Автор: Арсентьева Анна Валерьевна
Должность: Преподавательпо классу классической гитары, домры, руководитель оркестра народных инструментов
Учебное заведение: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: Приморский край, город Лесозавадск
Наименование материала: Методическая работа «Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на занятиях в оркестре народных инструментов»
Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на занятиях в оркестре народных инструментов»
Раздел: дополнительное образование
Департамент Управления культуры администрации Приморского
муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа Лесозаводского городского округа»
Методическая работа
«Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на занятиях
в оркестре народных инструментов»
Преподавателя отделения
народных инструментов
по классу домры, гитары
Арсентьева Анна Валерьевна
Содержание
Введение_____________________________________________________2стр
Глава 1.Музыкально - эстетическое воспитание учащихся____________3стр
1.1.Эстетическое воспитание учащихся_____________________________3стр
1 . 2 . О с о б е н н о с т и
и с п о л ь з о в а н и е
м у з ы к и
в
э с т е т и ч е с ко м
воспитании_____________________________________________________5стр
Глава
2.
Музыкально-эстетическое
воспитание
учащихся
на
занятиях
в
оркестре народных инструментов _________________________9стр
Заключение___________________________________________________14стр
Список используемой литературы________________________________16стр
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическое воспитание - это составная и необходимая часть всего
процесса воспитания, процесса совместной деятельности преподавателя и
учащегося, направленный на формирование эстетической культуры детей.
Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более
значительное
место
в
формирования
личности.
С
детства
ребенку
свойственно стремление к красоте. Эстетическое воспитание является не
просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а
силой,
возвышающей
и
облагораживающей
другие
формы
воспитания
и
самовоспитания.
Среди
различных
видов
искусства,
одним
из
ведущих
по
силе
эстетического воздействия на детей является музыка из-за специфичности её
эмоционального содержания.
В
настоящее
время
трудно
переоценить
значение
музыки
в
эстетическом воспитании учащихся. Музыка отражает действительность в
звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С
особенной
яркостью
музыка
раскрывает
внутренний
мир
ребенка.
Исключительная
эмоциональная
насыщенность
музыки
воздействует
на
ребенка больше, чем все другие виды искусства.
Но, несмотря на то, что проблеме эстетического воспитания детей
средствами музыки уделяется огромное внимание, она остается актуальной и
сегодня.
Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций,
который
расширяет
его
жизненный
опыт,
стимулирует
к
активной
деятельности.
Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего,
на
развитие
восприимчивости
к
языку
музыки,
способности
к
эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и
потребностей слушать музыку. Важно увлечь учащегося музыкой, развить его
художественное
мировосприятие
независимо
от
того
станет
он
профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.
Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта,
помогающих заглянуть в его в внутренним мир, раскрыть его творческие
способности,
воспитать
культуру
исполнения,
чувство
ответственности,
трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в ансамбле.
Глава 1. Музыкально - эстетическое воспитание учащихся.
1.1 Эстетическое воспитание учащихся.
Педагогический процесс представляет собой единство воспитательных
воздействий,
осуществляемых
на
уроке.
В
ходе
учебного
процесса
закладываются основы понимания учащимися красоты действительности и
искусства, формирования эстетического отношения к жизни.
Продолжением
работы
по
эстетическому
воспитанию
учащихся
на
уроке является творческая деятельность преподавателя. Чтобы сформировать
у
них
прочные
навыки
культуры,
чтобы
раскрыть
перед
ними
мир
прекрасного,
мир
чувств,
необходимо
проводить
огромную
работу
по
эстетическому воспитанию.
Эстетическое
воспитание
открывает
большие
возможности
для
развития детей, эстетического отношения к искусству и действительности,
способствует духовному обогащению их личности.
Основой музыкально-эстетического воспитания является–
побуждение и углубление у учащихся интереса и любви к музыке, раскрытие
и
развитие
их
музыкальных
талантов
и
способностей.
