Напоминание

« Экологическое образование и воспитание обучающихся в процессе обучения географии».


Автор: Татьяна Евгеньевна Козичева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: « Экологическое образование и воспитание обучающихся в процессе обучения географии».
Раздел: полное образование





Назад




« Экологическое образование и воспитание

обучающихся в процессе обучения географии».

Экологическое образование представляет собой не только один аспект из всего

учебного процесса. Оно охватывает весь период жизни человека, содействуя повышению

качества

общего

образования.

Потребность

в

экологическом

образовании

связана

с

необходимостью обеспечения благоприятной сферы для жизни человека. Возникло оно

вместе

с

человеком,

и

означает

соблюдение

определенных

правил

по

отношению

к

природе.

Экологическое образование включает в себя:

1.Систему экологических знаний,

2.экологическое мышление,

3.культуру чувств,

4.культуру экологически оправданного поведения.

Формирует экологически нравственно грамотное население, определяет экологическую

ситуацию в области, крае, стране.

Экологическое образование – это непосредственное

усвоение экологических знаний различного характера и уровня.

Экологическое образование:

1.Проникает во все структуры образования и становится одной из ее основ,

2.необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе,

3.характеризуется тремя особенностями:

а).

Конечной

целью

является

формирование

экологического

сознания

и

гражданской

позиции личности.

б). Носителем этого должно стать все население.

в).Оно должно быть достоянием и личности и общества.

Для реализации экологического образования в школьном курсе географии сложились

более

благоприятные

условия

и

объясняется

это

тем,

что

цели

и

задачи

тесно

взаимосвязаны

и

дополняют

друг

друга.

Цели

и

задачи

школьной

географии

имеют

следующие направления:

1.Раскрыть географическую картину мира.

2.Ориентировать учащихся на устранение существующих противоречий между странами.

3. Способствовать формированию у учащихся сознания усвоения моральных ценностей

человечества, норм и правил цивилизованного общения и общежития.

Процесс обучения географии включает в себя две основные формы работы – урочную и

неурочную. Эти две формы работы представляют широкие возможности для реализации

вопросов экологического образования и воспитания. Рассмотрим реализацию данного

направления образования по классам общеобразовательной школы. Начнем с 5 класса, где

закладываются первоначальные знания.

Раздел

Тема урока

Экологические знания и умения

Земля.

Г о р н ы е

п о р о д ы

и

минералы.

И с п ол ь з о ва н и е

го р н ы х

п о р од

и

минералов в жизнедеятельности людей;

проблемы добычи полезных ископаемых,

способы добычи – открытый и закрытый,

их

влияние

и

степень

воздействия

на

окружающую среду.

Гидросфера.

Значение

воды

в

жизни

человека,

о с о б е н н о с т и

р а з м е щ е н и я

и

и с п о л ь з о в а н и я

в од ы ,

п р о б л е м а

загрязнения

воды,

дефицит

питьевой

воды, проблема уничтожения рек, озер,

меры по охране воды на Земле.

В 6 классе первоначальные знания расширяются и углубляются. В рамках этого класса

проводятся уроки по разделам с включением вопросов и понятий.

Раздел

Тема урока

Экологические

знания

и

умения

Литосфера.

Равнины суши.

Изменение

формы

рельефа

хозяйственной

деятельностью человека.

Понятия карьер, террикон.

Гидросфера.

Реки и их значение в жизни

человека.

Проблемы

загрязнения

рек

с т о ч н ы м и

и

производственными водами,

засорение

рек.

Проблема

нехватки питьевой воды на

Земле.

Малые

реки

и

их

проблемы.

Значение

рек

в

жизни человека.

В 7 классе учащиеся развивают экологические знания в каждом разделе курса. После

изучения каждого блока целесообразно проводить

уроки с экологической тематикой,

используя различные формы организации деятельности учащихся, формируя

умения

работы с дополнительной литера турой.

Раздел

Тема урока

Экологические знания и умения

Африка.

Антропогенные

природные

комплексы.

П р о б л е м а

о п у с т ы н и в а н и я ,

наступление

пустыни

Сахара

на

африканские

саванны.

Растения

и

животные

Африки,

занесенные

в

красную книгу. Национальные парки

Африки.

Южная Америка.

Проблемы охраны природы.

Проблема сокращения площади лесов

басс ейне

Амазонки.

П р о бл е м а

деградации почв.

В экологическом образовании учащихся курс «Физическая география России» занимает

особое

положение.

