Напоминание

Педагогический опыт учителя - логопеда


Автор: Черентаева Екатерина Михайловна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Ковылкино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический опыт учителя - логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщенный инновационный педагогический опыт

Черентаевой Екатерины Михайловны

учителя – логопеда МБДОУ «ЦРР – д/ с «Солнышко»

Ковылкинского муниципального района

Тема педагогического опыта

«Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного

возраста».

Сведения об авторе: Черентаева Екатерина Михайловна

Образование: высшее, МГПИ им. М.Е.Евсевьева по специальности

«Логопедия», 2012 г.

Общий стаж работы: 12 лет

Педагогический стаж: 12 лет

В занимаемой должности: 2 года

1.

Актуальность, проблема массовой практики

В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о

необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в

развитии детей. Ориентация педагогов и родителей на современное

выявление и преодоление отставаний в развитии речи ребенка имеет

исключительно важное значение для формирования его личности, для

подготовки к обучению в школе. Особая ответственность в этом плане лежит

на педагогах дошкольных учреждениях, так как большинство детей

дошкольного возраста посещает детские сады. Педагогам дошкольных

учреждений нередко приходится встречаться с детьми, имеющими

нарушения в развитии речи. В ряде случаев могут отмечаться не грубые

формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы.

Поэтому педагогам необходимо иметь представление обо всех основных

видах речевых нарушений, о причинах, их вызывающих, а также о путях их

преодоления и предупреждения.

2.Основная идея опыта

В

настоящее

время

назрела

необходимость

формирования

правильного

звукопроизношения

у

детей

дошкольного

возраста,

т.

к.

недооценка

своевременного исправления и предупреждения речевых дефектов у детей

приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением в

школе.

3.Теоритическая база опыта, опора на современные

теоритические теории, заимствование авторских систем или

их элементов

Научные исследования (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, О. С. Ушакова, Н. Г.

Смольникова, А. И. Лаврентьева, Е. В. Колесникова, Р. А. Жукова и др.) и

практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у

детей необходимо в дошкольном возрасте, т. к. именно в это время нервно –

психический

статус

детей

обладает

наибольшей

пластичностью.

Если

своевременно

не

решить

эту

проблему,

то

нарушатся

условия

для

дальнейшего полноценного развития ребенка.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам

имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных занятий,

прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией.

Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе

коррекционной работы.

4.Технология опыта

Основной целью коррекционной работы

является коррекция имеющихся

дефектов

произношения

у

детей

и

организация

профилактики

речевых

нарушений.

Задачами коррекции являются:

• Коррекция звукопроизношения у детей;

• Развитие речи детей;

• Оказание консультативной и практической помощи родителям (законным

представителям);

• Научно – методическая помощь воспитателям и специалистам ДОУ.

Свою работу реализую по следующим направлениям:

• Диагностическое;

• Организационно – методическое;

• Работа с родителями;

• Работа с педагогами и специалистами;

• Самообразование.

Коррекционно – развивающая работа.

Учебный год начинаю с обследования детей с целью точного установления

причин,

структуры

и

степени

выраженности

отклонений

в

их

речевом

развитии.

Диагностика

помогает

правильно

построить

коррекционно

развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально

беседовала с каждым из родителей, уточняла амнестические и анкетные

данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании

мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда, создания в семье

благоприятных условий для общего и речевого развития детей.

Таким образом, на основе данных логопедического обследования пришла к

выводу, что детям необходима комплексная помощь специалистов и

родителей.

Коррекционно – развивающая работа планировалась на основе результатов

обследования,

с

учетом

программного

материала

и

индивидуальных

возможностей детей старшей и подготовительной группы.

Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом

индивидуальных особенностей детей.

Мой подход к работе с детьми прост и заключается он в воспитании и

образовании детей на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта

его индивидуальных особенностей, отношения к нему, как к полноправному

участнику

воспитательного

процесса.

Я

стараюсь

создать

условия

для

саморазвития ребёнка, организовать весь образовательный процесс таким

образом, чтобы видя трудности ребенка суметь вовремя ему помочь.

На логопедических занятиях я использую следующую методику:

Артикуляционная

гимнастика

для

её

проведения

обязательно

индивидуальное зеркало, чтобы ребенок глядя как логопед делает то или иное

упражнение, смог правильно с помощью зеркала его выполнить.

Дыхательная

гимнастика

для

её

проведения

я

использую

разные

инструменты: счетные палочки, воздушный шарик, ватку, трубочки и т.д.

