Автор: Тарасюк Альбина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "С чего начинается дружба"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
миром в подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
«С чего начинается дружба»
Цель занятия:
Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг
друга;
Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные
навыки;
Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.
Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.
Оборудование: аудиозапись «Дружба начинается с улыбки», панно дерево, цветные конфеты, конверт с
буквами.
Ход занятия
Вводная часть занятия:
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки», ребята становятся в круг.
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
-И не случайно я включила эту песню. Каждый из вас догадался, чему посвящена наша встреча?
Дети (хором): — Дружбе!
Воспитатель: верно, дружбе. А также ребята, нам предстоит пройти различные испытания и разгадать
«секреты дружбы». Будьте внимательны!
Так с чего же начинается дружба?
Дети (хором): с улыбки!
Воспитатель: — Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие
солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становиться день и на душе теплеет. Порадуйте своей
улыбкой тех, кто с вами рядом. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою
самую добрую и приветливую улыбку.
Дети выполняют упражнение «Улыбка»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот так легко мы с вами разгадали первый «секрет дружбы», который был
«спрятан» в песне «Дружба начинается с улыбки».
А сейчас будем приветствовать друг друга с помощью вежливых слов!
Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать
своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот
обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!», «Добрый день, Ванюша!» и т д.
Дети выполняют.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это и есть второй «секрет
дружбы».
Основная часть занятия:
Воспитатель: (дети садятся на стульчики, образуя круг).
— Ребята, на этом наши испытания не заканчиваются, а продолжаются и поможет мне вот это необычное
дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках зашифрованы «секреты дружбы» — И так,
готовы?
(Воспитатель приглашает по одному ребенку и сообщает инструкцию).
Ребенок:
— Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Воспитатель: «Можно ли прожить без друга?»
Воспитатель: — Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его.
Проводится словесная игра «Мир без друга».
— Мир без друга был бы не интересным, потому что…
— Мир без друга был бы безрадостным, потому что….
— Мир без друга был бы мрачным, потому что…
— Мир без друга был бы скучным, потому что…
Воспитатель: — Молодцы! Мы прошли и этот этап испытания.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная
с мизинца.
Воспитатель: Все молодцы! Проходим следующее испытание.
Ребенок: — Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Воспитатель: — Нам необходимо собрать два слова из букв.
Ребенок: — Ой, а мне понадобиться помощь друга!?!
(На помощь приходит друг).
Дети собирают слова. Воспитатель проводит игру «Собери слово!»
В конверте карточки с буквами. Нужно правильно составить слова:
«дружба» и «друзья». Дети читают слова.
Воспитатель: И с этим справились!
Движемся дальше в поисках «секретов дружбы»!
Ребенок: — Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Воспитатель: Вы все знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить
начало пословицы, а вы – ее продолжение.
(Начинает ребенок, который держит конфетку в руках).
Нет друга, так ищи (а найдешь, так береги).
Друзья познаются (в беде).
Не бросай друга (в несчастье).
Крепкую дружбу (и топором не разрубишь).
Где дружбой дорожат (там и враги дрожат).
Сам себя губит (кто других не любит).
Дружба и братство (дороже любого богатства).
Старый друг (лучше новых двух).
Дружба в делах (помощница).
Дружба как стекло (разобьешь — не сложишь).
Дружбу помни (а зло забывай).
Новых друзей наживаю (а старых не забываю).
— «Был бы друг, (будет и досуг)»
— «Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)»
— «Рожь да пшеница годом родится, (а верный друг всегда пригодится)»
Воспитатель: Молодцы, ребята! О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Дети: Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.
— Беречь дружеские отношения.
— Дружить искренне.
— Поддерживать друг друга.
— К друзьям относится с уважением.
— Помнить о своих друзьях.
Воспитатель: вот сколько «секретов дружбы» содержится в народной мудрости.
Физкультминутка «Дружно встали на разминку».
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку,
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри
(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)
Наклоняемся вперед
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Дружно делаем по счету.
(Наклоны вперед).
Ребенок: — Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Воспитатель: Следующий секрет «зашифрован» в картинках.
(Воспитатель показывает сюжетные картинки).
Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.
— Это еще один секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.
Ребенок: — Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Воспитатель: — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки,
злость, слезы по пустякам, капризы. Давайте покажем мимикой свое плохое настроение, и будем стремиться
к хорошему настроению.
(Воспитатель демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей)
Дети выполняют упражнение «Мимика».
Воспитатель: — Вот вам и удалось справиться с плохим настроением и раскрыть «секрет дружбы» —
хорошее настроение.
Ребенок: — Фиолетовую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Воспитатель: — А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующее испытание так и
называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.
Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей сказал: “Ты мой голос не узнаешь,
кто сказал – не угадаешь”.
Воспитатель: Молодцы, вы настоящие друзья! Как много разных испытаний мы прошли, как много вы
знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами.
Значит мы с вами самая дружная семья. Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками,
согрелась теплом дружеских сердец! Давайте еще раз назовем все «секреты дружбы»?
(Дети называют). Подведение итогов занятия.
— Что для жизни нужно?
Дети (отвечают хором): Солнце!
— Что для дружбы нужно?
Дети (отвечают хором): Сердце!
— Что для сердца нужно?
Дети (отвечают хором): Счастье!
— Что для счастья нужно?
Дети (отвечают хором): Мир!
Воспитатель: Молодцы ребята! (итог занятия)