Напоминание

Оценивание метапредметных результатов средствами ИКТ.


Автор: Билалова Ирина Станиславовна
Должность: учитель иатематики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оценивание метапредметных результатов средствами ИКТ.
Раздел: среднее образование





Назад




Оценивание метапредметных результатов средствами ИКТ.

В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из

первых

мест

выходит

проблема

формирования

мобильности,

умения

работать

с

информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной

сферы,

в

частности

в ФГОС.

Метапредметные

компетентности

внесены

в

перечень

основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить

обучающиеся.

В

ФГОС

метапредметные

компетентности

увязаны

с универсальными

учебными

действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.

К таким метаумениям относятся:

основы

теоретического

мышления

(определение

понятий,

систематизация,

классификация, доказательство, обобщение);

обладание

навыками

переработки

информации

(анализ,

синтез,

интерпретация,

оценка, аргументирование);

критическое

мышление

(работа

с

фактами:

сопоставление,

умение

отличать

недостоверную

информацию,

находить

логическое

несоответствие,

определять

двусмысленность и т.д.);

задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях,

нахождение

альтернативного

решения,

совмещение

традиционных

и

новых

способов деятельности);

регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели,

планировать,

выбирать

способ

действий, контролировать,

анализировать

и

корректировать свою деятельность);

главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных

критериев,

которым

должны

соответствовать

метапредметные

результаты

овладения

общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно

разделить на несколько групп.

-Умение планировать и осуществлять свою деятельность

-Умение работать в коллективе

-Умение осуществлять познавательные действия

-Умение использовать компьютерные технологии

-Наличие коммуникативных умений

Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо помнить,

что основной формой организации учебного процесса является урок. Учителя нашей

школы проектируют урок так, чтобы на нём решались задачи по формированию не только

предметных, но и метапредметных результатов.

Наши педагоги на уроке создают учебные ситуации, предполагающие самостоятельное

мышление учащихся, их можно создавать на всех этапах учебного процесса, но самым

благоприятным

является

этап представления

материала.

Задача

учителя

-

по

ходу

объяснения создать с помощью специальных вопросов и заданий как можно больше

ситуаций,

когда

учащиеся

на

основании

имеющихся

знаний

и

дополнительной

информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые

метапредметные действия. На этапах отработки, обобщения и диагностики (контроля)

материала

педагоги

предлагают

учащимся

специально

разработанные

задания,

различные

по

видам

деятельности,

масштабу,

месту

(на

уроках,

дома)

и

продолжительности выполнения, которые предполагают самостоятельное продуктивное

мышление.

Сегодня

на

рынке

образовательных

материалов

представлено

множество

различных изданий, содержащего разного рода измерители (тесты, контрольные работы),

которые мы используем на своих уроках.

Одной из форм формирующего оценивания при реализации ФГОС НОО и ООО

является

комплексная

работа

на

межпредметной

основе,

стандартизированные

контрольные измерительные материалы, профессионально разработанные , позволяющие

не

только

объективно

оценить,

насколько

учащиеся

овладели

требованиями

образовательных

стандартов

и

сравнить

полученные

результаты

со

средними

показателями, но и провести анализ эффективности учебного процесса. Мы пользуемся

стандартизированными

материалами

для

оценки

читательской

грамотности,

разработанными

ведущими

специалистами

в

области

педагогических

измерений

Института

стратегии

развития

образования

Российской

академии

образования

под

руководством научного руководителя Г.С.Ковалевой. Они разработаны в соответствии с

требованиями международного исследования ПИЗА. Данную работу мы проводим в 4

учебной четверти с целью внутришкольного мониторинга сформированности важнейшего

метапредметного результата – читательской грамотности (смыслового чтения).

Смысловое чтение, как метапредметный результат продолжает формироваться в

течение всех лет обучения в основной школе. В 5,6 классах должно быть завершено

формирование основ данного умения, заложенного в начальной школе отдельных навыков

смыслового чтения. Именно от этих образовательных результатов предстоит отталкиваться

учителям

основной

школы

и

продолжении

работы

с

учащимися

по

формированию

стратегий смыслового чтения и работы с текстом в 7-9 классах.

Каждый вариант измерительных материалов должен включать ситуации и тексты

из разных предметов с целью создания общего поля для оценки умений работать с текстом

назависимо от предмета. В связи с этим каждый вариант работы состоит их четырех

содержательных

областей:

математики,

русского

языка,

естествознания

и

истории/обществознания.

Данные

содержательные

области

в

целом

охватывают

возможности

формирования

метапредметных

результатов,

создаваемых

различными

школьными предметами.

