Напоминание

"Математика - это весело"


Автор: Онопченко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Аленушка"
Населённый пункт: Чукотский автономный округ город Билибино Билибинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Математика - это весело"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Математика должна быть веселой!!!

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету, чтению,

письме. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в

начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный

объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную

пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление

узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение счетным

операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. Как же

быть?

Не случайно в математической литературе всегда уделялось большое

внимание занимательным задачам, так как справедливо считалось, что

элемент занимательности облегчает процесс обучения. И не только облегчает,

но и развивает интерес к этой науке, желание познать ее глубже. Тем более

математика должна быть веселой и занимательной для дошкольников. С

другой стороны, элементарные математические представления должны не

только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить

мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Как же всего этого

достичь? Обратимся к великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому, который

утверждал, что у хорошего учителя урок арифметики – это хороший урок

домашней экономии или сельского хозяйства. Из этого следует, что

математику лучше преподносить в игровом плане или на житейском

материале. Некоторые приемы из такого обучения мы предлагаем вам:

Знакомить с цифрами лучше, используя стих о нем. При этом с помощью

пантомимы еще можно и показать, на что похожа цифра, к примеру, 1:

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

Дети с большим удовольствием будут читать стишки и заодно цифры

показывать с помощью телодвижений.

Очень хорошо использовать элемент загадочности, прятания и нахождения

всех цифр. Крайне важно преподнести в интересной форме следующую

закономерность: число не зависит ни от расположения, ни от направления

счета. Еще в свое время известный швейцарский психолог Пиаже отмечал,

что дошкольник, воспринимая множества, ориентируется чисто зрительно на

объем. Он приводил такой пример: детям показывали 2 абсолютно

одинаковых шарика из пластилина и спрашивали: «Где пластилина больше?».

Дети отвечали: «И там, и там одинаково». Тут же на глазах у детей из одного

шарика раскатывали большой блин и повторяли тот же вопрос. Почти все

дети отвечали: «А сейчас пластилина больше в блине».

Естественно, для каждого возраста различны уровни сложности материала.

Кроме того, нужно учитывать 2 фактора:

1.

Не забывать, кого вы учите считать – мальчика или девочку. До 3-х, 4-х

лет очень важно, а позднее мы советуем подбирать специальный

дифференцированный материал.

2.

Кроме устного пересчета, нужно продумать задания, связанные со

штриховкой, закрашиванием, проставлением цифр, обозначающих

определенное количество предметов.

Дети очень любят решать задачи. И тут важно придерживаться

определенной системы. Вначале они придумывают и решают задачи с

опорой на сюжет:

Мама купила 20 яиц, а 2 взяла для омлета. Сколько яиц сталось?

Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим

содержанием. Для решения их надо в большей мере проявить

находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задачек

состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности,

выработке умения выделять главные, существенные свойства,

замаскированные внешними несущественными данными. Но вначале на

основе юмористической картинки: Сколько детей у чабана? А еще кто

живет с ними? Назовите количество всей его семьи? И т.д.

Математика – это не только умение считать и решать задачи, это еще и

знакомство с геометрическими фигурами, которое тоже может пройти с

помощью стишков:

Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:

Три стороны, и три угла, и столько же вершин,

И трижды трудные дела мы трижды совершим.

Все в нашем городе друзья, дружнее не сыскать.

Мы треугольников семья, нас каждый должен знать.

Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в

следующей последовательности:

1.Найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата…

2. Найди в предметах знакомые геометрические фигуры.

3. Затем предлагается просто материал, состоящий из множества

различных геометрических фигур и т.д.

Дошкольный возраст – возраст практического познания мира. Малышу все

интересно: тонет или не тонет предмет, какая игрушка тяжелее, где права,

а где левая рука. Мы советуем часто предоставлять детям возможность

играть с водой и различными предметами, которые тонут, пропускают

воду и т.д.

В жизни немало ситуаций, которые помогут:

- сделать математику веселой;

- развить мышление и творческое воображение;

- формировать интеллектуальную активность.



В раздел образования