Автор: Голубцова Надежда Владимировна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МАДОУ д \с
Населённый пункт: Село Ивановка
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развиваем руки ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Уважаемые мамы и папы!
Вас, естественно, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в
дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи,
мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к
школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,
связная речь.
Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных
движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки,
а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного
восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе,
тревожного состояния в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком
двигательного и практического опыта. Развития навыков ручной умелости.
Вас должно насторожить, если ваш ребенок активно поворачивает лист или
раскрашивает. В этом случае заменяет умение менять направление линий при помощи
тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и
руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это
свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно
выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром
примерно 3-4 см (по образцу). Если ваш ребенок имеет склонность фиксировать кисть. На
плоскости он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал,
окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приемов,
передвигая руку.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик
цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может
просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно,
как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся
сначала правой, а потом левой рукой;
- показать отдельно один палец - указательный, затем два (указательный и средний),
далее три, четыре, пять;
- показать отдельно только палец - большой;
- барабанить всеми пальцами рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать "фонарики";
- хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;
- собирать все пальцы в шепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались);
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный
палец (получается колечко или спираль);
- завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить
механические игрушки ключиками;
- закручивать шурупы, гайки;
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывание матрешек;
- игры с вкладышами;
- рисование в воздухе;
- игры с песком, водой;
- мять руками поролоновые шарики, губку;
- резать ножницами.
И если вы будете уделять должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям
на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то решите сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во-вторых, подготовите к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать
многих проблем школьного обучения.
Помните, что работа по развитию движения рук должна проводить регулярно, только
тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений