Автор: Валерия Владимировна Сивкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ СОШ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: "Размножение растений"
Раздел: начальное образование
Окружающий мир (Н.Виноградова)
3 класс
Размножение растений
Цели урока: Познакомиться со способами размножения растений; развивать навыки публичного
выступления и слушания; продолжить формировать интерес к природе, воспитывать бережное
отношение к ней
Задачи урока:
Личностные:
1. Развивать навыки сотрудничества
2. Развивать навыки познавательной и личностной рефлексии.
3.Формировать уважительное отношение к природе.
Метапредметные:
1. Использовать информацию, представленную в различных видах, для создания моделей изучаемых
процессов, решения учебных и практических задач.
2. Использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Предметные:
1. Развивать навыки выявления причинно-следственных связей
2. Расширять знаний детей о жизни растений.
Ход урока
Организационный момент
1 мин
Порядок на парте. Листочек для заметок, бланк.
Повторение (память, тезаурус)
3 мин
Сменить слайд. 1. Строение цветкового растения.
2. Этапы развития цветкового растения.
3. Растения нашего двора. Перейти на ссылку.
Сменить слайд. Оценивание на листочке (имя, количество баллов, отметка). Кто доволен
своей работой? Результатом? 10 баллов – 5, 9/8 баллов – 4, 7/6 – 3.
1 мин
Сменить слайд. Физминутка «Камень – утка».
Изучение нового материала (тезаурус, мышление). Работа в группах
2 мин
Сменить слайд. Деление на группы. Выбор капитана.
Получение задания: чтение, пересказ с основой на ключевые понятия, ответы на вопросы
сразу после выступления группы.
3 мин
Смена слайдов для каждой группы. Работа с текстом (чтение, подготовка пересказа).
10 мин
Пересказ, ответы на вопросы. Групповая и индивидуальная работа.
3 минуты
1 мин
Физминутка-массаж для рук.
2 мин
Сменить слайд. Проверка, оценивание. Кто доволен своей работой? Результатом?
Получение домашнего задания (память) 10.00!
2 мин
Пересказ по бланку, чтобы получился текст.
Закрепление (схема)
10 мин
Сменить слайд. Работа в парах.
1 мин
Сменить слайд. Проверка и оценивание. Кто доволен своей работой? Результатом?
5 или ещё раз. Передать бланк, стикер, схему. Две отметки + одна отметка
Практическая работа
4 мин
Сменить слайд. Совет из журнала: убрать цветы, семена, корни. Почему? Групповая
работа. Почему растение выбирает два способа размножения?
Материалы к уроку
1.
Повторение пройденного
Фамилия, имя __________________________________________
Задание 1
Строение цветкового растения
Установи соответствие между понятием и его определением
Понятие
Определение
1.
Корень
А
Надземный орган питания растения. В нем под
действием солнечного цвета из углекислого газа и
воды образуются питательные вещества, а в воздух
выделяется кислород.
2.
Стебель
Б
Подземный орган многих растений. Он поглощает
из почвы необходимые вещества. С помощью него
растения закрепляются в почве.
3.
Лист
В
Орган цветковых растений, служит для защиты
семян и их распространения.
4.
Цветок
Г
Надземный орган растений. Он служит опорой
другим органам. По нему ко всем частям растения
движутся вода и питательные вещества.
5.
Плод
Д
Самый красивый орган растения. Необходим для
размножения растений.
Понятие
1
2
3
4
5
Определение
+
Теоретический материал для подготовки сообщений
Размножение с помощью семян
Опыление
Часть 1
Многие
цветковые
растения
размножаются
с
помощью
семян,
которые
образуются в плодах. Плод растения – это орган размножения. Во время цветения
на растениях появляются цветки – большие или крошечные, красивые или невзрачные.
В
центре
каждого
цветка
находится пыльца,
которая
выглядит
как множество
мельчайших желтоватых крупинок.
Пыльца необходима для размножения растений, которое происходит за счёт
опыления – переноса пыльцы с одних цветков на другие.
Процесс опыления происходит двумя основными способами.
Размножение с помощью семян
Способ опыления растений: опыление насекомыми
Часть 2
Цветки растений, опыляемых насекомыми, обычно яркие, крупные и сильно
пахнущие. Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, к лапкам прилипает
пыльца. Перелетая на другой цветок такого же вида растений, насекомое становится
переносчиком
пыльцы
или опылителем. Насекомые-опылители
имеют
большое
значение,
ведь
с
их
помощью
растения
могут
размножаться
шиповник,
яблоня,
одуванчик, чистотел и другие.
У растений, опыляемых насекомыми, поверхность пылинок имеет выступы,
шероховатости, чтобы легче прилипать и задерживаться на теле насекомого.
Насекомые
тоже
приспособились
к
получению
нектара.
Их
тельце покрыто
ворсинками для большего прилипания пылинок пыльцы. У насекомых образовался
длинный хоботок, чтобы проникнуть вглубь удлиненного цветка и забрать нектар.
Размножение с помощью семян
Способ опыления растений: опыление с помощью ветра
Часть 3
Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького
размера, совсем невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет
нектара, ведь им нет нужды привлекать насекомых. Мелкая и невесомая пыльца
образуется очень рано, когда на деревьях еще нет листвы, и в большом количестве –
это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по свету.
