Автор: Семенова Дарья Валерьевна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №87
Населённый пункт: город Златоуст
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Семенова Дарья Валерьевна
МАДОУ детский сад №87, город Златоуст
воспитатель первой категории
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики
или несколько идей, чем занять ребенка дома»
Одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к
школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые
напрямую зависят от состояния развития мелкой моторики рук.
Известный психолог Д.Эльконин писал, что «уровень развития
речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой
моторики рук…»
Мелкая
моторика
рук
- совокупность
скоординированных
д е й с т в и й
ч е л о в е к а ,
н а п р а в л е н н ы х
н а
в ы п о л н е н и е
точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Доказано,
что
развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук
положительно сказывается на становлении детской речи. Учёными
в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша
начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук
достигают определённого уровня развития. Известно, что мелкая
моторика
рук,
оказывает
большое
влияние
на
развитие
всего
организма, взаимодействует не только с речью, но и с мышлением,
вниманием,
координацией
движений
и
пространственном
восприятием,
наблюдательностью,
воображением,
зрительной
и
двигательной памятью.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является
важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка,
способствующим
улучшению
артикуляционных
движений,
подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным
средством, повышающим работоспособность коры головного мозга,
стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Работу
над
мелкой
моторикой
следует
начинать
с
самого
раннего возраста. Даже младенцам делают массаж пальчиков, а
детям
постарше
необходимо
учиться
производить
основные
действия
самостоятельно.
Помогут
этому
специальные
игровые
упражнения, интересные малышам и полезные для них.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования.
Предлагаем
игры,
сопровождаемые
стихотворениями
(стихотворения
–
это
та
основа,
на
которой
формируется
и
совершенствуется
чувство
ритма).
Дети
очень
любят
манипулировать,
играть
с
предметами
–
заменителями,
придумывать для них новое применение.
Все
игры
требуют
тонких
движений
пальцев,
повышают
работоспособность
головного
мозга,
дают
мощный
толчок
к
познавательной
и
творческой
активности,
развивают
внимание,
мышление,
память.
Кисти
рук
и
пальцы
становятся
более
подвижными
и
гибкими,
что
помогает
будущим
школьникам
успешно
овладеть
навыками
письма.
В
том
числе,
создаётся
хороший эмоциональный настрой, снижается психоэмоциональное
напряжение.
1. Игры с резиночками для волос
Раз, два, три, четыре, пять Под счёт дети надевают резиночку
Пошли пальчики гулять! на каждый палец руки, начиная с
большого, заканчивая мизинцем.
Этот пальчик - Надевают резиночку на большой
по дорожке! палец.
Этот пальчик - На указательный.
по тропинке!
Этот пальчик - На средний.
за грибами!
Этот пальчик - На безымянный.
малиной!
Этот пальчик - На мизинец.
заблудился!
Очень поздно Грозят указательным пальцем,
возвратился! хмурят брови.
2. Игры с бусами
"Бусы для Маруси"
Купила бабуся бусы Дети перебирают бусы в руках,
для Маруси. считают бусинки в прямом и
(Народная скороговорка)
обратном порядке.
3. Игры с зубными щётками
Дети берут в руки зубные щётки
Плывёт зубная щётка, Растирают щёткой подушечки
Как по морю лодка, пальцев правой руки,
затем
Как по речке пароход, левой руки, начиная с большого
По пальчикам она идёт! пальца и заканчивая мизинцем.
4. Веселое пересыпапие
Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а
другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой
крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в
первой
чашке
останется
мало,
покажите,
как
нужно
наклонить
чашку, чтобы собрать всю крупу.
5. Лепка из солёного теста
Лепка - прекрасное занятие, которое развивает не только ловкость
и моторику пальцев, но и творчество, воображение. Для
изготовления солёного теста вам понадобятся:
Стакан муки (лучше пшеничной, тесто будет белее);
Стакан соли мелкого помола
Половина стакана ледяной воды.
Все ингредиенты надо тщательно смешать, хорошо вымесить и
тесто готово! Для более гибкой и пластичной структуры - можно
добавить ст.л. растительного масла. Ели вы хотите сделать цветное
солёное тесто, то воду нужно тщательно перемещать с гуашью
нужного цвета.
Дайте ребёнку кусочек теста, маленькую скалочку и различные
формочки, и он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при
этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
6. Вкусные игры
Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма,
орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
7. Игра с пипеткой
Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было
интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает
жидкость
в
пипетку
и
переливает
ее
в
формочки.
Эта
игра
прекрасно
способствует
развитию
мелкой
моторики
рук
и
концентрации внимания.
8. Игра «Делаем бусы»
Потребуются
макароны
с
крупным
просветом
и
длинный
шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Таким образом, чем больше малыш работает своими пальчиками,
тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше
и лучше развивается его речь.
Вот
и
получается,
что
развивая
пальчики,
развиваем
речь
малыша.
9. Игры шестигранными карандашами
"Бревно"
Крутили мы с трудом давно Дети вращают карандаш
Это толстое бревно. пальцами обеих рук
Вы ошиблись, это наш
Тонкий, лёгкий карандаш.
Помните.
Любые
упражнения
будут
эффективны
только
при
регулярных занятиях. Необходимо заниматься ежедневно 5 – 25
минут. Удачи!!!