Автор: Пучкова Екатерина Руслановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская художественная школа"
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Методические разработка
Тема: "Проведение пленэрной практики в условиях Крайнего Севера"
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации по проведению пленэрной практики в
художественной школе, с учетом климатических условий Крайнего Севера.
Преподаватель МБОУДО ДХШ города Мурманска
Пучкова Е.Р.
2018 год
1.
Вступление.
2.
Этапы работы над пленэрными заданиями, перечень заданий.
3.
Краткое описание рекомендованных заданий по пленэру.
4.
Заключение.
5.
Список литературы.
Пленэр в условиях севера.
Красота и неповторимость северной природы очень положительно влияет на развитие
творческого потенциала ребёнка. Пленэр в художественной школе занимает очень важное
место. Пленэрная практика проходит в начале и конце учебного года. Учащиеся также
выполняют практические задания по пленэру в течение летних каникул. Небольшой формат
пленэрных работ позволяет творить, как говориться «на одном дыхании», - сохраняя до конца
силу и цельность непосредственного впечатления от открывшегося ребёнку образа природы.
Детские пленэрные этюды и зарисовки получаются живые, насыщенные цветом. Занятие
пленэрной практикой предполагает рисование с натуры на открытом пространстве. В связи с
неустойчивой и быстро меняющейся погодой на севере, задания по этому предмету сложно
спланировать заранее. Часто из-за плохой погоды занятия переносятся в стены музея или в
мастерскую, либо задания сокращают по времени. Прежде чем начинать занятия важно
хорошо подготовиться к практике.
Весенний пленэр .2015 год.
1.Выбор мотива.
Очень важен выбор места для занятия. Педагог заранее подбирает в
ближайших окрестностях участок, где может расположиться группа детей. Желательно, чтобы
это был сквер, парк, в котором природа и архитектурные формы составляют живописное
единство. Зарисовки, выполненные на улице или в парке, являются хорошим подспорьем в
создании будущих композиции, пейзажей и городских мотивов. Дети внимательнее относятся
к изображению природных объектов, лучше подбирают цветовую гамму. Чтобы сократить
пребывание учащихся на улице в холодную погоду, объяснение и показ приемов работы
педагог может провести в мастерской. На выбор интересного мотива может уйти много
времени, поэтому педагогу важно сориентировать учащихся на правильный выбор. Для
поиска будущей композиции можно использовать рамку видоискатель. Решение композиции
также зависит от поставленной задачи. Педагогу нужно четко поставить перед учащимися
цели и четко объяснять учебное задание.
2. Подготовка учащихся к практике. Большое значение имеет правильная подготовка
учащихся к занятиям на пленэре. Детям должно быть удобно заниматься рисованием на улице.
Для этого необходимо иметь раскладной стульчик, планшетку в размер листа с прищепками,
различные графические материалы: если краски, то акварель; бумага (лучше акварельная,
даже если рисунок будет сделан карандашом). При этом размер листа может быть любым.
Однако желательно, чтобы формат листа не превышал размер A3, так как начинающему
художнику трудно будет справиться с большим листом бумаги. Важно так же чтобы дети были
тепло и удобно одеты. Для того чтобы сделать практику на улице эффективной лучше
использовать удобные в обращении материалы. Не стоит сразу брать акварель, дети много
времени потратят на подготовку рабочего места. Или же условия погоды позволяют потратить
на практику много времени, либо задание не очень сложное. Проще и результативнее начинать
выполнение практических работ в графической технике. Использовать сначала только линию
и пятно. Работы такого плана лучше выполнять одним тоном фломастером, ручкой или
мелком. Желательно чтобы дети делали задание без предварительного наброска карандашом,
сразу же материалом.
3. Практическая работа. Практические занятия по пленэру можно начинать в любом классе
и в подготовительном отделении тоже. В младших классах задания по пленэру проще и
требуют меньше времени. Постепенно дети, получая базовые навыки, могут выполнять более
длительные этюды. Но поскольку в практике на открытом воздухе важно передать ощущение
и состояние природы, в условиях быстро меняющихся климатических условий, задания не
должны быть длительными. Продолжать работу на следующий день не имеет смысла.
