Автор: Кузнецова Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Миллерово, Ростовская обл.
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Знакомство с кейс-технологией на примере урока ОРК СЭ в рамках обобщения и распространения педагогического опыта"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс
Цель проведения мастер-класса:
знакомство с кейс-технологией на примере
урока ОРКСЭ в рамках обобщения и распространения педагогического опыта.
Задачи:
актуализировать и обобщить имеющиеся знания у участников по данному
вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал;
вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к
активной работе на занятии;
способствовать
формированию
у
каждого
из
участников
собственных
позитивных внутренних установок;
продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Слайд №1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель начальных классов
и ОРКСЭ
МБОУ СОШ №4 Кузнецова Оксана Викторовна.
Слайд №2
В
начале
своего
выступления
я
хотела
бы
прочитать
высказывание
американского ученого Э. Ловелла, которое, на мой взгляд, очень точно
отражает процесс учения и показывает его недостатки.
«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого
подсознания.
Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены
и в каком виде» Э. Ловелл
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня
представлен
широкий
выбор
эффективных
методов
и
приёмов,
позволяющих
повысить
качество
обучения,
активизировать
деятельность
учащихся
на
уроке,
развивать критическое мышление.
Хотите, чтобы наши дети:
не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали;
чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя;
чтобы соотносили теорию с реальной жизнью;
могли формулировать вопрос и аргументировать ответ;
делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?
Тогда мы идём к вам! Как говорится в известной рекламе.
Слайд №3
Посмотрите
на
слайд
(Случай,
ящик,
комод,
положение,
футляр,
сумка,
обстоятельство, ларец, чемодан.)
- Догадались о чём пойдет речь на нашем мастер классе?
Слайд №4
Я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс - технология».
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный
случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Учащиеся получают от
учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и
пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда
проблема обозначена.
Цели кейс - метода:
отработка умений работы с информацией;
активизация познавательной деятельности;
повышение мотивации к умению делать правильный вывод;
чётко и точно излагать собственную точку зрения;
осуществления самоанализа, самоконтроля, самооценки.
Слайд №5
Виды кейсов:
1. Печатный кейс.
2. Мультимедиа кейс.
3. Видео кейс.
Весь процесс работы состоит из:
1.
Деление учащихся на группы.
2.
Выбор руководителя.
3.
Организация работы.
4.
Доклад по итогам работы.
Слайд № 6
Организация
работы
непосредственно
с
кейсом
на
уроке
имеет следующие
этапы:
1.
Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ ситуации)
2.
Аналитический (изучение проблемы в группе либо индивидуально)
3.
Итоговый (презентация решения)
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
акцент обучения переносится на выработку знаний самостоятельно;
преодолевается «сухость» и неэмоциональность;
учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем;
развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде;
кейс
технологии
предоставляют
больше
возможностей
для
работы
с
информацией;
в жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать
вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое
мнение;
достоинством
кейс
технологий
является
их
гибкость,
вариативность,
что
способствует развитию креативности.
Считаю, что данная технология очень эффективна именно на уроках ОРКСЭ.
В своей практике я часто применяю этот метод. Вот несколько примеров из
истории,
где
в
качестве
кейсов
могут
выступать
исторические
документы,
произведения живописи, информация СМИ и многое другое.
А сейчас я предлагаю вам фрагмент урока.
Слайд № 7
Цели моего урока:
формировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю
необходимую информацию в рамках заявленного предмета;
создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и
жертвы;
построить
мотивацию,
изучение
нового
материала
и
рефлексию
таким
образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига,
появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Для этого с помощью жетонов разделимся на группы.
Выберем лидера группы.
- Перед вами лежит конверт №1.
Возьмите из него кроссворд с заданием.
(«Терминологический кроссворд»)
1)
Религиозное
предписание,
составляющее
одну
из
моральных
норм
человечества. (Заповедь).
2)
Слово,
несущее
в
себе
два
корня,
обозначающие
«верный»,
«мнение,
прославление». (Православие).
3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому,
милостливость. (Милосердие).
4)
Внутренняя
оценка
человеком
своего
поведения,
своих
чувств,
а
также
действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего
долга и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть).
5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом,
обращение к Всевышнему. (Молитва).
6)
Сфера
жизни,
отличительной
чертой
которой
является
вера
в
сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что
человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)
(ключевое слово «ПОДВИГ»)
- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде?
Какое место на уроке может занимать это понятие?
Слайд № 8
На экране тема урока «Подвиг …»
Посмотрите на тему урока.
– Попробуйте растолковать значение этого слова.
Ответы участников мастер-класса
- Мне кажется, что понятие «подвига» только как героического поступка -
это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширить. Я предлагаю
поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон.
- Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания?
- Знаем ли мы точные ответы на вопросы?
- Можем ли мы самостоятельно найти ответ?
- Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность
в том, что он верный? Как проверить его истинность?
- На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.
Возьмите конверт №2
-Какие определения дают различные словари?
(Ответы)
- Приведите примеры однокоренных слов к слову подвиг.
Слайд№9
(подвижник, подвижничество)
- Это слово мы слышим часто, но не понимаем смысл.
Слайд №10 – 11
- Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение
понятий
«ПОДВИЖНИК»,
«ПОДВИЖНИЧЕСТВО»,
«ЖЕРТВА»,
учитывая
все
лексические стороны этих слов.
- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.
ПОДВИГ
–
это
беззаветный,
бескорыстный,
самоотверженный
героический
поступок,
вызванный
каким-либо
чувством;
самоотверженный,
тяжёлый
труд;
важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу
(утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление
страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;
принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии.
-Значит, подвиг - это какое-то движение. Но что подразумевает это движение?
Слайд № 12
- Я предлагаю схему с основными вопросами:
- Как вы думаете, подвиг – это движение чего или кого, куда или откуда,
зачем это движение?
- И всякое ли движение является подвигом?
- Попробуем найти ответы и на эти вопросы.
Было время, когда понятия подвига и подвижника ассоциировались с тихой
монашеской кельей, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы,
гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного
знамения — представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей
рукой… А сейчас с чем ассоциируется у вас эти понятия? (Ответы)
Работа в группах.
Конверт №3
Прочитайте
текст
и
скажите,
какие
наши
гипотетические
суждения
подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.
Чтение текста
Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам
и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их
и сказал священникам: «Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в
блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных
сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных
персов».
Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у
римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому
царю. Война на этом кончилась.
Работа по тексту
Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий:
1.
Перечислите
условия,
при
которых
расставание
с
чем-либо
становится
жертвой?
2. Слово «подвиг» связано только с военным временем?
3. Объясните слово «подвижник».
3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?
4. Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?
5. Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?
Рефлексия урока
Конверт№4
Закончи фразу:
Подвиг – это ______________________.
Жертва – это ______________________.
Христианин может жертвовать _______________________________________.
Подвижник - это _____________________.
Слайд №13
М. Горький в своей книге говорил:
«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где
это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».
Слайд № 14
Рефлексия («Цепочка желаний»)
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по
итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. При этом передаём
символ.
Всем спасибо за работу.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и
не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия,
характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь
при
разумном
сочетании
традиционных
и
интерактивных
технологий
обучения,
когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
И завершить свое выступление строками стихотворения:
Пред судьбой преклоняю колени,
Быть учителем - это прекрасно!
Все пройдет, не изведает тленья
Лишь любовь, над которой не властны
Ни года, ни беда, ни обида,
Все до времени скрыто, но верьте,
У учителя только для вида
Разделилось на четверти сердце.
Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель...
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать званье «учитель»