Одновременно
решается задача воспитания эстетических чувств учащихся, их музыкального
вкуса, творческого отношения к музыкальному искусству.
Например, организуя музыкально-эстетическое воспитание, в ансамбле
народных
инструментах,
можно
проводить
лекции-беседы
о
музыке,
о
композиторах. Так же проводятся музыкальные концерты, встречи и т.д.
С моей
точки зрения организованная музыкальная деятельность
характеризуется
в
первую
очередь
количеством
вовлеченных
в
нее
участников: если воспитательная работа проводится с одним учеником, то это
индивидуальная
форма
работы,
если
же
в
воспитательную
деятельность
одновременно вовлечено несколько учащихся, то это групповая форма.
Существуют и другие формы работы в которых дети активно участвуют
это: конкурсы, фестивали, лекции – беседы, тематические концерты и т.д.
Данные формы работы широко используются в музыкально-эстетическом
воспитании.
Рассмотрим общие формы работы.
Лекции-концерты
имеют,
прежде
всего,
п озн авател ьн ую
направленность
и
могут
быть
посвящены
творчеству
отдельных
композиторов, или на отдельные темы. Часто тема является лишь стимулом к
введению учащихся в определенный круг явлений, облегчая им восприятие.
Большое
значение
в
музыкально-эстетическом
воспитании
имеют
концерты.
На
первых
порах
основной
задачей
концерта
является:
«заинтересовать детей музыкой и заставить полюбить ее».
Отсюда большой и неизменный успех концертов типа «Путешествие по
музыке», «Музыкальная капель», «Новый год, Баба-Яга» и т.д. Программы
этих
концертов
отличаются
многообразием
музыки,
построенной
по
принципу сопоставления контрастных произведений, как по характеру, так и
по выразительным средствам.
Дух соревнования в учебной жизнь учащихся вносят различного вида
музыкальные конкурсы, фестивали и др. формы состязаний. Конкурсы и
фестивали всегда привлекают внимание учащихся.
Кроме
общих
форм,
применяемых
для
решения
широкого
круга
воспитательных задач, есть и формы, более тесно связанные с отдельными
направлениями воспитания.
Например,
в
области
эстетического
воспитания
наиболее
распространенными формами коллективного приобщения к искусству, в том
числе и к музыке, являются посещение театров, концертов.
Организуя внеклассную музыкально-эстетическую работу, надо всегда
помнить о том, что:
·
широкое
использование
различных
методов
должно
способствовать
пробуждению
художественных
интересов,
развитию
художественного
воображения, музыкальных, творческих способностей учащихся;
·
необходимо
воспитать
у
них
интерес
к
просветительской
работе,
стремление пропагандировать музыкальную культуру;
· все формы внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены
на
эстетическое,
нравственное
воспитание
детей,
формирование
у
них
музыкальных вкусов и интересов.
Музыкально-эстетическую работу можно проводить в разнообразных
формах.
Перечислить
все
их
невозможно.
Каждая
форма
не
повторяет
другую, а лишь может быть похожа на нее.
В
школе
широко
применяются
следующие
формы
работы
по
музыкально-эстетическому воспитанию: тематические музыкальные вечера,
лекции-беседы,
концерты,
дающие
возможность
широко
ознакомить
учащихся
с музыкой, с жизнью и творчеством
композиторов. Эти виды
массовой
работы
имеют
особое
значение,
так
как
дают
возможность
систематически
воздействовать
на
юных
слушателей,
воспитывать
в
них
навыки
активного
эстетического
восприятия
и
прочного
усвоения
прослушанного путем повторения.
Музыкально-эстетическую работу можно проводить и в форме лекции-
бесед, о музыке с музыкальными иллюстрациями, слайд-шоу.
Тематика
музыкальных
бесед,
лекций
для
учащихся
очень
разнообразна. По содержанию они могут быть:
· о композиторе и его творчестве;
· о музыкальном произведении;
· о музыкальных инструментах, ансамблях, оркестрах;
· о жанрах, видах музыки, музыкальных стилях.
Безусловно, выбор темы определяется с учетом возраста учащихся,
уровня их музыкальной культуры, опыта слушания музыки.
Для
демонстрации
музыки
во
время
лекций-бесед
можно
широко
использовать
аудиозапись,
слайд-шоу,
наглядный
показ
на
инструментах.
Во
многих
случаях
во
время
лекций-бесед
о
музыке
можно
демонстрировать
различные
иллюстрации.
Наглядный
показ
помогает
получить
более
полное
представление
о
том,
что
рассказывается,
лучше
понять содержание музыкального произведения, полнее проникнуться его
настроением.
Это
организует
внимание
учащихся
и
возбуждает
у
них
большой интерес к тому, что они слушают.
Работа
по
музыкально
–
эстетическому
воспитанию
естественно
дополняет уроки, расширяет музыкальный кругозор у учащихся, углубляет
получаемые
ими
музыкальные
знания,
а
также
совершенствует
исполнительские навыки и умения игры на инструментах.
1.2 Особенности использования музыки в эстетическом воспитании
Психологи отмечают, что
музыкально-эстетическое воспитание даёт
более
эффективные
и
устойчивые
результаты
в
развитии
способностей
детей, активизирует полезную деятельность у учащихся, развивает интеллект.
Музыкальное воспитание- это часть эстетического воспитания. Через занятия
музыкой осуществляется эстетическое воспитание.
Приобщая детей к музыке, надо учить их любить и ценить музыку. Ведь
музыка глубоко воздействует на них, будет мысли, вызывает благородное
возвышенное
чувство,
влияет
на
их
психику,
моторику.
Учащийся
проигрывая
музыкальное
произведения
испытывает
разные
чувства,
состояния (радости, печали, сосредоточенности, бодрости и др.). Музыка
властна над всеми, она захватывает даже не музыкального ребёнка.
По своей природе музыка более «человечна», чем все другие виды
искусства.
Мир
звуков,
кажущийся
в
начале
загадочным
и
сложным
постепенно начинает проникать в сердце ребёнка, приносить радость, дает
почувствовать
полнее
красоту
жизни. Музыка
помогает
сделать
ребёнка
добрее и облагораживает его. Язык музыки способен передать самые тонкие,
самые глубокие чувства. Слушая с детьми М.Джулиани
«Ручеек», они
учились
распознавать
журчание
ручейка;
после
прослушивания
дети
говорили о любви к природе, как необыкновенному чуду.
Задача преподавателя не просто навязать учащимся исполнение того или
иного
музыкального
произведения,
а
раскрыть
значение
музыки
как
феномена, обладающего колоссальной силой воздействия на него.
Так же нужно ставить следующие задачи:
-увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее
красоту,
развить
эмоциональную
сферу
учащихся,
вызвать
эстетический
отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным
образам;
- развить музыкально – образное мышление, научить разбираться в
закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней,
связывая с жизнью и другими видами искусства;
-заложить основы творческих музыкальных способностей, практических
умений и навыков в процесс исполнения, слушания и сочинения музыки
(импровизации);
- развить музыкально – эстетический вкус и потребность в общении с
музыкальными шедеврами; побудить к музыкальному самообразованию.
В
современной
дидактике
содержание
музыкального
обучения
определяется
как
воспитательно-ориентированная
и
педагогически
оправданная
система
музыкальных
знаний,
навыков
и
умений,
которая
выступает в единстве с опытом музыкально – творческой деятельности и
эмоционально – нравственного отношения учащегося к действительности.
Элементами содержания музыкального образования являются:
1. музыкальный материал – опыт эмоционально – нравственного отношения
ученика к окружающей действительности;
2. музыкальные знания (ключевые и частные);
3. музыкальные умения и навыки.
Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во
взаимосвязи и единстве.
На
уроках
учащиеся
знакомятся
с
лучшими
образцами
народной
музыки,
с
произведениями
русской
и
зарубежной
классики.
Освоение
классического
наследия
является
основой
музыкально-эстетического
воспитания детей.
В качестве основы понимания музыки как вида искусства, нужно будет
подчеркнуть знания двух уровней:
1.
Обобщенные
ключевые
знания,
способствующие
формированию
целостного
представления
о
музыкальном
искусстве.
Они
характеризуют
природу
музыкального
искусства
как
социального
явления,
его
роль
в
общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки,
показ
связи
музыкальной
и
игровой
интонации,
принципы
развития,
жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;
2. Частные знания о музыке – элементы выразительности музыкальной речи
(динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах,
исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.
Музыкальные
навыки
в
непосредственной
связи
с
учебной
музыкальной
деятельностью
выступают
в
определенных
приемах
исполнения музыки: музыкально – ритмические и музыкально – игровые
навыки игры на инструментах и др..
Музыкальный материал урока всегда взаимосвязан с предыдущим и
последующим уроками. На одном и том же уроке происходит знакомство с
новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично
усвоенных ранее, повторение пройденных.
Для изучения музыкальных произведений существует три стадии:
1. Знакомство с музыкальным произведением, его эмоционально-образное
восприятие; осмысление под углом зрения изучаемой темы;
2.
Более
детальный
анализ,
формирование
музыкально-слуховых
представлений, исполнительских навыков;
3. Целостное, более полное по сравнению с первоначальным, восприятие
произведения.
Выше обозначенные стадии по своей сути близки трем основным видам
уроков музыки:
·
урок
введения
в
тему
(наличие
в
содержании
урока
первоначальной
обобщенной характеристики нового ключевого знания);
· урок углубления темы (наличие в уроке новой характеристики ключевого
знания);
· урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной,
по сравнению с уроком введения в тему характеристики ключевого знания).
По
содержанию
уроки
проводятся
типовые,
доминантные,
тематические или комплексные в зависимости от использования различных
видов
музыкальной
деятельности,
наличия
темы.
Так,
типовые
уроки
включают
все
виды
музыкальной
деятельности
учащихся:
музыкально-
ритмические
движения,
слушание
музыки
и
т.д.
Перечисленные
виды
музыкальной
деятельности
детей
могут
быть
представлены
в
различных
комбинациях,
следовательно,
какого-то
определенного
«трафарета»
в
проведении урока
нет. Однако занятия отдельными видами музыкальной
деятельности в уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная
композиция.
В
доминантных
–
преобладает
какой-либо
один
вид
музыкальной
деятельности,
на
тематическом
уроке
выбирается
одна
тема,
которая
объединяет все виды деятельности.
Комплексный урок содержит различные виды искусства.
Организационно
–
педагогическими
условиями,
способствующими
эффективности проведения уроков, являются:
-соответствие учебного материала и его изложения основным дидактическим
принципам обучения детей;
-установление
связи
изучаемых
произведений
искусства
с
явлениями
и
образами окружающей действительности;
-адекватность
организации
эстетического
восприятия
музыки
специфике
эстетической сущности музыкального искусства;
-содействие
созданию
атмосферы
комфорта
для
проявления
духовной
свободы
личности
посредством
эмоциональной
открытости
педагога
и
ученика;
-высокое качество и достаточное количество музыкального инструментария
(хороший строй инструментов, эстетический вид, разнообразие);
-высокое качество и современность технических средств обучения (аудио- и
видеоаппаратура);
-эстетическое оформление кабинета музыки.
Для уроков
характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне
естественно
и
необходима,
ведь
музыка
–
«язык
чувств».
Она
волнует,
вызывает у учащихся определенное настроения и переживания. Полученные
впечатления
усиливаются
под
воздействием
личного
исполнения
произведения,
которые
передается
эмоциями
и
чувствами
не
только
в
выразительном исполнении, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя
внимание учащихся на звучание музыке и развивая их воображение, нужно
помогать
им
войти
в
мир
музыкальных
образов,
ярко
ощутить
их
выразительность.
Продумывая
эмоциональный
рисунок
урока,
переход
от
одного
произведения
к
другому,
я
стремлюсь
поддержать
необходимый
эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания детей.
Таким
образом,
чтобы
структура
будущего
урока
была
гибкой,
рассчитанной
на
реальные
условия,
нужен
творческий
подход,
который
делает каждый урок неповторимым.
Используя различные методы (сравнение произведений, их фрагментов,
проблемно-поисковые, игровые ситуации), они проводятся через лабиринт
творческих
заданий,
выполнение
которых
активизирует
учащихся
и
позволяет
достичь
желаемых
результатов.
Ведь
качество
урока
в
значительной мере определяется именно активностью ученика. Проблема
активности
решается
благодаря
интересному
построению
урока
и
применению методов, вызывающих у них живой интерес. Много зависит и от
индивидуального подхода к каждому ученику.
Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать следующие
выводы. Занятия музыкой – основная форма музыкально – эстетического
развития
детей.
Музыка,
как
учебный
предмет
–
это
завершенный
в
смысловом, временном и организационном отношении определенный этап
работы по музыкально – эстетическому воспитанию и обучению детей в
целостном учебном процессе.
Урок дает осознание радости музыкального творчества, формирует
чувство
сопричастности
к
прекрасному,
способность
наслаждаться
тем
эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в
произведение
музыки.
На
уроке
плодотворны
все
виды
творческой
деятельности, тесно взаимосвязанные между собой.
Так как, занятия музыкой – это урок искусства, его специфика состоит в
том, что наряду с музыкально – образовательными задачами здесь ставятся и
художественно – исполнительские.
Глава 2. Музыкально - эстетическое воспитание учащихся на
занятиях в оркестре народных инструментов.
Задачей преподавателя является открытие учащимся красоты и богатство
музыкального
мира,
пробудить
в
нем
устойчивый
интерес
к
знаниям,
развивать эстетические чувства, творчество, воспитывать интерес и любовь к
музыке,
расширить
музыкальные
впечатления,
обогащать
духовно-
культурный уровень, психологически готовить к выступлениям, формировать
такие
черты
характера,
как
целеустремленность,
чувство
коллективизма,
ответственность, дисциплинированность.
Главной целью для преподавателя является развитие личности ребёнка,
развитие
его
эмоциональной
сферы,
интеллекта,
зарождение
и
развитие
эстетических
чувств,
становление
нравственной
позиции,
познание
человеческой морали.
Развитие личности-это развитие эмоциональной и
интеллектуальной сферы ученика средствами музыкального искусства.
Игра
на
музыкальных
инструментах
-
ведущий
способ
активной
музыкальной деятельности. Почему игра? На мой взгляд, исполнительская
деятельность
-
единственный
в
настоящее
время
общедоступный
способ
музицирования.
Играть
хочет
и
может
практически
каждый
ребёнок.
Для того чтобы дети захотели играть, нужно показывать красоту звучания
инструмента делать процесс обучения интересным.
В нашей
школе искусств мной был
организован оркестр народных
инструментов. Набор и комплектование оркестра осуществлялось с проверки
музыкально данных учащихся. Основные требования, необходимые при игре
в оркестре- это, прежде всего, желание играть на народных инструментах, а
также наличие музыкального слуха, чувства ритма. Учитывая возможности
учащихся, я их распределяла по инструментам и они занимают свое место в
ансамбле(домры, гитары, перкуссии, баяны и т.д.).
Состав оркестра делится по группам:
І группа объединяет учащихся младших классов в количестве 8 человек.
Работа в этой группе ведется по направлениям:
-знакомство
с
инструментом
-
история
его
создания,
особенность
его
использования, отмечаю при этом красоту и напевность, индивидуальность
инструмента
–
тем
самым
характеризую
исполнительские
возможности
инструмента;
- овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);
- приобретение навыков ансамблевой игры.
