Автор: Кравцов Вячеслав Георгиевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №277
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урок физики 9 класс (дистанционный)
Тема: Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
Раздел: среднее образование
Кравцов Вячеслав Георгиевич
Учитель физики ВКК, к.т.н
ГБОУ СОШ №277 г. Санкт-Петербург
тема урока.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
Добрый день! Мы с тобой приступаем к изучению одного из разделов
Физики «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.»
С тем, чтобы урок у нас с тобой прошел продуктивно, тебе необходимо
подготовиться к этому занятию. Прежде всего, проверь свою готовность к
уроку:
у тебя на столе должны лежать: учебник Физика для 9 класса под редакцией
Перышкина А.В., рабочая тетрадь (18 листов), ручка, карандаш, цветные
карандаши, линейка, транспортир, треугольник, для выполнения расчетов,
черновая тетрадь или листы бумаги для выполнения расчетов.
не забудь включить колонки или надеть наушники.
в процессе урока, если возникнет необходимость работы с интерактивными
таблицами или схемами, всегда проверяй активированность всех составных
элементов путем подвода курсора к таблицам или схемам.
Если тобой выполнены все вышеуказанные действия, запиши в тетрадь дату
начала изучения темы урока и саму тему урока. По окончании изучения этой
темы отметь дату.
Цели урока
1.Выяснить условия равноускоренного движения тела.
2.Ознакомиться с основными формулами которые позволяют рассчитывать
перемещение тело при равноускоренном движении.
3. Ввести понятия средней и мгновенной скоростей, а также ускорения
равноускоренного движения.
План изложения нового материала.
1. Понятие неравномерного движения.
2. Средняя скорость.
3. Мгновенная скорость.
4. Ускорение.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
С целью проверки насколько хорошо тобой усвоен материал предыдущего
урока постарайся правильно ответить на вопросы тех тестов. которые были на
1
прошлом уроке. Тест 1, Тест 2, Тест 3, Тест 4, Тест 5, Тест 6, Тест 7, Тест 8, Тест
9, Тест 10.
На предыдущем уроке мы с тобой рассматривали такой вид механического
движения тела, как равномерное и прямолинейное. Однако, повседневной
жизни такой вид движения встречается крайне редко. Как правило, тело, если и
двигается по прямой. то при этом оно либо ускоряет, либо замедляет свое
движение.
В физике такой вид движения называют неравномерным. Для описания
такого вида движения, в физике используется определенный вид физических
терминов таких, как средняя и мгновенная скорости движения неравномерного
движения. Чтобы глубже понять физический смысл этих физических терминов
внимательно просмотри Flach - ролик "Неравномерное движение." Просмотрев
этот Flach - ролик. ты еще раз поймешь в чем отличие равномерного и
неравномерного движения и как определяется скорость равномерного
движения. Узнаешь. что такое средняя скорость и средняя путевая скорость
движения тела, и в чем отличие средней скорости от мгновенной скорости и как
по графику пути определить среднюю и мгновенную скорости тела.
В ходе компьютерного эксперимента ты познакомишься с формулой для
расчета средней скорости неравномерного движения тела. В ходе просмотра
выпиши в рабочую тетрадь формулы для расчета средней и мгновенной
скоростей движения тела.
Одной из разновидностей неравномерного движения является
прямолинейное равнопеременное движение.
Прямолинейным равнопеременным движение называется движение, при
котором траекторией тела является прямая линия, и за любые равные
промежутки времени скорость тела увеличивается (уменьшается) на
постоянную величину.
Просмотреть Flach - ролик "Механика неравномерного движения."
ты узнаешь, что означает такой физический термин , как ускорение и
познакомишься с формулами для расчета ускорения.
В указанном выше Flach - ролике приведены примеры ускорения и
торможения тела, показано, как меняется характер и направление скорости и
ускорения физического тела. Представляет также интерес приведенный во Flach
- ролике компьютерный опыт по изучению условий движения тела при
изменении соотношений между направлениями и численными величинами
начальной скорости и ускорений движущегося тела. Выполни внимательно все
предложенные во Flach - ролике опыты и выпиши пожалуйста в рабочую
тетрадь все основные формула и постарайся их запомнить.