Поэтому задания рассчитаны на один сеанс. Важно чаще обращать внимание детей на то,
чтобы они не погружались только в работу и чаще направляли внимание на натуру. Часто
ученик забывает о важности наблюдения за изображаемым объектом и уходит в
придумывание того, что нет. С другой стороны не нужно слепо следовать натуре, важно
выделить нужные детали натуры, на которые стоит сосредоточить внимание. Занятия по
пленэру проходят в основном в дневное время в период с 15 до 18 часов. Следует заметить
учащимся, что на открытом воздухе цвет выглядит ярче и прозрачнее, а тени при рассеянном
свете не такие резкие. Следует говорить с учениками об изменении цвета пейзажа, в
зависимости от времени суток. Смена времени суток была нарисована художником Николаем
Петровичем Крымовым в учебном пейзаже под названием "Изменение в пейзаже по тону и
цвету в разное время суток". Можно использовать такую наглядную таблицу.
Для детей важно рисовать то, что их увлекает, пробуждает в них живой интерес и вызывает
желание взять в руки кисть, карандаш, поэтому начинать занятие на пленэре лучше всего с
наблюдений. Например, можно обратить внимание детей на разнообразие красок земли и
предложить им сравнить, каковы они у влажной земли у ручья или пруда, и каков цвет земли
на сухой тропинке. Особенно интересно детям будет понаблюдать за игрой света и тени
(собственной и падающей от деревьев) на траве и на воде. Задания по пленэру лучше вести от
простого к сложному. Их можно разделить на этапы со следующей
последовательностью.Задания в основном расчитаны на акварельную технику. Из своего
опыта я составила примерный перечень заданий с небольшими рекомендациями.
Работу на пленэре желательно вести по следующим темам:
Быстрые зарисовки деревьев, цветов, кустов в цвете и графике;
Пейзажные зарисовки (графика, живопись);
Пейзаж с элементом архитектуры;
Пейзаж с присутствием человека. Желательно на втором плане:
Архитектурные зарисовки;
Животные;
Примерный перечень заданий по пленэру.
1.
Зарисовки листьев, веток, кустарников. Так как северная природа небогата яркой
растительностью, то такие задания лучше начинать во время осеннего пленэра, когда у
деревьев красивая листва, и трава богата теплыми оттенками. Графические зарисовки
стволов и веток можно проводить и весной.
2.
Этюды деревьев. Многие учащиеся изображают деревья условно, не обращая
внимания на характер и форму ствола и веток. Важно сосредоточить внимание на цвет
стволов, рефлексы от солнца и листвы. Некоторые учащиеся сразу начинают рисовать
деревья черным, серым не учитывая оттенков и формы ствола и веток. Необходимо
наблюдать за цветом листвы кроны деревьев, он различный у разных пород деревьев и
в различное время года. На последнем этапе этюда важно изобразить характерные
детали дерева (трещины, складки коры, мох, корневища). Такие этюды можно делать
акварелью, тушью, пастелью на небольших листах акварельной бумаги или
тонированной бумаге.
Учебные работы 2 класса
3.
Живописные этюды неба, облаков. Этюды луж. Такие задания лучше выполнять
акварелью по мокрой бумаге, в технике «а ля прима», облака делаются сухой кистью по
непросохшему слою краски. В таком задании дети начинают изучать пространственные
планы на небе. Изучать изменения цвета на небе легче. Необходимо объяснить детям,
что ближе к горизонту небо становится светлее и прозрачнее, но это еще зависит от
положения солнца и состояния погоды и времени суток. Хорошо бы сделать этюды неба
при различных погодных условиях, чтобы увидеть изменения цветового тона.
Яцковская Ядвига 12 лет «Этюд неба» Нуриахметова Регина 13 лет «Пасмурное небо»
4.
Этюды камней, травы. Лучше выполнять как живописно, так и графически.
Примером живописного решения камней может послужить работа Александра
Иванова. Этюды камней можно выполнять одним цветом, или брать 3-4 цвета. Либо
делать графические зарисовки линией и тоном. Внимание обращается на форму камней
и тон.