ІІ группа объединяет учащихся старших классов в количестве 14 учащихся.
В этой группе ведется:
- дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении
музыкальными
инструментами,
усложнение
репертуара
за
счет
введения
новых приемов игры, новых произведений;
-развитие
исполнительского
мастерства
–
проводится
работа
над
художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и
технически совершенным исполнением музыкального произведения.
Решаются коррекционные задачи:
-развития музыкального слуха, слухового внимания;
-развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений,
музыкальной техники игры;
-выработка свободной посадки с инструментом;
-освоение рациональных движений, умений правильного звукоизвлечения,
выразительного исполнения произведений;
-развитие слухового самоконтроля, качества звучания, ловкости движения
пальцев, координации рук во время игры на инструментах;
- развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии.
Для гармоничного звучания оркестра проводится большая
предварительная
работа
с
учащимися
–
сначала
индивидуальная,
затем
небольшими
группами
и
наконец
всем
составом
оркестра.
Нужное
произведение
играют
сначала одни инструменты, потом – другие (по
музыкальным
фразам
или
предложениям).
Чтобы
звучание
не
было
однообразным,
ритмическую
пульсацию
также
исполняют
несколько
инструментов чередуясь. Чтобы оркестр звучал выразительнее и красочнее
разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм,
акценты)
поручаются
инструментам
отличающимся
по
тембру.
Состав
оркестра, количество инструментов каждой группы определяю также исходя
из самой музыки. При исполнении народных мелодий
больше привлекаю
народные инструменты (деревянные ложки, перкуссия и т.д.). Обучаясь игре
на музыкальных (шумовых) инструментах, ученики открывают для себя мир
музыкальных
звуков,
осознаннее
различают
красоту
звучания
различных
инструментов.
Игра на музыкальных инструментах помогает учащимся передать чувства,
внутренний духовный мир. В процессе игры на музыкальных инструментах
совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка.
Инструментальное
музицирование
стимулирует
более
быстрое
развитие
музыкальных
способностей
и
обогащает
музыкальные
впечатления
учащихся,
повышает
ответственность
каждого
ребенка
за
правильное
исполнение
своей
партии;
помогает
преодолеть
неуверенность,
робость,
сплачивает детский коллектив. Учащиеся обучаются правильным приёмам
звукоизвлечения, своевременно вступать заканчивать игру, соблюдать общую
динамику и темп.
Это вид музыкальной деятельности детей способствует
становлению
и
развитию
волевых
качеств:
выдержки,
настойчивости,
целеустремленности,
усидчивости.
Совершенствованию
психических
процессов
-
памяти,
внимания,
восприятия,
образного
и
словесно-
логического мышления.
Одной из задач
при проведении репетиции является достижение
максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени
учащихся.
Поэтому
очень
важен
темп
репетиции,
на
репетиции
всегда
должна
звучать
музыка,
прерываясь
лишь
для
ясных
и
четко
сформулированных замечаний для исполнителей.
Занятия в оркестре проходят в интересной, увлекательной форме, каждый
учащийся принимает непосредственное участие во всех видах деятельности,
предложенных
на
репетициях.
Содержание
и
форма
проведения
каждого
занятия тщательно продумывается,
чтобы занятие максимально решало
поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.
Музицирование на народных музыкальных инструментах не сводится
только
к
приобретению
детьми
чисто
технических
навыков.
В
этот
многоаспектный процесс включать нужно и анализ звуковой палитры разных
музыкальных инструментов, определяя их характерные особенности.
Коллективное музицирование помогает учащимся глубже прочувствовать и
осознать
особенности
выразительного
языка
музыки,
побуждает
к
самостоятельным импровизациям.
Создавая
оркестр
с
большим
вниманием
нужно
относится
к
индивидуальным
склонностям
и
интересам,
желаниям
детей
при
распределении инструмента в оркестре, который ему больше нравится своим
звуком, внешним видом и т.п.
