Автор: Татьяна Михайловна Макарова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ"Детский сад№157"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект трудовой деятельности для детей 4 - 5 лет "Уход за комнатными растениями"
Раздел: дошкольное образование
Татьяна Михайловна Макарова
Конспект трудовой деятельности для детей 4 – 5 лет
Тема «Уход за комнатными растениями»
Программное содержание: развивать интерес к комнатным растениям;
уточнять представления детей о строении растений, о функциональном
значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений
в воде, свете, тепле. Познакомить детей со способами содержания листьев в
чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за
ними. Учить распределять обязанности между собой.
Словарная работа: драцена, традесканция, колеус, пульверизатор, рыхление,
подкормка.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, совместная
работа по уходу за растениями, работа по схемам «Потребности растений»,
«Полив комнатных растений», заучивание пословиц о труде, чтение
стихотворений и загадок о растениях. Проведение системы опытов по
ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное
питание).
Оборудование: игра «Собери цветок», фартуки для трудовой деятельности,
лейки, палочки для рыхления, клеенка на стол, горшки с цветами, таз с водой,
тряпочки, пульверизаторы, письмо с загадкой, картинки с изображением
растений и предметов для ухода за растениями, таблица «Правила ухода за
растениями».
Ход трудовой деятельности:
Сюрпризный момент - появляется Буратино с письмом и инструментами в
мешочке. Буратино здоровается с детьми.
- Дети, вы узнали, кто к нам пришел?
- Да, это Буратино. Он принес письмо, и хочет вам загадать загадку. Давайте
внимательно послушаем загадку:
«Воздух очищают, создают уют.
На окнах в горшках растут - людям радость несут» (цветы, растения)
- А вы видели такие же, как у нас в группе, растения на улице?
- Да, ребята! Такие растения живут только в помещении, в детском саду или
дома. Поэтому их так и называют «комнатные растения».
- Как думаете, для чего нужны комнатные растения?
- Правильно, чтоб воздух очищать, для красоты, чтоб создавать уют в
помещении, в нашей группе.
-А ты, Буратино, знаешь, из чего состоят наши растения?
- Не расстраивайся, сейчас дети покажут тебе все части наших растений.
Дидактическая игра «Собери цветок»
В процессе игры воспитатель уточняет последовательность складывания
комнатного растения, названия частей растения и для чего нужны каждая
из частей.
- Ребята, вы сказали, что растение, как и человек, растет, двигается.
Посмотрите, как же оно двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет?
- Оказывается, растение так же, как мы, питается полезными веществами из
земли, также пьет водичку и, действительно, растение растет, становится
выше, у него появляется все больше листочков и цветочков, оно
поворачивается листочками и цветочками к солнцу.
- Ребята, Буратино спрашивает, а как растение питается, впитывает в себя
воду, ведь у него нет рта?
- Верно, ребята, через корни, которые мы видели у цветка, а они есть у
каждого растения.
- Как мы с вами дышим? А как же растение дышит, ведь у него нет носа и
легких?
- Правильно, через листья и корешки.
- Значит, про растения можно сказать, что они такие же живые существа, как
и мы с вами.
- У нас в группе тоже есть комнатные растения, но они почему - то некоторые
грустные, а некоторые веселые. Почему, ребята?
- Потому что вчера Артем Я. полил цветочки, а эти не полил.
Буратино принес инструменты по уходу за растениями, но не знает, как их
применить.
-Давайте, вместе с вами поможем Буратино разобраться, для чего же они
нужны. Я буду показывать предмет, а вы называете действие с этим
предметом.
Воспитатель берет мешочек и рассматривает содержимое.
Игровое задание «Назови действие»
лейка - поливать,
палочка - рыхлить землю,
пульверизатор - опрыскивать листочки
- Ребята, вы помните правила ухода за растениями, давайте перечислим их, а
ты, Буратино, слушай внимательно и запоминай.
Показ таблицы со схемой «Правила ухода за растениями»
- Рыхление. Чтобы земля была мягкой её нужно рыхлить, глубоко нельзя,
чтобы не повредить корешки.
- Полив. Носик лейки прислоняется к горшку, чтобы вода мимо не текла.
Поливаем, пока земля не пропитается водой.
- Мы с вами дышим носом, а растения дышат листочками. Давайте вспомним
правила, как надо правильно обрабатывать листья от пыли:
- горшок с растением поставим на стол, постеленный скатертью,
- мелкие листочки, например, как у наших растений, будем аккуратно
опрыскивать из пульверизатора,
- Теперь надеюсь, что Буратино запомнил, как надо правильно рыхлить и
поливать растения. И его растения не будут больше грустить.
Физминутка «Алые цветочки».
Наши алые цветки
Распускают лепестки
(плавное раскрывание пальцев)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
(помахивание руками перед собой и опускание их на стол)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
(сжимание пальцев)
Тихо засыпают
Головой качают.
(разжимание пальцев)
/дети выполняют действия согласно тексту/
- А теперь предлагаю поухаживать за нашими комнатными растениями.
Кто чем будет заниматься, выберем с помощью карточек.
Дети берут карточки, распределяются в пары, стелят клеенки, выбирают
комнатное растение, надевают фартуки, подбирают орудие труда.
- Работать надо дружно, стараться все делать аккуратно. Пока вы трудитесь, я
вам прочитаю несколько пословиц о труде.
Чтение пословиц о труде
- Труд кормит, а лень портит.
- Человек красив делами, а дерево плодами.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дети выполняют задание, в ходе работы воспитатель помогает детям
советом, беседует с детьми как называется растение, с которым они
работают, что они с ним делают, какие инструменты для этого
используют.
-Ребята, вы очень хорошо работали. Но один цветочек все равно грустный.
Как вы думаете почему?
- Потому что у него есть сухие листочки.
- Как их нужно убрать? Аккуратно ножницами.
Воспитатель показывает, как нужно отрезать сухие листочки.
Рефлексия:
-Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего? Какими
инструментами вам понравилось работать больше.
- Всем спасибо за труд, вы все выполняли старательно и дружно. Видите, как
повеселели и заблестели листочки, им теперь легче дышать.
Воспитатель меняет грустные смайлики на веселые.
Вы молодцы!
Воспитатель раздает звездочки.
Прощаются с Буратино и приглашают его прийти еще в гости.