Пальчиковая гимнастика – для ее проведения используются: карандаш,

мячик, мозайка, шнуровки, радужный пластилин, шарики «Су – Джок» и т.д.

Также для постановки звуков использую «Логопедическое лото», разрезные

картинки для определённого звука и дидактические игры.

В логопедическом кабинете очень много литературы для постановки звуков:

стихи, скороговорки, чистоговорки, рассказы, сказки и т.д.

Каждая моя встреча с детьми – это маленький праздник. Дети приходят на

занятия

с

широко

раскрытыми

глазами,

ждущими

чего

то

нового,

интересного и даже неожиданного.

Очень трудно научить ребенка чему – то, что не вызывает у него интерес.

Поэтому

я

стараюсь

создать

ситуацию

успеха,

отмечаю

малейшее

продвижение ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым

стимулирую его желание двигаться дальше.

Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с

детьми с нарушением речи помогает мне решать эту задачу и позволяет

повысить результативность коррекционной работы.

Дети с нетерпением ждут занятий, особенно когда на занятиях присутствует

сказочный персонаж, которому необходимо помочь или научить чему – либо.

В

ходе

проведенной

коррекционно

развивающей

работы,

многие

дети

овладели правильным звукопроизношением и словообразованием, умением

четко высказывать свои мысли, более полно пересказывать предложенные

тексты, улучшилось понимание логико – грамматических конструкций.

В конце учебного года провожу диагностику речевого развития детей.

Работе с педагогами отводила большое значение с целью повышения уровня

их компетентности. Проводила консультации, беседы, на базе нашего

детского сада проводила с педагогами мастер – класс «Использование

здоровьесберегающих технологий в логопедической работе».

Работа с родителями.

Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех

участников

процесса

коррекционного

обучения

и

значимую

роль

в

этом

процессе

играют

родители.

Поэтому,

планируя

работу

с

родителями,

старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой

деятельности с детьми.

В начале учебного года в нашем детском саду проводилось общесадиковское

родительское собрание, тема моего доклада называлась «Работа логопеда в

детском саду». Я познакомила родителей с работой логопедического пункта в

течении учебного года.

В

течении

учебного

года

я

проводила

индивидуальные

консультации

по

запросам родителей, имеющих те или иные речевые отклонения, с целью

оказания

методической

и

практической

помощи

по

вопро с ам

логопедического

воздействия

на

ребенка,

оказание

ему

посильной

родительской помощи и поддержки.

С целью определения верных направлений коррекционной работы с детьми

провожу анкетирование родителей.

В приемной групп мной заведены папки «Говорим правильно», в которых

размещены консультации, рекомендации для родителей, чтобы они имели

возможность

в

домашних

условиях

заниматься

с

детьми.

В

помещении

детского сада оформлен стенд для родителей. Также для каждого ребенка

заведена индивидуальная тетрадь. После каждого индивидуального занятия с

ребенком, я вклеиваю пройденный материал в тетрадь, для повторения его

дома.

В течении года выпускались памятки и рекомендации для родителей с целью

пропаганды логопедических знаний и вовлечения их в речевую деятельность

с детьми.

Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так

как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное

участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.

Проблема

не

все

родители

заинтересованы

в

помощи

логопеда,

не

пользуются

методическими

рекомендациями

и

не

всегда

в

полной

мере

оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия

с

участием

родителей

это

большой

плюс

к

коррекционной работе,

но

участвуют в них одни и те же родители.

Считаю,

что

логопедическая

работа

имеет

положительные

результаты

и

играет

значимую

роль

в

педагогическом

процессе.

Практическая

и

теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и

развитии детей дошкольного возраста.

Логопедическая работа требует от меня: терпения, активности, корректности,

доброжелательности, творческого подхода, профессионального мастерства.

И действительно, горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы

коллег, курсы усовершенствования, семинары, методические объединения,

собрания

и

консультации

для

родителей

и

педагогов,

изготовление

и

приобретение

наглядных

пособий

всё работало

и

работает

на

приобретение опыта.

Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, новые печатные

издания, информационные источники, которые помогают шагать в ногу со

временем.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и

правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому

работа по формированию правильного произношения звуков у дошкольников

должна проводиться систематически.

5. Анализ результатавности

Анализируя

результаты

работы

за

2

года,

я

убедилась,

что

регулярные

логопедические занятия повышают способность к правильной речи детей и

повышает уровень сформированности познавательных процессов.

С этой целью была проведена дагностика, результаты которой показали

положительную динамику.

Подводя итоги проделанной работы, с уверенностью можно говорить о том,

что достигнут хороший результат.



В раздел образования