Автор: Патлина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д\с
Населённый пункт: ХМАО - Югра Советски р-он, п.Пионерский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»
Деловая игра для педагогов
«Использование информационно – коммуникативных технологий
как средство развития познавательной активности старших
дошкольников»
Подготовила:
Патлина И.А.,
воспитатель, первой категории
2020 г. п.Пионерский
«Использование информационно – коммуникативных технологий
как
средство
развития
познавательной
активности
старших
дошкольников»
Цель: Активизировать знания педагогов, способствовать приобретению
опыта совместной работы педагогического коллектива при использовании
информационно-коммуникативных технологии в образовательном процессе и
в педагогической деятельности.
План проведения
деловой игры:
1. Информационный блок.
2. Сценарий Деловой игры.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Участники игры: воспитатели, специалисты.
Ход мероприятия:
Слайд 2
Разминочка для ума «Разгадай ребус» (Коммуникация)
Слайд 3
Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от
слова
interactio,
что
подразумевает
inter
– «взаимный,
между» и
action
–
действие т. е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей
информационной средой».
Информационно-коммуникационные
технологии
не
только
значительно
повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют
ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие
задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных
видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
В
Федеральном
законе «Об образовании в
Российской
Федерации»,
вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, компьютеры, информационно-
телекоммуникационные
сети,
аппаратно-программные
и
аудиовизуальные
средства,
печатные
и
электронные образовательные и
информационные
р е су р с ы
и
и н ы е
м ат е р и а л ь н ы е
о бъ е кт ы ,
н е о бход и м ы е
д л я
организации образовательной деятельности относятся к средствам обучения
и воспитания (Статья 2. П. 26)
Среди необходимых осуществления педагогической деятельности по
р е а л и з а ц и и
п р о г р а м м
д о ш к о л ь н о г о образования согласно
профессиональному стандарту "Педагог (Применяется с 1 января 2017 г., утв.
приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н, также отмечается
владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными
для планирования, реализации и
оценки образовательной работы с детьми
раннего и дошкольного возраста.
Игра - неотъемлемая часть человеческой жизни.
Использование интерактивных т е х н о л о г и й
в
в о с п и т а т е л ь н о -
образовательном
проце ссе п р ед п ола га е т
н а ли ч и е интерактивного
оборудования.
В
н а ш е м
у ч р е ж д е н и и
в
н а с т о я щ е е
время интерактивное оборудование представлено:
компьютерами, интерактивными досками, мультимедийным оборудованием,
электронными интерактивными играми.
Современное образование трудно представить без ресурсов интернета. На
сайтах можно найти множество информации по проблемам раннего обучения
и развития детей, об инновационной деятельности в детских садах. Поэтому
наблюдается
массовое
внедрение
Интернет
в
дошкольное
образование.
Возможности
компьютера
позволяют
увеличить
объем
материала.
Яркий
светящийся
экран
привлекает
внимание,
анимационные
герои
вызывает
и н т е р е с
у
р е б е н к а .
При наличии такого разнообразия оборудования и таких требованиях к
профкомпетентности педагогов в о з н и к а е т
п о т р е б н о с т ь
в
И К Т
компетентных педагогах.
Еще
одна
из
возможностей
применения
ИКТ
в
образовательной
деятельности,
которая
широко
применяется
—
это
электронный
вид
материалов
для
подготовки
заданий
для
самостоятельной
работы
дошкольников. Педагог может выбрать те задания, которые соответствует
теме занятия.
По
сравнению
с
традиционными
формами
воспитания
и
обучения
дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает
у детей огромный интерес к деятельности;
-
компьютер
несёт
в
себе
образный
тип
информации,
понятный
детям,
которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном
решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности
детей;
-
компьютер
предоставляет
возможность
реализации
индивидуального
подхода в работе с детьми дошкольного возраста.
В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня
сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не
ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в
процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Но
вместе
с
тем
необходимо
помнить,
что
компьютер
не
заменит
эмоционального
человеческого
общения
так
необходимого
в
дошкольном
возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
Начинаем нашу игру.
Образовательная область «Познавательное развитие»
При
применении интерактивного развивающего
оборудования
важно
соблюдать условия здоровьясбережения ребенка.
Слайд 4
Задание № 1
Какие условия нужно соблюдать при работе ИКТ с детьми в группе?
- использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной
организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
- расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
- длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут
- проветривание, влажная уборка
Слайд 5
Задание № 2
Значение термина ИКТ?
ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные
технологии»
ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав
которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно
создавать, сохранять, распространять, передавать определенную информацию
Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность
методов
и
способов
процесса
сбора,
обработки,
передачи
и
хранения
информации.
Слайд 6
Задание № 3.
Что такое Информационная технология?
Информационные
технологии
–
это
процесс
создания,
хранения,
передачи, восприятия информации и методы реализации таких процессов.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации
и
ориентированных
на
повышение
эффективности
и
производительности
труда».
На
современном
этапе
методы,
способы
и
средства
напрямую
взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Слайд 7
Задание № 4
Что относится к Средствам ИКТ?
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Магнитофон
- Принтер
- Телевизор
- Фотоаппарат
- Видеокамера
- Интерактивная доска
- Колонки
Слайд 8
Задание № 5
Какие основные направления использования ИКТ являются в учебно-
воспитательном процессе для занятий с детьми?
– направление, которое применяется для изложения нового материала;
-дифференцированный подход
- работа по разным образовательным областям
- рефлексия занятия
– направление проведения опытных работ с использованием мультимедиа;
–
направление
при
закреплении
изложенного
материала,
использование
р а з л и ч н ы х
о б у ч а ю щ и х с я
п р о г р а м м
- Т
(творческие
задания,
игровые
методы
(ролевые
игры,
имитации,
дидактические игры и т.д.)
-
метод
проектов, просмотр
и
обсуждение
видеофильмов,
презентаций,
интерактивная экскурсия
- проблемный метод,
«мозговой штурм»,
работа в малых группах,
разминки.
Слайд 9 (приложение 1 по презентации «Игры с птицами»)
Задания № 6 и вопросы по ним.
Какие этапы вы выделите в этой презентации? Какие образовательные
области использовались на занятия?
Игровой
этап:
Воспитатель
загадывает
загадки,
на
экране
показываются
птицы.
Словесный - воспитатель задает вопрос «Угадай, какая птица спряталась?»
Воспитатель показывает изображение большой птицы и спрашивает «Что
есть у птиц?», «Чем можно накормить птиц?» дети называют корм птиц и на
экране появляются картинки, «Четвертый лишний» - дети должны выбрать
лишний предмет.
Практическая
работа
-
Воспитатель
предлагает
раскрасить
детям
птиц
Анализ работы - Воспитатель просит у детей рассказать «Что узнали дети о
птицах?»
Познавательное
развитие,
речевое
развитие,
художественно
эстетическое
развитие, социально коммуникативное развитие.
Слайд 10 - 11
Разминоч-ка «Птицы»
Слайд 12
Основные фирмы – производители лицензионных детских компьютерных
игр: Алиса студио, Медиа хауз.
Слайд 13 -14
Использую
в
своей
работе
-портал
развивающих
и
обучающих
игр
«Играемся». Развивающий портал «МЕРСИБО»
Слайд 15
Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в
образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения по
познавательной активности способствует:
-
воспитанию и развитию творческих способностей ребенка,
-
формированию его личности,
-
обогащению интеллектуальной сферы дошкольника,
-
позволяет расширить возможности педагога.
-
показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей
огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности
дошкольника — игре.
-
в
доступной
форме,
ярко,
образно,
преподнести
дошкольникам
материал,
что
соответствует
наглядно-образному
мышлению
детей
дошкольного возраста.
-
привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не
перегружать материал ими.
-
способствовать
развитию
у
дошкольников
исследовательских
способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
-
поощрять
детей
при
решении
проблемных
задач
и
преодолении
трудностей.
Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности детского сада
при
условии
грамотного
их
использования
достаточно
широки.
Они
позволяют
решать
широкий
круг
образовательных
задач. В результате
обучения детей компьютерной грамотности и в дальнейшем использовании
ИКТ
в
развитии
познавательной
активности
старших
дошкольников,
решается ряд важных задач, в том числе способствующих формированию
самобытной
творческой
личности
дошкольника.
Использование
ИКТ
в
детском
саду
позволяют
активизировать
познавательную
деятельность
обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют
более успешной подготовке детей к обучению в школе.
Наша с вами игра подошла к концу. Все участники показали высокий
уровень своей педагогической подготовленности.
Рефлексия. Подведение итогов.
Спасибо за внимание!