Для первых занятий таких заданий достаточно. Пространство дети пока не
передают, а только наблюдают. Больше внимания уделяем элементам пейзажа.
Весной, когда листьев на деревьях нет, можно наблюдать тени от деревьев. Как они
меняются в зависимости от освещения и воздушной перспективы.
Располагаться на пленэре следует таким образом, чтобы прямые солнечные лучи не
попадали на поверхность листа.
А. Иванов «Вода и камни под Палаццуола, близ Флоренции»
Далее от элементов пейзажа, можно приступать к этюдам пейзажа. Очень важно не
увлекаться большим количеством материалов, лучше вести работу в какой-то одной
технике, чтобы не отвлекаться от главного.
1.
Этюды неба с сопками. Упражнение «Земля небо». Для такого задания лучше
выбирать спокойный пейзаж с относительно ровным рельефом. Желательно проводить
такие задания в пасмурные дни. Лучше этюды делать акварелью и также сухой и
масляной пастелью. Поиск линии горизонта. Важно обратить внимание детей, что
небо должно быть в этюде более легким и прозрачным. Важно вести сравнительный
анализ тона и цвета неба тоном и цветом земли.
Соломеина Анастасия 13лет «Этюды неба с сопками»
2.
Этюды неба с водой. Такие задания помогают изучить воздушную перспективу и
начать изображать воду. Следует вести в работе сравнительный анализ цвета неба и
воды. Лучше выполнять акварелью. Обратить внимание , что цвет воды зависит от
цвета неба и погодных условий, увидеть как меняется цвет воды удаляясь в глубину.
3.
Этюды воды с деревьями. Если делать такое задание акварелью, то сначала делается
акварельный подмалевок воды неба широкими заливками по влажной бумаге. Затем
уже по просохшему слою прорабатываются деревья и кустарники. Деревья можно
прорисовать углем или соусом. Также важно
обратить внимание на отражение деревьев в воде, делать их мягче.
И.Левитан «Большая вода»
4.
Этюды деревьев в пейзажном пространстве с проработкой теней. В таком задании
также важно начать с фона и решения пространства, а уже потом рисовать деревья и
тени в зависимости от освещения. Важно обратить внимание детей на цвет и форму
деревьев, цвет и форму теней. Деревья нужно писать плотнее и активнее. Так же в
этом задании необходимо правильно передавать форму деревьев.
И. Грабарь «Абрамцево. Плетень»
5.
Этюды пейзажей с водой. В нашей местности много озер, и часто занятия проходят
на берегу водоема. Обычно возникают проблемы при изображении воды. Следует
обратить детей на то, что небо и воду лучше писать параллельно, сравнивая между
собой. Отражение в воде всегда темнее.
вода темнее неба, у берега вода гораздо
темнее, чем у противоположного берега. Изображая воду мазки и штрихи лучше
делать горизонтально. Небо и дальний план лучше писать по мокрой бумаге, тон воды
лучше набирать лессировками.
Спичак Анастасия 12 лет «Этюды воды»
По мере удаления от зрителя, объекты пейзажа не только уменьшаются в размере, но и
становятся менее четкими, менее контрастными. Это называется воздушной перспективой.
Между зрителем и удаленным предметом находится воздушная масса. Она меняет внешний
вид объекта. Силуэты становятся как бы более мутными. На расстоянии 30 метров это заметно
не сильно. Но на расстоянии 3-5 километров данный эффект погружает объекты в воздух
настолько сильно, что они могут исчезать как в тумане. Воздушная перспектива делает темные
силуэты чуть светлее, а светлые силуэты чуть темнее. Данную закономерность лучше
запомнить, так как в работе над пейзажами с этим приходится постоянно сталкиваться. Ну и,
конечно, в различную погоду это явление проявляется по-разному. В ясный солнечный день и
в сырое пасмурное время — вид будет разным. Но воздушная перспектива будет заметна в
обоих случаях, просто с разной силой.
Наглядным пособием может служить работа Ивана
Шишкина «Дождь в дубовом лесу».
И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу»
Так же во время занятий у воды, можно делать зарисовки лодок, катеров, птиц.
Бойкова Марина 14 лет «Зарисовки на морвокзале»
6.
