Автор: Кочеткова Елена Павловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7 имени П.А.Рубанова"
Населённый пункт: Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение социальных технологий в работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении"
Раздел: среднее образование
Применение социальных технологий в работе с семьями, находящимися в социально-опасном
положении, Кочеткова Елена Павловна, социальный педагог, г.Черногорск, Республика
Хакасия
Деятельность социального педагога в школе связана с работой с семьями, находящимися в
социально-опасном положении. Как правило, таких семей не очень много, но к каждой семье
необходим индивидуальный подход в выборе социальных технологий работы с такой семьёй.
Семьи, оказавшиеся в СОП , обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье.
Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа
семей
обладает
скудными
моральными,
интеллектуальными
и
финансовыми
ресурсами,
необходимыми
для
выхода
из
ситуации.
Таким
семьям
необходимо
длительное
психолого-
социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с
такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года. В
данной статье представлены наиболее эффективные методы работы социального педагога с данной
категорией семей.
Эффективные методы работы социального педагога:
Наиболее эффективные и широко применяемые методы работы
с семьёй СОП: консультации,
индивидуальные
консультации,
социальный
патронаж,
убеждение,
внушение,
порицание,
побуждение, воспитывающие ситуации, инструктирование.
Методы социальной работы – совокупность технологий, исследовательских и терапевтических
процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.
Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания
личности
(понятия,
суждения,
убеждения,
оценки);
организация
познавательной,
практической
деятельности
в
поведении
(поручения,
задания, упражнения,
создание
специальных
воспитывающих
ситуаций);
стимулирование
деятельности
и
поведения
индивида
(оценка,
поощрение,
порицание
и
др.);
психолого-педагогическая
коррекция
и
социально-педагогическая
реабилитация.
Метод
социального
патронажа.
Во
время
патронажа
социальный
педагог
посещает
квартиру,
обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в
обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут
дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для
нее обстановке. Основная цель социального патронажа - комплексная помощь по преодолению
кризисной ситуации.
При проведении патронажа социальный педагог должен быть в хорошем настроении, всем своим
поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее
членам. Социальный педагог не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше
выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить
для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы;
следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у семьи осталось приятное
ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный
отзыв,
высказывание
о
семье
при
встрече
социального
педагога
с
ребенком,
выражение
удовлетворения от знакомства с его домом. В практике при осуществлении патронажа социально
неблагополучных семей нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к
социальному педагогу (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью,
не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять совместно с
классным руководителем, либо в союзе с представителями ОМВД, органов опеки и попечительства.
Социальный
педагог
должен
помнить,
что
его
главный
аргумент
–
защита
прав
и
интересов
несовершеннолетних.
Метод информирования в работе социального педагога – самый распространенный. Его назначение
состоит
в
передаче
семье
актуальной
для
неё
информации.
Это
может
быть
информация
юридического, медицинского, нравственно – эстетического, психолого – педагогического, социально
– бытового хварактера.
Метод
консультирования.
Это
ориентация
членов
семьи,
особенно
детей
и
подростков
по
воспитанию
культуры
семейных
отношений,
по
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного
благополучия.
По
содержанию
консультирование
может
быть:
социально-правовым;
социально-
педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может
быть
наполнена
различным
содержанием
и
выполнять
различные
задачи
-
образовательные,
психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью
специально-организованного
процесса
общения
актуализировать
внутренние
ресурсы
семьи,
повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы
работы с семьей.
Метод убеждения. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность
активно
включиться
в
предусмотренную
содержанием
воспитания
деятельность.
Этот
метод
обеспечивает
развитие
общечеловеческих
морально-этических
качеств.
Убеждать
—
значит
разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, опираясь на внушение, т.е. сочетая
просьбу
с
разъяснением
и
внушением.
Убеждение
может
проходить
в
форме
беседы,
лекции,
рассказа,
объяснения,
диспута,
примера,
внушения.
Сильнодействующий
метод
убеждения
—
пример.
Пример
может
быть
реализован
через
рассказ,
показ,
обсуждение,
анализ
образца,
литературного
и
(или)
жизненного
факта,
личности.
Возможности
этого
метода
велики:
с
его
помощью
можно
иллюстрировать,
конкретизировать
проблему,
связывать
теорию
с
практикой,
имеющимся опытом.
Убеждать — значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует
выполнять ряд условий:
показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;
ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом, не
имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;
вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;
Метод внушения. Состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью
изменения
их
мнения,
установок
и
отношений.
Усиливают
эффект
внушения
использование
определенного
эмоционального
фона.
Внушение
имеет
эмоционально-волевую
окраску
и
основывается на доверии.
Метод побуждения. Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соответствии с его
интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод воспитания, который определяет
рамки поведения личности в соответствии с принятыми норма ми. Побуждение в межличностных
отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в
форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.
Метод поощрения. Методы поощрения и порицания используются также и для оценки деятельности
людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида. Механизм действия
поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают
приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны:
одобрение, похвала, благодарность или просто пожатие руки.
Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательные деятельность и поведение. Для того,
чтобы этот метод был эффективным, необходимо соблюдать ряд педагогических требований:
а) конкретность порицания — за определенную деятельность или поступок;
б) индивидуальный подход — необходимо учитывать характер совершенного поступка в связи с
личностью индивида;
в) нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения;
г) требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок —
наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
Инструктирование:
наиболее
мягкий
метод
организационного
воздействия,
суть
которого
в
разъяснении
задач,
возможностей,
трудностей
и
последствий
неправильных
действий
клиента,
предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование). Наиболее широко
применяется
инструктирование
по
профилактике
детского
травматизма,
в
летний
период
«Соблюдение мер предосторожности на водных объектах», «Предотвращение несчастных случаев на
водных
объектах»,
в
зимний
период
инструктирование
по
технике
пожарной
безопасности.
Раздаются наглядные методические пособия, буклеты.
Приёмы – это подход, действие, направленное на осуществление поставленных целей.
Воспитательные
мероприятия могут
включать
организацию
в
семье
трудовой
деятельности,
семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Новогодний переполох и пр.).
Мой опыт работы показал положительные результаты применения данных технологий. Главное
найти ту
связующую нить, которая поможет
установить добрые, доверительные отношения с
семьёй, попавшую в СОП.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Вестник Пермского университета, выпуск 1, 2001 г., «Технологии социальной работы с различными
типами семей», В.Т.Кобелева.