Это

объясняется

тем,

что

вопросы

взаимодействия

общества

и

природы приобретают новый аспект: изучается взаимодействие не вообще общества и

природы, а окружающего их общества и окружающей нас природы.

В связи с этим

возрастает

роль

нравственных,

правовых,

эстетических,

ценностных

и

практических

сторон экологического образования. При этом теоретические знания углубляются, но не за

счет введения большого числа понятий, а за счет переосмысливания ранее изученного на

более

высоком

уровне.

В

курсе

«

Физической

географии

России»

получают

свое

дальнейшее

развитие

и

основные

направления

экологического

образования.

Экологическое

содержание этого курса располагает огромными возможностями для

воспитания нравственности, гражданственности. Воспитание нравственного отношения к

природе у подростка имеет особое значение, так как довольно часто, именно подросток

проявляет безумное, иногда злобное отношение к животным, недостаточно корректно

ведет себя в природе. Особое значение имеет формирование у подростков желание внести

свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, без инициативности в этом

важном

деле.

Таким

образом,

при

раскрытии

вопросов

взаимодействия

общества

и

природы

в

этом

курсе

главный

акцент

необходимо

переносить

на

преодоление

потребительского отношения к природе, воспитание норм поведения в природе.

Раздел

Экологические знания

Умения

1.Введение.

З н а ч и м о с т ь

и з у ч е н и я

географии своей страны для

о с в о е н и я

п р и р о д н ы х

ресурсов

и

их

охраны;

значимость

географических

знаний

для

поддержания

качественного

состояния

природной среды в целом.

Объяснять

необходимость

изучения

географии

для

освоения природной среды,

д а в а т ь

о ц е н о ч н ы е

представления

природных

особенностей.

Физическая география не дает целостного, единого представления географической

картины

мира.

И

только

в

комплексном

изучении

с

социальной

и

экономической

географией

можно

сформировать

у

учащихся

единую

систему

знаний,

как

географических, так и экономических. Экологическая образованность учащихся старшего

звена должна проявляться в следующем:

1.Владение системными знаниями об экологических взаимодействиях природы, человека

и общества, об экологических проблемах современности и способах их решения.

2.Воспитанность

по

отношению

к

природе

как

одной

из

главных

жизненных

и

нравственно

эстетических

ценностей,

экологически

целесообразное

поведение

и

деятельность, настойчивое стремление к активной охране и восстановлению окружающей

природной среды, способность действовать по совести с природой и людьми.

3.Развитая способность к приличному и вероятному анализу экологических ситуаций,

альтернативному мышлению в выборе способов разрешения экологических проблем на

уровне бытового поведения.

Система

содержания

учебного

материала

выстроена

вокруг

следующих

содержательных линий:

1.Глобальная экология – глобальная экосистема – биосфера.

2.Экология человека – антропосистема «человек – среда».

3.Классическая экология – биологические системы.

4.Геоэкология – геосистемы.

5.Социальная экология – система «общество – среда».

Основываясь на выше сказанное, можно сказать, что экологические знания и умения

совершенствуются

и

развиваются

в

курсе

географии

9,

10,

11

классов.

Содержание

материала позволяет наиболее полно раскрыть взаимосвязи элементов системы «природа

человек

производство»,

способы

оптимизации

природопользования

и

показать

взаимосвязь курсов географии, экономики и экологии.

Главной экологической задачей курса считается формирование экологической культуры

личности школьника.

Система

экологических

знаний

Система

экологических

умений

Экологическое

мышление

Культура чувств

1 . Е с т е с т в е н н о

научные.

2 . Ц е н н о с т н о

правовые.

3.Практические.

1.Оценивать

экологическую

с и т у а ц и ю

с в о е й

местности.

2.Вести наблюдения,

исследования

среды

своей местности.

3.Соблюдать

правила

поведения

в природе.

4.Вести

экологически

целесообразную

1.Устанавливать

п р и ч и н н о

следственные

связи

и

закономерно сти

взаимодействия

природы и человека.

2.Представлять суть,

и с т о к и

и

п у т и

решения

экологических

проблем,

прогнозировать

и з м е н е н и я

п о д

влиянием

1.Познай себя.

2.Веди

зд о р о в ы й

образ жизни.

3.Сочувствуй,

сопереживай.

д е я т е ль н о с т ь

п о

охране ПС.

деятельности

человека.

3.Моделировать

рациональное

природопользование.

Тема раздела

Знания

Умения

Введение.

