Автор: Онопченко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Аленушка"
Населённый пункт: Чукотский автономный округ город Билибино Билибинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Математика - это весело"
Раздел: дошкольное образование
Математика должна быть веселой!!!
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету, чтению,
письме. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в
начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный
объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную
пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление
узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение счетным
операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. Как же
быть?
Не случайно в математической литературе всегда уделялось большое
внимание занимательным задачам, так как справедливо считалось, что
элемент занимательности облегчает процесс обучения. И не только облегчает,
но и развивает интерес к этой науке, желание познать ее глубже. Тем более
математика должна быть веселой и занимательной для дошкольников. С
другой стороны, элементарные математические представления должны не
только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить
мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Как же всего этого
достичь? Обратимся к великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому, который
утверждал, что у хорошего учителя урок арифметики – это хороший урок
домашней экономии или сельского хозяйства. Из этого следует, что
математику лучше преподносить в игровом плане или на житейском
материале. Некоторые приемы из такого обучения мы предлагаем вам:
Знакомить с цифрами лучше, используя стих о нем. При этом с помощью
пантомимы еще можно и показать, на что похожа цифра, к примеру, 1:
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Дети с большим удовольствием будут читать стишки и заодно цифры
показывать с помощью телодвижений.
Очень хорошо использовать элемент загадочности, прятания и нахождения
всех цифр. Крайне важно преподнести в интересной форме следующую
закономерность: число не зависит ни от расположения, ни от направления
счета. Еще в свое время известный швейцарский психолог Пиаже отмечал,
что дошкольник, воспринимая множества, ориентируется чисто зрительно на
объем. Он приводил такой пример: детям показывали 2 абсолютно
одинаковых шарика из пластилина и спрашивали: «Где пластилина больше?».
Дети отвечали: «И там, и там одинаково». Тут же на глазах у детей из одного
шарика раскатывали большой блин и повторяли тот же вопрос. Почти все
дети отвечали: «А сейчас пластилина больше в блине».
Естественно, для каждого возраста различны уровни сложности материала.
Кроме того, нужно учитывать 2 фактора:
1.
Не забывать, кого вы учите считать – мальчика или девочку. До 3-х, 4-х
лет очень важно, а позднее мы советуем подбирать специальный
дифференцированный материал.
2.
Кроме устного пересчета, нужно продумать задания, связанные со
штриховкой, закрашиванием, проставлением цифр, обозначающих
определенное количество предметов.
Дети очень любят решать задачи. И тут важно придерживаться
определенной системы. Вначале они придумывают и решают задачи с
опорой на сюжет:
Мама купила 20 яиц, а 2 взяла для омлета. Сколько яиц сталось?
Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим
содержанием. Для решения их надо в большей мере проявить
находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задачек
состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности,
выработке умения выделять главные, существенные свойства,
замаскированные внешними несущественными данными. Но вначале на
основе юмористической картинки: Сколько детей у чабана? А еще кто
живет с ними? Назовите количество всей его семьи? И т.д.
Математика – это не только умение считать и решать задачи, это еще и
знакомство с геометрическими фигурами, которое тоже может пройти с
помощью стишков:
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:
Три стороны, и три угла, и столько же вершин,
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья, дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья, нас каждый должен знать.
Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в
следующей последовательности:
1.Найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата…
2. Найди в предметах знакомые геометрические фигуры.
3. Затем предлагается просто материал, состоящий из множества
различных геометрических фигур и т.д.
Дошкольный возраст – возраст практического познания мира. Малышу все
интересно: тонет или не тонет предмет, какая игрушка тяжелее, где права,
а где левая рука. Мы советуем часто предоставлять детям возможность
играть с водой и различными предметами, которые тонут, пропускают
воду и т.д.
В жизни немало ситуаций, которые помогут:
- сделать математику веселой;
- развить мышление и творческое воображение;
- формировать интеллектуальную активность.