Предлагаемые

в

комплексной

работе

тексты

источники

информации

представляют три вида ситуаций:

Учебная

ситуация

текст,

который

сообщает

информацию,

необходимую

для

решения образовательных задач;

Общественная ситуация – текст с выходом на социальную активность школьника,

общественные объединения, участниками которых являются учащиеся, а также на

информацию о событиях в стране и мире;

Личностная ситуация – текст может отражать досуг, занятия по интересам.

Учащемуся

предлагается

прочитать

тексты

и

выполнить

задания,

связанные

непосредственно с информацией текста, а также с разными учебными предметами и

личным

опытом

школьника.

При

ответе

на

одни

задания

необходимо

выбрать

из

предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется свободный,

самостоятельно сконструированный краткий или развёрнутый ответ.

В работе оценивается сформированность трех групп умений

1-я группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и

ориентацию в тексте. Среди основных умений можно выделить следующие: определение

основной

идеи

текста,

поиск

и

выявление

в

тексте

информации,

представленной

в

различном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе

фактов, имеющихся в тексте.

2-я группа умений включает в себя также работу с текстом: глубокое и детальное

понимание

содержание

и

формы

текста.

Основные

умения,

которые

необходимо

продемонстрировать

при

выполнении

заданий,

включают

анализ,

интерпретацию

и

обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на её основе сложных

выводов и оценочных суждений.

3-я группа умений включает в себя использование информации из текста для

различных

целей:

для

решения

различного

круга

задач

без

привлечения

или

с

привлечением дополнительных знаний.

На выполнение комплексной работы отводится два урока. Каждое правильное

задание с выбором одного ответа оцениваются 1 баллом. Задание с выбором нескольких

правильных ответов и задания со свободным ответом оцениваются в зависимости от

содержания и уровня сложности задания от 1 до 2 баллов.

Если результаты выполнения всей работы, отдельной её части или отдельных

заданий ниже 50%, то это говорит о проблеме в освоении общеучебных умений.

Несформированность

данных

умений

значительно

повлияет

на

успешность

обучения учащихся в основной школе.

Под стандартизированные тесты разработаны компьютерные программы ввода и

обработки

результатов,

которые

позволяют

каждому

учителю

после

проведения

тестирования и ввода результатов класса в программу получить сравнительные результаты

класса, ученика на фоне с выборкой стандартизации с описанием перечня того, что уже

освоил

ученик

и

над

чем

ему

нужно

еще

поработать.

Учитель

получает

полную

информацию о содержании тестов, рекомендации по проверке и оценке каждого задания, а

также рекомендации по использованию результатов.

Форма 1. Здесь представлены данные по классу по всем четырем показателям

сформированноси

метапредметных

результатов

по

смысловому

чтению

и

работе

с

информацией:

общей

успешности

сформированности

умений

работать

с

текстом;

успешности сформированности умений работать с текстом, связанным с предметными

областями

(математикой,

русским

языком,

естествознанием

или

историей

и

обществознанием), успешности сформированности отдельных групп умений работать с

текстом

и

по

уровням

достижений.

Приведены

данные

о

проценте

учащихся,

продемонстрировавших

уровни

сформированности

метапредметных

действий.

Успешность выполнения работы учащимися данного класса составила 49%. Это означает,

что в среднем учащиеся данного класса в среднем овладели действиями по смысловому

чтению и работе с информацией.

Форма 2. Здесь представлены результаты оценки индивидуальных достижений

учащихся.

Для

каждого

учащегося

успешность

достижения

планируемых

результатов

представлена общим баллом, успешностью выполнения заданий по четырем предметным

областям т трем группам умений. По результатам выполнения работы каждому учащемуся

определен уровень достижения (базовый, повышенный, пониженный или недостаточный).

Данная форма необходима учителям для выявления учащихся с различными уровнями

овладения чтением и для организации работы с этими группами учащихся на отдельных

предметах.

Форма

3.

Здесь

мы

видим

результаты

выполнения

классом

всех

заданий

с

описанием проверяемых умений в сравнении с выборкой стандартизации. Если мы видим

в

данной

форме

низкий

процент

выполнения,

то

данный

результат

говорит

о

необходимости обратить внимание при работе с текстами на данное конкретное умение,

чаще использовать задания подобного типа.

Форма 4. Здесь представлены результаты оценки индивидуальных достижений

учащихся

по

комплексной

работе

по

отдельным

заданиям.

Программа

обработки

позволяет

получить

результат

каждого

учащегося.

Учитель

получает

отчет

каждого

ученика.

Данный

отчет

может

быть

выдан

родителям

и

использован

учителем

для

организации индивидуальной работы су учащимися.

Таким

образом,

разработанный

комплект

измерительных

материалов

дает

возможность

провести

комплексную

работу,

получить

результаты

освоения

основных

планируемых результатов по смысловому чтению и работе с информацией и принимать

решение о переводе учащихся в следующий класс.



В раздел образования