Хвойные деревья вырабатывают пыльцы гораздо больше, чем другие, цветущие
раньше
деревья,
потому
что
хвоинки
задерживают
пылинки,
разносимые
ветром.
Пыльцы иногда так много, что она оседает на соседних деревьях, на земле, в лужах.
Вегетативное размножение
4 часть
В природе существует растения, которые размножаются не семенами, а своими частями:
корнями;
листьями;
стеблями: отводки, усы, луковицы, клубни.
Размножение растений своими частями называют вегетативным. Это слово происходит
от латинского «вегето», что в переводе означает «расту».
При помощи корня
Малина
При помощи листа
Фиалка
При помощи стебля
Картофель
Клубнями (подземный стебель)
Тюльпан
Луковицами (подземный стебель)
Земляника
Усами
Задание на слушание
Фамилия, имя ________________________________________________________
Послушай сообщения. Ответь на вопросы, дополни высказывания
1 часть
1. Для чего служат плоды у растений? ______________________________
2. Множество мельчайших желтоватых крупинок, находящихся в центре цветка - это
________________________________
3 .
П е р е н о с
п ы л ь ц ы
с
о д н и х
ц в е т к о в
н а
д р у г и е
–
э т о
_________________________________
2 часть
4. Как выглядят цветки растений, опыляемых насекомыми? _______________________
5.
Насекомое,
которое
переносит
пыльцу
с
цветка
на
цветок,
называется
__________________________________________
6. Как насекомые приспособились к получению нектара? (1 пример)
_________________________________________________________________________
3 часть
7. Как выглядят цветки растений, опыляемых ветром? ____________________________
8. Есть ли нектар у цветков растений, опыляемых ветром? _____________________
9. Какую особенность имеет пыльца растений, опыляемых ветром? (1 пример)
__________________________________________________________________________
4 часть
10.
Как
называют
размножение
растений
частями
корня,
стебля,
листа?
________________________________________
11. Что в переводе означает латинское слово «вегето»? ___________________________
12. Запиши 1 пример такого размножения растений (растение и орган размножения)
__________________________________________________________________________
Способы размножения растений
Размножение с помощью семян
Многие цветковые растения размножаются с помощью семян, которые образуются в плодах.
Плод у растения – орган размножения. Во время цветения на растениях появляются цветки –
большие или совсем крошечные, невероятно красивые или вовсе неприметные. В центре каждого
цветка находится пыльца, которая выглядит как множество мельчайших желтоватых крупинок.
Пыльца
необходима
для
размножения
растений,
которое
происходит
за
счет опыления –
переноса пыльцы с одних цветков на другие. Без опыления из цветка не вырастет плод с семенами и,
значит, растение окажется бесплодным.
Процесс опыления происходит двумя основными способами.
Опыление насекомыми
Цветки растений, опыляемых насекомыми, обычно яркие, сильно пахнущие. Когда пчела или
другое насекомое садится на цветок, к его лапкам прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок
такого же вида растений, насекомое невольно становится переносчиком пыльцы и опылителем.
Насекомые-опылители имеют большое значение, ведь с их помощью растения могут размножаться
шиповник, яблоня, груша и другие. У растений, опыляемых насекомыми, поверхность пылинок
имеет
выступы,
шероховатости,
чтобы
легче
прилипать
и
задерживаться
на
теле
насекомого.
Насекомые тоже приспособились к получению нектара. Их тельце покрыто ворсинками для большего
прилипания пылинок пыльцы. У насекомых образовался длинный хоботок, чтобы проникнуть вглубь
удлиненного цветка и забрать нектар.
Некоторые виды насекомых имеют форму тела, сходную с формой цветка, опылителем которого
они являются.
Опыление ветром
Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького размера, совсем
невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет нектара, ведь им нет нужды
привлекать насекомых. Мелкая и невесомая пыльца образуется очень рано, когда на деревьях еще нет
листвы, и в большом количестве – это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по
свету. Распускание цветков происходит в определенное время – у каких-то видов утром, у других –
днем.
Хвойные
деревья
вырабатывают
пыльцы
гораздо
больше,
чем
другие,
цветущие
раньше
деревья, потому что хвоинки задерживают пылинки, разносимые ветром. Пыльцы иногда так много,
что она оседает на соседних деревьях, на земле, в лужах.
У одного из видов крапивы есть приспособление для разноса пыльцы ветром – созревшие
тычинки находятся в таком напряженном состоянии, что буквально «взрываются», разбрасывая
пылинки. В это время над зарослями крапивы хорошо видно легкое воздушное облачко.
Вегетативное размножение
В природе существует немало растений, которые размножаются не семенами, а своими частями:
корневыми отростками;
луковицами;
частями стеблей;
клубнями.
Размножение
растений
частями
корня,
стебля,
листа
называют вегетативным.
Это
слово
происходит от латинского «вегето», что в переводе означает «расту».
Вегетативным путём размножаются многие сорные растения, например, пырей, одуванчик, осот.
А садоводы, к примеру, размножают клубнику с помощью стеблей-усиков, которые зарывают в
землю,
чтобы
те
проросли
и
дали
жизнь
новому
растению.
Картофель
высаживают
мелкими
клубнями, а чеснок, лук, тюльпаны и нарциссы – луковицами.
Работа в группах
Имена ___________________________________________________________
Слова для справок
лист
плод
стебель
цветок
семя
корень
Размножение растений
С помощью
семян
Вегетативное
размножение