Автор: Татьяна Евгеньевна Козичева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: « Экологическое образование и воспитание обучающихся в процессе обучения географии».
Раздел: полное образование
« Экологическое образование и воспитание
обучающихся в процессе обучения географии».
Экологическое образование представляет собой не только один аспект из всего
учебного процесса. Оно охватывает весь период жизни человека, содействуя повышению
качества
общего
образования.
Потребность
в
экологическом
образовании
связана
с
необходимостью обеспечения благоприятной сферы для жизни человека. Возникло оно
вместе
с
человеком,
и
означает
соблюдение
определенных
правил
по
отношению
к
природе.
Экологическое образование включает в себя:
1.Систему экологических знаний,
2.экологическое мышление,
3.культуру чувств,
4.культуру экологически оправданного поведения.
Формирует экологически нравственно грамотное население, определяет экологическую
ситуацию в области, крае, стране.
Экологическое образование – это непосредственное
усвоение экологических знаний различного характера и уровня.
Экологическое образование:
1.Проникает во все структуры образования и становится одной из ее основ,
2.необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе,
3.характеризуется тремя особенностями:
а).
Конечной
целью
является
формирование
экологического
сознания
и
гражданской
позиции личности.
б). Носителем этого должно стать все население.
в).Оно должно быть достоянием и личности и общества.
Для реализации экологического образования в школьном курсе географии сложились
более
благоприятные
условия
и
объясняется
это
тем,
что
цели
и
задачи
тесно
взаимосвязаны
и
дополняют
друг
друга.
Цели
и
задачи
школьной
географии
имеют
следующие направления:
1.Раскрыть географическую картину мира.
2.Ориентировать учащихся на устранение существующих противоречий между странами.
3. Способствовать формированию у учащихся сознания усвоения моральных ценностей
человечества, норм и правил цивилизованного общения и общежития.
Процесс обучения географии включает в себя две основные формы работы – урочную и
неурочную. Эти две формы работы представляют широкие возможности для реализации
вопросов экологического образования и воспитания. Рассмотрим реализацию данного
направления образования по классам общеобразовательной школы. Начнем с 5 класса, где
закладываются первоначальные знания.
Раздел
Тема урока
Экологические знания и умения
Земля.
Г о р н ы е
п о р о д ы
и
минералы.
И с п ол ь з о ва н и е
го р н ы х
п о р од
и
минералов в жизнедеятельности людей;
проблемы добычи полезных ископаемых,
способы добычи – открытый и закрытый,
их
влияние
и
степень
воздействия
на
окружающую среду.
Гидросфера.
Значение
воды
в
жизни
человека,
о с о б е н н о с т и
р а з м е щ е н и я
и
и с п о л ь з о в а н и я
в од ы ,
п р о б л е м а
загрязнения
воды,
дефицит
питьевой
воды, проблема уничтожения рек, озер,
меры по охране воды на Земле.
В 6 классе первоначальные знания расширяются и углубляются. В рамках этого класса
проводятся уроки по разделам с включением вопросов и понятий.
Раздел
Тема урока
Экологические
знания
и
умения
Литосфера.
Равнины суши.
Изменение
формы
рельефа
хозяйственной
деятельностью человека.
Понятия карьер, террикон.
Гидросфера.
Реки и их значение в жизни
человека.
Проблемы
загрязнения
рек
с т о ч н ы м и
и
производственными водами,
засорение
рек.
Проблема
нехватки питьевой воды на
Земле.
Малые
реки
и
их
проблемы.
Значение
рек
в
жизни человека.
В 7 классе учащиеся развивают экологические знания в каждом разделе курса. После
изучения каждого блока целесообразно проводить
уроки с экологической тематикой,
используя различные формы организации деятельности учащихся, формируя
умения
работы с дополнительной литера турой.
Раздел
Тема урока
Экологические знания и умения
Африка.
Антропогенные
природные
комплексы.
П р о б л е м а
о п у с т ы н и в а н и я ,
наступление
пустыни
Сахара
на
африканские
саванны.
Растения
и
животные
Африки,
занесенные
в
красную книгу. Национальные парки
Африки.
Южная Америка.
Проблемы охраны природы.
Проблема сокращения площади лесов
басс ейне
Амазонки.
П р о бл е м а
деградации почв.
В экологическом образовании учащихся курс «Физическая география России» занимает
особое
положение.