При распределении
партий в оркестре
учитываются
музыкальные
способности учащихся. Ребятам, которые наиболее технически подвижны,
играют партии мелодических инструментов (домры, баяны). Чтобы держать
ритмическую
функцию,
важно
иметь
хорошее
чувство
ритма,
поэтому
исполнение ритмического рисунка, дается учащимся с развитым чувством
ритма.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается
ритмичности
и
общей
музыкальной
выразительности.
Учащихся
должны
прислушиваться к своей игре и игре партнеров, и не стремиться заглушать
друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.
Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым
учеником и игра небольшими группами (по 3-5 человек). Обычно занятия по
обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей:
1-я
часть
-
разучивание
мелодии
произведения
под
руководством
преподавателя;
2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой,
выразительностью
исполнения.
Учащиеся
объединяю
в
подгруппы
лишь
тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.
В процессе обучения игры в оркестре, развиваются художественные
способности:
музыкальный
слух,
музыкальная
память,
воспитывает ся
эмоциональная отзывчивость к искусству - все это непосредственно влияет на
формирование художественных взглядов и представлений, вырабатывается
эстетический
вкус.
Коллективная
творческая
работа
участников
оркестра
способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и
формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание то-
го, что участник оркестра -это частица одного большого коллектива.
Таким образом, организация оркестр народных инструментов в школе
важна как для развития способностей отдельно взятого ученика, так для
музыкального воспитания всех учащихся.
Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является
репертуар. Он влияет на духовно-нравственное воспитание учащегося, ведь
разная
музыка
по-
разному
воздействует
на
ребёнка.
Учащимся
нужно
преподносить истинные художественные ценности.
Выбирая репертуар для
оркестра, я учитываю
исполнительские и
возрастные
возможности
коллектива,
руководствуюсь
принципом
постепенности
и
последовательности
обучения,
соблюдаю
дидактические
принципы доступности. Не допустимо включать в репертуар произведений,
превышающих
музыкально-исполнительские
(художественные
и
технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным
особенностям.
Работа
участников
оркестра
над
такими
произведениями
становится
препятствием
для
их
музыкально
развития
и
не
дает
положительных
результатов.
При
выборе
репертуара
мне
приходится
не
только опираться на учебные программы, но и свой вкус и желания детей,
учитывать
целый
комплекс
условий
и
факторов:
репертуар
должен
соответствовать исполнительскому уровню ансамблиста, быть интересным
для
участников
и
слушателей,
достаточно
разнообразным,
чтобы
с
ним
можно
было
принимать
участия
в
различных
концертах,
конкурсах,
фестивалях. Каждое публичное выступление требует соответствующих по
характеру
и
содержанию
пьес,
которыми
можно
было
бы
открыть
и
завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у
слушателей.
Перед разучиванием произведения учащимся рассказывается об эпохе,
когда
создавалось
произведение,
кратко
-
об
авторах
музыки
и
текста,
демонстрируется произведение в отличном исполнении (аудио, видеозапись).
С
опытом
работы
я
поняла,
что
только
при
м а кс и м а л ь н о й
з а и н т е р е с о в а н н о с т и
и с п о л н и т е л е й
в о з м о жн о
д о б и т ь с я
высокохудожественное, эмоциональное исполнение произведения, создание
красочного музыкального образа.
В репертуар оркестра входят доступные народные песни, произведения
русской
и
зарубежной
классики,
песни
современных
отечественных
и
зарубежных композиторов, они способствуют эстетическому развитию детей.
Слушая
и
играя
музыку,
учащиеся
учатся
различать
настроение,
сопереживать чувствам, эмоционально откликаться на неё («Майский вальс»,
«Пираты
Карибского
моря».
«Мультфантазия»,
«Конь»,
«У
Зари,
то
у
зореньки» и т.д..)
Оркестровая игра так же помогает решить проблему боязни сцены.
Многие учащиеся, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене
теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно.