З н а ч и м о с т ь

и з у ч е н и я

экономической

географии

для

освоения

природных

р е с у р с о в

и

р а з в и т и я

экономики

в

целом

без

ущерба природе.

Объяснять с экономической

т о ч к и

з р е н и я

необходимость

изучения

экономической географии.

Россия на карте мира.

Экологическая

обстановка

соседних стран и их влияние

на экологическую ситуацию

в России.

Объяснять и оценивать ЭС в

странах мира и их влияние

на ЭС России.

Большое

значение в экологическом воспитании и образовании имеет работа с

учащимися

во

внеурочное

время.

Эта

работа

разделяется

на

систематическую

и

эпизодическую. Роль и тех и других велика. Они способствуют развитию интереса к

географии

в

целом

и

отдельным

ее

проблемам

в

частности.

Все

это

способствует

реализации основ экологического образования и воспитания. Основной целью проведения

внеурочных мероприятий является развитие и формирование познавательного интереса к

природе; развитие системы экологических знаний, культуры чувств.

Внеклассные работы позволяют творчески работать и учителю и учащимся; основано

на добровольном желании посещать мероприятия или как в роли ведущего, специалиста и

т. д. или в роли зрителя.

Работа эта длительная, кропотливая, требующая подготовки как учителя, так и

учащихся, которые вместе определяют тему

мероприятия, подготавливают материал,

обсуждают его и готовятся к проведению или конференции, или к играм, конкурсам и т.д.

Ежегодно можно организовывать

выставку плакатов, рисунков на неделе географии с

темами: «Природа глазами детей», « Мир вокруг нас», « Природа взывает о помощи».

Особенно творчески подходят к этому ребята 6,7 классов. Учащиеся 8 классов также

принимают участие в наших мероприятиях. Их работы носят более серьезный характер. «

Боль» нашего города, наших рек, природы в целом особенно видна на экскурсиях. Нельзя

без боли и негодования смотреть на захламленные пустыри, долины рек, чахлые деревья в

черте города. И ребята переживают, они видят безрассудное поведение людей.

Систематические формы работы.

Эпизодические формы работы.

1.Кружок «Природа вокруг нас».

1.Неделя географии.

2.Клуб любителей природы.

2.Экскурсии.

Для решения вопросов экологического воспитания и образования применяются

разные приемы, например, формирование экологической культуры на уроках географии с

помощью поэтических образов. Это благотворно влияет на душу и чувства учащихся,

открывает им красоту родной Земли. Задания к стихотворениям помогают школьникам

рассматривать антропогенное влияние и его последствия на окружающую среду, помогают

задуматься над решением экологических проблем. Стихотворения зачитываются учителем

или даются задания ребятам их подобрать и придумать вопросы. Например по теме : «

Гидросфера» в 6 классе.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку чистую мою!

Э.Огнецвет.

1.Что хотел показать поэт своим стихотворением?

2.Какие «болезни» приводят к «смерти» рек?

3.Что необходимо предпринять, для сохранения и спасения рек?

По теме «Биосфера» в 6 классе.

Леса уходят, жалко мне леса

Уходят ели, сосны и березы.

Рябины гасят пламенные гроздья,

Осинников смолкают голоса.

Когда – то жили в тех лесах дубы

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают – океан зеленый.

Список использованной литературы:

1. Баринова Н. И. Внеурочная работа по географии. – М: Просвещение, 1988.

2. Винокурова Н.Ф. и др. Методическое пособие по курсу «Природопользование». – М:

Просвещение, 1996.

3.Жекулин В. С. Экология или география? География в школе №3, 1995.

4.Каллистратова Н. В., Корнилова О. А. Экологическое образование –это нравственное

образование. География в школе №3, 1995.

5.Касимова Н., Лисенко Л. Экологический марафон. География в школе №2, 2015.

6.Косуров Б. И, Новые геоэкологические и социально- экологические термины и понятия.

География в школе № 3, 1999.

7.Кучер

Т.

В.

Экологическое

образование

учащихся

в

обучении

географии.-

М:

Просвещение, 1990.

8.Родзевич И. Н. Геогафия и экологическая культура. География в школе № 3,1999.

9. Родзевич И. Н. Проблемы формирования экологического мировоззрения. География в

школе №3,2000.

10.Рыбакова М. В., Церцек Н. Ф. и др. Экологическое образование в условиях устойчивого

развития. География и экология 21 века №6, 2004.



В раздел образования