Это
объясняется
тем,
что
вопросы
взаимодействия
общества
и
природы приобретают новый аспект: изучается взаимодействие не вообще общества и
природы, а окружающего их общества и окружающей нас природы.
В связи с этим
возрастает
роль
нравственных,
правовых,
эстетических,
ценностных
и
практических
сторон экологического образования. При этом теоретические знания углубляются, но не за
счет введения большого числа понятий, а за счет переосмысливания ранее изученного на
более
высоком
уровне.
В
курсе
«
Физической
географии
России»
получают
свое
дальнейшее
развитие
и
основные
направления
экологического
образования.
Экологическое
содержание этого курса располагает огромными возможностями для
воспитания нравственности, гражданственности. Воспитание нравственного отношения к
природе у подростка имеет особое значение, так как довольно часто, именно подросток
проявляет безумное, иногда злобное отношение к животным, недостаточно корректно
ведет себя в природе. Особое значение имеет формирование у подростков желание внести
свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, без инициативности в этом
важном
деле.
Таким
образом,
при
раскрытии
вопросов
взаимодействия
общества
и
природы
в
этом
курсе
главный
акцент
необходимо
переносить
на
преодоление
потребительского отношения к природе, воспитание норм поведения в природе.
Раздел
Экологические знания
Умения
1.Введение.
З н а ч и м о с т ь
и з у ч е н и я
географии своей страны для
о с в о е н и я
п р и р о д н ы х
ресурсов
и
их
охраны;
значимость
географических
знаний
для
поддержания
качественного
состояния
природной среды в целом.
Объяснять
необходимость
изучения
географии
для
освоения природной среды,
д а в а т ь
о ц е н о ч н ы е
представления
природных
особенностей.
Физическая география не дает целостного, единого представления географической
картины
мира.
И
только
в
комплексном
изучении
с
социальной
и
экономической
географией
можно
сформировать
у
учащихся
единую
систему
знаний,
как
географических, так и экономических. Экологическая образованность учащихся старшего
звена должна проявляться в следующем:
1.Владение системными знаниями об экологических взаимодействиях природы, человека
и общества, об экологических проблемах современности и способах их решения.
2.Воспитанность
по
отношению
к
природе
как
одной
из
главных
жизненных
и
нравственно
–
эстетических
ценностей,
экологически
целесообразное
поведение
и
деятельность, настойчивое стремление к активной охране и восстановлению окружающей
природной среды, способность действовать по совести с природой и людьми.
3.Развитая способность к приличному и вероятному анализу экологических ситуаций,
альтернативному мышлению в выборе способов разрешения экологических проблем на
уровне бытового поведения.
Система
содержания
учебного
материала
выстроена
вокруг
следующих
содержательных линий:
1.Глобальная экология – глобальная экосистема – биосфера.
2.Экология человека – антропосистема «человек – среда».
3.Классическая экология – биологические системы.
4.Геоэкология – геосистемы.
5.Социальная экология – система «общество – среда».
Основываясь на выше сказанное, можно сказать, что экологические знания и умения
совершенствуются
и
развиваются
в
курсе
географии
9,
10,
11
классов.
Содержание
материала позволяет наиболее полно раскрыть взаимосвязи элементов системы «природа
–
человек
–
производство»,
способы
оптимизации
природопользования
и
показать
взаимосвязь курсов географии, экономики и экологии.
Главной экологической задачей курса считается формирование экологической культуры
личности школьника.
Система
экологических
знаний
Система
экологических
умений
Экологическое
мышление
Культура чувств
1 . Е с т е с т в е н н о
–
научные.
2 . Ц е н н о с т н о
–
правовые.
3.Практические.
1.Оценивать
экологическую
с и т у а ц и ю
с в о е й
местности.
2.Вести наблюдения,
исследования
среды
своей местности.
3.Соблюдать
правила
поведения
в природе.
4.Вести
экологически
целесообразную
1.Устанавливать
п р и ч и н н о
–
следственные
связи
и
закономерно сти
взаимодействия
природы и человека.
2.Представлять суть,
и с т о к и
и
п у т и
решения
экологических
проблем,
прогнозировать
и з м е н е н и я
п о д
влиянием
1.Познай себя.
2.Веди
зд о р о в ы й
образ жизни.
3.Сочувствуй,
сопереживай.
д е я т е ль н о с т ь
п о
охране ПС.
деятельности
человека.
3.Моделировать
рациональное
природопользование.