Пейзаж с включением фигуры человека на дальнем плане. Здесь учащиеся
должны провести сравнительный анализ размеров фигуры и деревьев. Важно
соблюдать пропорции фигуры, не делать ее детально и тщательно, а сосредоточить
внимание на пейзаже. Также можно выполнять быстрые наброски фигур людей. Такие
задания дают большой опыт в рисовании быстрых набросков фигуры.
7.
Зарисовки архитектурных элементов. Такие занятия лучше вести, когда начинается
изучение линейной перспективы. Начинать лучше с графических набросков линией, а
затем уже переходить к решению тоном.
Клюквина Катя 13 лет «Городские зарисовки»
Соломеина Анастасия 13 лет, 3 класс «Зарисовки элементов архитектуры»
Чапуркина Маша 14 лет 3 класс «Графические зарисовки»
Лучше начинать с простых заданий. Изображать для начала только элементы: лестницы, окна,
балкончики, арки. Очень хорошим заданием является изображение железнодорожных путей.
Оно хорошо демонстрирует правила линейной перспективы.
Колпакова Александра 12 лет «Городской пейзаж»
Затем уже начинаем рисовать фрагменты зданий, и уже позже здания целиком или пейзаж с
включением архитектурного сооружения. Во время рисования архитектурных сооружений
важно следить не только за правильностью построения зданий, но и за тем как меняется свет
при изображении объема.
8.
Изображение животных, птиц. Такие задания лучше начинать в мастерской заранее.
Дети должны быть уже знакомы с пропорциями некоторых животных. Можно
отправиться в зоомагазин, контактный зоопарк, конюшню либо попросить учащихся
привести своего питомца на практику.
Егорова Лиза 13 лет 3 класс «Наброски животных»
Рекомендуется после практики делать учебные просмотры работ, выполненных на пленэре,
проводить анализ работ, организовывать выставки лучших работ.
Северная природа изменчива и непостоянна, она притягивает и никого не оставляет
равнодушным. Много красивых мест на Кольском полуострове, где художник может найти
вдохновение. Это Териберка и Хибины, величественные Сейды и Кольский залив, прекрасные
озера и тундры. В нашем городе тоже всегда можно найти интересные мотивы для пленэрных
этюдов и большое количество возможностей запечатлеть быстро меняющийся пейзаж.
Внимательное изучение среды и отражение состояния природы дает ценный опыт
понимания воздушной перспективы, живости изображения, помогающей в дальнейшем
выполнению композиции. Пленэр развивает предметную и ассоциативную память,
творческую самостоятельность.
В период практики на пленэре учащиеся должны приобрести
ряд знаний и навыков. По действующей программе обучения пленэр начинаем практиковать
со второго класса. В первый год обучения пленэру, во втором классе- это восприятие натуры
как целостного образа, нахождение его основных тонов и цветовых отношений в пределах
общего тона; овладение основными элементами формы (линией, локальным пятном, цветом)
при изображении растительного и животного мира; формирование привычки чередовать
работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению; приобретение навыков
выполнения композиционно-тематической работы по впечатлению от натуры, на основе ее
изучения в набросках и зарисовках, этюдах и эскизах. Во 3-4 классах - это совершенствование
приемов акварельной живописи и краткосрочного наброска на пленэре, при этом особое
внимание уделяется выявлению гармонии пропорций, выразительного ритма линий, пятен и
локальных цветовых отношений, декоративных элементов в архитектуре, а также развитию
эстетического вкуса в процессе рисования памятников архитектуры, самостоятельной
композиционно-тематической работы по индивидуальному рабочему плану. В 5 классе-
развитие творческой самостоятельности в выборе пейзажного мотива, сюжета для
композиционных разработок, материалов для их осуществления; углубление художественных
знаний и навыков (навыки быстрого изображения позирующих фигур, передачи движения и
характера натуры, портретных черт, настроения); поиск мотивов и сюжетов,
Список литературы
1.
Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX в. М., 1966.
2.
Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: канд.
пед. наук. Орел, 1989.
3.
Кадыйрова Л.А. Пленэр: практикум по изобразительному искусству. Владос, 2012.