Напоминание

"Применение социальных технологий в работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении"


Автор: Кочеткова Елена Павловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7 имени П.А.Рубанова"
Населённый пункт: Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение социальных технологий в работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении"
Раздел: среднее образование





Назад




Применение социальных технологий в работе с семьями, находящимися в социально-опасном

положении, Кочеткова Елена Павловна, социальный педагог, г.Черногорск, Республика

Хакасия

Деятельность социального педагога в школе связана с работой с семьями, находящимися в

социально-опасном положении. Как правило, таких семей не очень много, но к каждой семье

необходим индивидуальный подход в выборе социальных технологий работы с такой семьёй.

Семьи, оказавшиеся в СОП , обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье.

Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа

семей

обладает

скудными

моральными,

интеллектуальными

и

финансовыми

ресурсами,

необходимыми

для

выхода

из

ситуации.

Таким

семьям

необходимо

длительное

психолого-

социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с

такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года. В

данной статье представлены наиболее эффективные методы работы социального педагога с данной

категорией семей.

Эффективные методы работы социального педагога:

Наиболее эффективные и широко применяемые методы работы

с семьёй СОП: консультации,

индивидуальные

консультации,

социальный

патронаж,

убеждение,

внушение,

порицание,

побуждение, воспитывающие ситуации, инструктирование.

Методы социальной работы – совокупность технологий, исследовательских и терапевтических

процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.

Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания

личности

(понятия,

суждения,

убеждения,

оценки);

организация

познавательной,

практической

деятельности

в

поведении

(поручения,

задания, упражнения,

создание

специальных

воспитывающих

ситуаций);

стимулирование

деятельности

и

поведения

индивида

(оценка,

поощрение,

порицание

и

др.);

психолого-педагогическая

коррекция

и

социально-педагогическая

реабилитация.

Метод

социального

патронажа.

Во

время

патронажа

социальный

педагог

посещает

квартиру,

обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в

обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут

дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для

нее обстановке. Основная цель социального патронажа - комплексная помощь по преодолению

кризисной ситуации.

При проведении патронажа социальный педагог должен быть в хорошем настроении, всем своим

поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее

членам. Социальный педагог не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше

выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить

для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы;

следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у семьи осталось приятное

ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный

отзыв,

высказывание

о

семье

при

встрече

социального

педагога

с

ребенком,

выражение

удовлетворения от знакомства с его домом. В практике при осуществлении патронажа социально

неблагополучных семей нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к

социальному педагогу (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью,

не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять совместно с

классным руководителем, либо в союзе с представителями ОМВД, органов опеки и попечительства.

Социальный

педагог

должен

помнить,

что

его

главный

аргумент

защита

прав

и

интересов

несовершеннолетних.

Метод информирования в работе социального педагога – самый распространенный. Его назначение

состоит

в

передаче

семье

актуальной

для

неё

информации.

Это

может

быть

информация

юридического, медицинского, нравственно – эстетического, психолого – педагогического, социально

– бытового хварактера.

Метод

консультирования.

Это

ориентация

членов

семьи,

особенно

детей

и

подростков

по

воспитанию

культуры

семейных

отношений,

по

возрастным

и

индивидуальным

особенностям

психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного

благополучия.

По

содержанию

консультирование

может

быть:

социально-правовым;

социально-

педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может

быть

наполнена

различным

содержанием

и

выполнять

различные

задачи

-

образовательные,

психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью

специально-организованного

процесса

общения

актуализировать

внутренние

ресурсы

семьи,

повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы

работы с семьей.

Метод убеждения. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность

активно

включиться

в

предусмотренную

содержанием

воспитания

деятельность.

Этот

метод

обеспечивает

развитие

общечеловеческих

морально-этических

качеств.

Убеждать

значит

разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, опираясь на внушение, т.е. сочетая

просьбу

с

разъяснением

и

внушением.

Убеждение

может

проходить

в

форме

беседы,

лекции,

рассказа,

объяснения,

диспута,

примера,

внушения.

Сильнодействующий

метод

убеждения

пример.

Пример

может

быть

реализован

через

рассказ,

показ,

обсуждение,

анализ

образца,

литературного

и

(или)

жизненного

факта,

личности.

Возможности

этого

метода

велики:

с

его

помощью

можно

иллюстрировать,

конкретизировать

проблему,

связывать

теорию

с

практикой,

имеющимся опытом.

Убеждать — значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует

выполнять ряд условий:

показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;

ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом, не

имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;

вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;

Метод внушения. Состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью

изменения

их

мнения,

установок

и

отношений.

Усиливают

эффект

внушения

использование

определенного

эмоционального

фона.

Внушение

имеет

эмоционально-волевую

окраску

и

основывается на доверии.

Метод побуждения. Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соответствии с его

интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод воспитания, который определяет

рамки поведения личности в соответствии с принятыми норма ми. Побуждение в межличностных

отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в

форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.

Метод поощрения. Методы поощрения и порицания используются также и для оценки деятельности

людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида. Механизм действия

поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают

приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны:

одобрение, похвала, благодарность или просто пожатие руки.

Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательные деятельность и поведение. Для того,

чтобы этот метод был эффективным, необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

а) конкретность порицания — за определенную деятельность или поступок;

б) индивидуальный подход — необходимо учитывать характер совершенного поступка в связи с

личностью индивида;

в) нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения;

г) требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок —

наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

Инструктирование:

наиболее

мягкий

метод

организационного

воздействия,

суть

которого

в

разъяснении

задач,

возможностей,

трудностей

и

последствий

неправильных

действий

клиента,

предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование). Наиболее широко

применяется

инструктирование

по

профилактике

детского

травматизма,

в

летний

период

«Соблюдение мер предосторожности на водных объектах», «Предотвращение несчастных случаев на

водных

объектах»,

в

зимний

период

инструктирование

по

технике

пожарной

безопасности.

Раздаются наглядные методические пособия, буклеты.

Приёмы – это подход, действие, направленное на осуществление поставленных целей.

Воспитательные

мероприятия могут

включать

организацию

в

семье

трудовой

деятельности,

семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Новогодний переполох и пр.).

Мой опыт работы показал положительные результаты применения данных технологий. Главное

найти ту

связующую нить, которая поможет

установить добрые, доверительные отношения с

семьёй, попавшую в СОП.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Вестник Пермского университета, выпуск 1, 2001 г., «Технологии социальной работы с различными

типами семей», В.Т.Кобелева.



В раздел образования