,
с
начала
четверти
готовили
альбомы
о
выбранной профессии и номера самодеятельности.
Родители учащихся тоже вносят свой вклад: кто советом, кто в оформлении
альбомов, подборе номеров и поддержкой во время защиты. В день защиты
проектов царит праздничная атмосфера.
Таким образом,чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире
его
представления
о
мире
профессий,
тем
меньше
ошибок
он
совершит
в
дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.