Напоминание

"Знакомство с кейс-технологией на примере урока ОРК СЭ в рамках обобщения и распространения педагогического опыта"


Автор: Кузнецова Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Миллерово, Ростовская обл.
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Знакомство с кейс-технологией на примере урока ОРК СЭ в рамках обобщения и распространения педагогического опыта"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс

Цель проведения мастер-класса:

знакомство с кейс-технологией на примере

урока ОРКСЭ в рамках обобщения и распространения педагогического опыта.

Задачи:

актуализировать и обобщить имеющиеся знания у участников по данному

вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал;

вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к

активной работе на занятии;

способствовать

формированию

у

каждого

из

участников

собственных

позитивных внутренних установок;

продолжить формирование умений общаться и работать в группах.

Слайд №1

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель начальных классов

и ОРКСЭ

МБОУ СОШ №4 Кузнецова Оксана Викторовна.

Слайд №2

В

начале

своего

выступления

я

хотела

бы

прочитать

высказывание

американского ученого Э. Ловелла, которое, на мой взгляд, очень точно

отражает процесс учения и показывает его недостатки.

«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого

подсознания.

Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены

и в каком виде» Э. Ловелл

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня

представлен

широкий

выбор

эффективных

методов

и

приёмов,

позволяющих

повысить

качество

обучения,

активизировать

деятельность

учащихся

на

уроке,

развивать критическое мышление.

Хотите, чтобы наши дети:

не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали;

чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя;

чтобы соотносили теорию с реальной жизнью;

могли формулировать вопрос и аргументировать ответ;

делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?

Тогда мы идём к вам! Как говорится в известной рекламе.

Слайд №3

Посмотрите

на

слайд

(Случай,

ящик,

комод,

положение,

футляр,

сумка,

обстоятельство, ларец, чемодан.)

- Догадались о чём пойдет речь на нашем мастер классе?

Слайд №4

Я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс - технология».

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный

случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Учащиеся получают от

учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и

пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда

проблема обозначена.

Цели кейс - метода:

отработка умений работы с информацией;

активизация познавательной деятельности;

повышение мотивации к умению делать правильный вывод;

чётко и точно излагать собственную точку зрения;

осуществления самоанализа, самоконтроля, самооценки.

Слайд №5

Виды кейсов:

1. Печатный кейс.

2. Мультимедиа кейс.

3. Видео кейс.

Весь процесс работы состоит из:

1.

Деление учащихся на группы.

2.

Выбор руководителя.

3.

Организация работы.

4.

Доклад по итогам работы.

Слайд № 6

Организация

работы

непосредственно

с

кейсом

на

уроке

имеет следующие

этапы:

1.

Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ ситуации)

2.

Аналитический (изучение проблемы в группе либо индивидуально)

3.

Итоговый (презентация решения)

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

акцент обучения переносится на выработку знаний самостоятельно;

преодолевается «сухость» и неэмоциональность;

учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем;

развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде;

кейс

технологии

предоставляют

больше

возможностей

для

работы

с

информацией;

в жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать

вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое

мнение;

достоинством

кейс

технологий

является

их

гибкость,

вариативность,

что

способствует развитию креативности.

Считаю, что данная технология очень эффективна именно на уроках ОРКСЭ.

В своей практике я часто применяю этот метод. Вот несколько примеров из

истории,

где

в

качестве

кейсов

могут

выступать

исторические

документы,

произведения живописи, информация СМИ и многое другое.

А сейчас я предлагаю вам фрагмент урока.

Слайд № 7

Цели моего урока:

формировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю

необходимую информацию в рамках заявленного предмета;

создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и

жертвы;

построить

мотивацию,

изучение

нового

материала

и

рефлексию

таким

образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига,

появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Для этого с помощью жетонов разделимся на группы.

Выберем лидера группы.

- Перед вами лежит конверт №1.

Возьмите из него кроссворд с заданием.

(«Терминологический кроссворд»)

1)

Религиозное

предписание,

составляющее

одну

из

моральных

норм

человечества. (Заповедь).