Выход
на
сцену
в
составе
оркестра
позволяет
почувствовать
поддержку
товарищей и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.
Большое значение в эстетическом воспитании имеет оформление концерта и
концертные костюмы, которые создают радостное настроение и восторг у
детей. Так они воспринимают-это праздники, как итог большой совместной
работы.
Эти условия обеспечивают решение главной художественно-
воспитательной задачи, которая, в конечном счете, решаться через обучение
игре в оркестре.
Заключение
Эстетическое
воспитание
ставит
своей
целью
научить
каждого
ребенка
отличать прекрасное, благородное и возвышенное в искусстве, но и по всюду,
в окружающей нас среде. Иначе говоря, оно воспитывает в детях хороший
эстетический вкус. Эстетическое воспитание действительно занимает важное
место во всей системе учебно-воспитательного процесса, т.к. за ним стоит не
только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом.
Работа по музыкально – эстетическому воспитанию естественно дополняет
уроки в оркестре, расширяет музыкальный кругозор у учащихся, углубляет
получаемые
ими
музыкальные
знания,
а
также
совершенствует
исполнительские навыки и умения.
Оркестр – это урок искусства, его специфика состоит в том, что наряду с
музыкально – образовательными задачами здесь ставятся и художественно –
исполнительские.
Цель
данного
урока
заключается
в
воспитании
музыкальной
культуры
учащихся
как
необходимой
части
их
духовной
культуры. В содержание художественного обучения входят такие элементы,
как музыкальный материал, музыкальные знания, музыкальные умения и
навыки, которые представлены во взаимосвязи и единстве.
Кроме
того,
мы
выяснили,
что
оркестр
народных
инструментов
в
музыкальном воспитании детей
играет большую роль. Именно умение
играть
на
музыкальных
инструментах
влияет
на
формирование
индивидуальной культуры учащегося, развивает уверенность в собственных
силах, ответственность, сплоченность в коллективе, организует дисциплину.
В
процессе
организации
оркестра
народных
инструментов
мы
руководствуемся не только индивидуальными и возрастными особенностями
развития учеников, но и используем специальные
педагогические методы
воздействия в ходе музыкального воспитания.
Таким
образом,
музицирование
на
народных
инструментах,
инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время
активного
музицирования
–
все
эти
виды
деятельности
определяют
творческий,
познавательный
и
увлекательный
характер
процесса
музыкально-эстетического
развития
учащегося,
обуславливают
его
результативность.
Практика занятий дала множество примеров того, как благотворно влияет
на учащихся игра в оркестре. Вызывая интерес к музыке, уроки оркестра
побуждают даже нерадивых учеников серьезнее относиться к занятиям в
музыкальной школе.
Оркестровое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно
способствует
развитию
полифонического
мышления,
учит
слышать
и
понимать содержание музыки.
А так же воспитывает музыкально-эстетическую развитую личность,
способной к самореализации и самовыражению в будущей жизни.
Список используемой литературы
.
1. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского Проблемы эстетического развития
личности школьника . – М.: Педагогика, 1987. – 96с.
2. Психология. Словарь. Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г.
Ярошевского. – М.: Просвещение, 1996. - 576с.
3. Раицкая Г.В. Размышления об эстетическом воспитании младших
школьников. Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - №3. – С. 17-19.
4. Герасимова С.А. Система эстетического воспитания школьников . М.:
Педагогика, 1983. - 264с.
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
– М.: Академия, 2002. - 576с.
6.Паненко, В. А. Авторская программа «Самодеятельный детский оркестр
русских народных инструментов» [Электронный ресурс]
7. . Шалов А., Ильин А. Ансамбли для русских народных инструментов1964
8. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. - М., 1973
9.
Каргин
А.
Работа
с
самодеятельным
оркестром
русских
народных
инструментов. – М., 1984
10. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. –
М., 1999
11. Говорушко П. Методика обучения игре на народных инструментах.– М.,
1975