Тема раздела
Знания
Умения
Введение.
З н а ч и м о с т ь
и з у ч е н и я
экономической
географии
для
освоения
природных
р е с у р с о в
и
р а з в и т и я
экономики
в
целом
без
ущерба природе.
Объяснять с экономической
т о ч к и
з р е н и я
необходимость
изучения
экономической географии.
Россия на карте мира.
Экологическая
обстановка
соседних стран и их влияние
на экологическую ситуацию
в России.
Объяснять и оценивать ЭС в
странах мира и их влияние
на ЭС России.
Большое
значение в экологическом воспитании и образовании имеет работа с
учащимися
во
внеурочное
время.
Эта
работа
разделяется
на
систематическую
и
эпизодическую. Роль и тех и других велика. Они способствуют развитию интереса к
географии
в
целом
и
отдельным
ее
проблемам
в
частности.
Все
это
способствует
реализации основ экологического образования и воспитания. Основной целью проведения
внеурочных мероприятий является развитие и формирование познавательного интереса к
природе; развитие системы экологических знаний, культуры чувств.
Внеклассные работы позволяют творчески работать и учителю и учащимся; основано
на добровольном желании посещать мероприятия или как в роли ведущего, специалиста и
т. д. или в роли зрителя.
Работа эта длительная, кропотливая, требующая подготовки как учителя, так и
учащихся, которые вместе определяют тему
мероприятия, подготавливают материал,
обсуждают его и готовятся к проведению или конференции, или к играм, конкурсам и т.д.
Ежегодно можно организовывать
выставку плакатов, рисунков на неделе географии с
темами: «Природа глазами детей», « Мир вокруг нас», « Природа взывает о помощи».
Особенно творчески подходят к этому ребята 6,7 классов. Учащиеся 8 классов также
принимают участие в наших мероприятиях. Их работы носят более серьезный характер. «
Боль» нашего города, наших рек, природы в целом особенно видна на экскурсиях. Нельзя
без боли и негодования смотреть на захламленные пустыри, долины рек, чахлые деревья в
черте города. И ребята переживают, они видят безрассудное поведение людей.
Систематические формы работы.
Эпизодические формы работы.
1.Кружок «Природа вокруг нас».
1.Неделя географии.
2.Клуб любителей природы.
2.Экскурсии.
Для решения вопросов экологического воспитания и образования применяются
разные приемы, например, формирование экологической культуры на уроках географии с
помощью поэтических образов. Это благотворно влияет на душу и чувства учащихся,
открывает им красоту родной Земли. Задания к стихотворениям помогают школьникам
рассматривать антропогенное влияние и его последствия на окружающую среду, помогают
задуматься над решением экологических проблем. Стихотворения зачитываются учителем
или даются задания ребятам их подобрать и придумать вопросы. Например по теме : «
Гидросфера» в 6 классе.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку чистую мою!
Э.Огнецвет.
1.Что хотел показать поэт своим стихотворением?
2.Какие «болезни» приводят к «смерти» рек?
3.Что необходимо предпринять, для сохранения и спасения рек?
По теме «Биосфера» в 6 классе.
Леса уходят, жалко мне леса
Уходят ели, сосны и березы.
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Когда – то жили в тех лесах дубы
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают – океан зеленый.
Список использованной литературы:
1. Баринова Н. И. Внеурочная работа по географии. – М: Просвещение, 1988.
2. Винокурова Н.Ф. и др. Методическое пособие по курсу «Природопользование». – М:
Просвещение, 1996.
3.Жекулин В. С. Экология или география? География в школе №3, 1995.
4.Каллистратова Н. В., Корнилова О. А. Экологическое образование –это нравственное
образование. География в школе №3, 1995.
5.Касимова Н., Лисенко Л. Экологический марафон. География в школе №2, 2015.
6.Косуров Б. И, Новые геоэкологические и социально- экологические термины и понятия.
География в школе № 3, 1999.
7.Кучер
Т.
В.
Экологическое
образование
учащихся
в
обучении
географии.-
М:
Просвещение, 1990.
8.Родзевич И. Н. Геогафия и экологическая культура. География в школе № 3,1999.
9. Родзевич И. Н. Проблемы формирования экологического мировоззрения. География в
школе №3,2000.
10.Рыбакова М. В., Церцек Н. Ф. и др. Экологическое образование в условиях устойчивого
развития. География и экология 21 века №6, 2004.