2)

Слово,

несущее

в

себе

два

корня,

обозначающие

«верный»,

«мнение,

прославление». (Православие).

3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому,

милостливость. (Милосердие).

4)

Внутренняя

оценка

человеком

своего

поведения,

своих

чувств,

а

также

действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего

долга и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть).

5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом,

обращение к Всевышнему. (Молитва).

6)

Сфера

жизни,

отличительной

чертой

которой

является

вера

в

сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что

человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)

(ключевое слово «ПОДВИГ»)

- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде?

Какое место на уроке может занимать это понятие?

Слайд № 8

На экране тема урока «Подвиг …»

Посмотрите на тему урока.

– Попробуйте растолковать значение этого слова.

Ответы участников мастер-класса

- Мне кажется, что понятие «подвига» только как героического поступка -

это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширить. Я предлагаю

поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон.

- Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания?

- Знаем ли мы точные ответы на вопросы?

- Можем ли мы самостоятельно найти ответ?

- Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность

в том, что он верный? Как проверить его истинность?

- На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

Возьмите конверт №2

-Какие определения дают различные словари?

(Ответы)

- Приведите примеры однокоренных слов к слову подвиг.

Слайд№9

(подвижник, подвижничество)

- Это слово мы слышим часто, но не понимаем смысл.

Слайд №10 – 11

- Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение

понятий

«ПОДВИЖНИК»,

«ПОДВИЖНИЧЕСТВО»,

«ЖЕРТВА»,

учитывая

все

лексические стороны этих слов.

- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.

ПОДВИГ

это

беззаветный,

бескорыстный,

самоотверженный

героический

поступок,

вызванный

каким-либо

чувством;

самоотверженный,

тяжёлый

труд;

важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу

(утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление

страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;

принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии.

-Значит, подвиг - это какое-то движение. Но что подразумевает это движение?

Слайд № 12

- Я предлагаю схему с основными вопросами:

- Как вы думаете, подвиг – это движение чего или кого, куда или откуда,

зачем это движение?

- И всякое ли движение является подвигом?

- Попробуем найти ответы и на эти вопросы.

Было время, когда понятия подвига и подвижника ассоциировались с тихой

монашеской кельей, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы,

гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного

знамения — представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей

рукой… А сейчас с чем ассоциируется у вас эти понятия? (Ответы)

Работа в группах.

Конверт №3

Прочитайте

текст

и

скажите,

какие

наши

гипотетические

суждения

подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.

Чтение текста

Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам

и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их

и сказал священникам: «Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в

блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных

сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных

персов».

Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у

римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому

царю. Война на этом кончилась.

Работа по тексту

Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий:

1.

Перечислите

условия,

при

которых

расставание

с

чем-либо

становится

жертвой?

2. Слово «подвиг» связано только с военным временем?

3. Объясните слово «подвижник».

3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

4. Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?

5. Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?

Рефлексия урока

Конверт№4

Закончи фразу:

Подвиг – это ______________________.

Жертва – это ______________________.

Христианин может жертвовать _______________________________________.

Подвижник - это _____________________.

Слайд №13

М. Горький в своей книге говорил:

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где

это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Слайд № 14

Рефлексия («Цепочка желаний»)

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по

итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. При этом передаём

символ.

Всем спасибо за работу.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и

не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия,

характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь

при

разумном

сочетании

традиционных

и

интерактивных

технологий

обучения,

когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

И завершить свое выступление строками стихотворения:

Пред судьбой преклоняю колени,

Быть учителем - это прекрасно!

Все пройдет, не изведает тленья

Лишь любовь, над которой не властны

Ни года, ни беда, ни обида,

Все до времени скрыто, но верьте,

У учителя только для вида

Разделилось на четверти сердце.

Входит в класс не ценитель покоя,

Не заученных правил хранитель...

Только сердце, пылая любовью,

Может выстрадать званье «учитель»



В раздел образования