С тем, чтобы получить представление о том каким образом при
прямолинейном и равноускоренном движении рассчитываются такие
физические величины, как скорость и перемещение просмотри пожалуйста
Flach - ролик "Скорость и перемещение при равноускоренном движении".
2
Просмотр этого Flach - ролика позволит тебе еще раз повторить. что собой
представляет прямолинейное равнопеременное движение, что такое ускорение
равнопеременного движения и каким образом его вычисляют.
Кроме того, ты узнаешь, как и по каким формулам вычисляют скорость
прямолинейного равнопеременного движения. что представляет собой график
скорости прямолинейного равнопеременного движения и каким образом по
графику скорости можно определить путь пройденный телом.
Просмотр этого Flach - ролика позволит тебе приобрести навыки
вычисления скорости тела, если известны значения ускорения и время, в
течении которого двигалось тело, и исследовать на графике по значению
ускорения и начальной скорости изменения скорости в любой заданный момент
времени. Кроме того, по графику зависимости скорости от времени при
равнопеременном прямолинейном движении, ты научишься определять
величину перемещения при движении тела с заданной начальной скоростью. В
заключение. при просмотре этого Flach - ролика, тебе предстоит по графику
зависимости скорости от времени при равнопеременном движении тела
определить: начальную скорость тела, скорость тела через определенный
промежуток времени, проекцию ускорения и перемещение, а также записать
уравнение зависимости скорости от времени.
То, каким образом можно определить по графику скорости движения, путь
пройденный автомобилем при равнопеременном движении, демонстрирует
Flach - ролик "Путь равнопеременного движения".
Тебе представлена замечательная возможность, посредством выполнения
интерактивного эксперимента изучить на графиках, каким образом, при
изменении угла наклона плоскости, по которой движется шарик меняются такие
характеристики движения как перемещение и скорость шарика. Для этого тебе
следует просмотреть Flach - ролик "Анимация равноускоренного движения."
Не менее интересный интерактивный опыт по изучению равноускоренного
движения шариков, находящихся на наклонной плоскости, ты можешь
выполнить меняя угол наклона плоскости и размещая на ней шарики различной
массы. Для этого тебе следует просмотреть Flach - ролик "Опыт с
равноускоренным движением".
Несомненно, тебе покажется интересным угадать, по какой из траекторий
шарик будет двигаться быстрее: по пологой или же по траектории более
длинной с углублением? Проверь себя просмотрев Flach - ролик "Движение по
разным траекториям".
Соотношение между путем и перемещением пройденным телом при
движении показывает Flach - ролик "Соотношение между путем и
перемещением при движении тела".
2.ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ
МАТЕРИАЛА.
3
С целью проверки степени усвоения тобой нового материала предлагаю тебе
ответить на вопросы следующих тестов. Тест 1, Тест 2, Тест 3, Тест 4, Тест 5,
Тест 6, Тест 7, Тест 8, Тест 9, Тест 10, Тест 11, Тест 12, Тест 13, Тест 14, Тест 15.
Выполняя эти задания, помни, что число попыток у тебя не ограничено и
потому постарайся добиться максимально положительного результата.
3.ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Поскольку, ты, вероятно. считаешь, что в полной мере усвоил весь объем
нового материала попробуй в завершение урока решить следующую
интерактивную задачу Flach - ролик "Задача на равнозамедленное движение"
Я верю , что у тебя все получится и, если по ходу урока, у тебя возникли
вопросы отправь их мне и мы вместе с тобой постараемся в них разобраться.
4. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Прочитай соответствующие изучаемой теме материалы учебника §5
"Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение", §6 "Скорость
прямолинейного равноускоренного движения. График скорости". §7 "
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении". и выполни
упражнения №5, №6 и №7. §4 из учебника Физика 9 класс А.В.Перышкин, Е.М.
Гутник
4