Автор: Подольская Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Ленинградская область, п.Сиверский
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Метеоплощадка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Метеостанция в детском саду
Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды,
смотреть,
как
изменяется
небо
перед
дождем,
чувствовать,
как
усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка.
А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки.
Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста,
очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то
эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных
эмоций и ярких впечатлений. Именно поэтому многие детки в детских
садиках
во
главе
со
своими
воспитателями
строят
местные
метеостанции.
Метеостанция
в
детском
саду –
это
комплекс
различных
приборов,
измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать
погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми
снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же
метеостанция
используется
для
проведения
занятий
на
тему
экологии,
знаний времен года, природных явлений.
Метеостанцию можно установить самостоятельно, а потом познакомить с ней
детей,
или
процесс
установки
доверить
детям,
как
часть
практического
занятия.
Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными
явлениями, а еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время не
обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно
делать
самостоятельно,
используя
не
замысловатые
предметы.
Поэтому
многие детские сады строят свои метеостанции, обучая на живом примере
детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить свое время,
но
и
расширять
кругозор,
учиться
быть
внимательным,
анализировать
происходящие процессы и делать соответствующие выводы.
Метеостанция в детском саду своими руками
Проблема: у
д о ш кол ь н и ко в
н е
с ф о рм и р о ва н ы
з н а н и я
о
погоде, недостаточно
условий
для
практики
организации
наблюдений
за
явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель создание предметно - развивающей среды для познавательной и
исследовательской
деятельности
старших
дошкольников,
формирование
у
дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни
человека.
Задачи:
познакомить с профессией метеоролога;
формировать представление о значении погоды в жизни
человека,
растительного
и
животного
мира
(народные
приметы
о
погоде);
познакомить
детей
с
приборами
–
помощниками:
термометром,
флюгером,
дождемером,
барометром,
компасом,
гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их
между собой;
формировать представления о четырех частях света;
познакомить
детей
с
назначением
метеорологической
станции, с метеодомиком и ее содержимым;
привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для
наблюдения за погодой.
Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно
легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы:
флюгер;
дождемер (осадкомер);
ветряной рукав;
термометр;
компас;
солнечные часы;
кормушки ;
вертушки.
Пожалуй все приборы не трудно найти в магазинах, но мы совместно с
родителями смастерили сами . Эти предметы прикрепили к специальным
ранее сделанным шестам и встаили в землю. Всю, свою метеостанцию мы
построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только
с помощью погодных изменений мы сможем делать свои наблюдения.
Итак, «измерительные приборы» у нас с вами готовы, а теперь давайте
разберемся, как же они работают и как их можно использовать в обучении
детей.
С
помощью
флюгера и
его
вращающейся
стрелки
по
опорной
оси
вам
удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон
света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.
Используя
в
своей
метеостанции специальный
дождемер, имеющий
определенную
емкость
с
измерительной
шкалой,
детки
смогут
измерять
количество осадков.
Снегомер- наблюдение за снежным покровом
Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.
Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной
140 см. шириной 6см и толщиной 2 см.Окрашена (белой) масляной краской
и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.
Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны
света, благодаря дуновению ветра.
А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять,
где находятся север, юг, запад и восток.
С а м ы й
в а ж н ы й
и
н у ж н ы й
и з м е р и т е л ь
п о г о д н ы х
у с л о в и й
– термометр. Именно с помощью
этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей
среде.
А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для
определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь
главное
в
этом
процессе
обучать
детей
не
в
строгой
атмосфере,
а
использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям
будет нравиться весь процесс.
Главное
все
приборы
разместить
в
определённой
последовательности
и
придать
им
красивое
оформление.
Тогда,
имея
такую
метеостанцию
в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый
день в садик, чтобы снять показания с приборов.
Стенд магнитно-маркерный
Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом.
В оформлении
метеостанции
используют
стенд,
на
котором
наглядно
отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после
оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Такой
стенд можно сделать своими руками или приобрести в специализированном
магазине. Стенд поможет организовать пространство — он станет основой
для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать термометр, дождемер
и другие приборы. Метеостанция — это отличный повод для реализации
творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и
разместить их на вашей станции.
На
консультациях буду советовать родителям,
что
прогулку
в
природу
целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети
потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции :слепить
снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика,
запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт
ребенка
с
природой:
пусть
самостоятельно
побродит,
отыщет
что-то
необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто
поглядит вокруг.
Метеостанция
в
детском
саду
—
это
как
экологический
уголок
на
территории ДОУ.
Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об
изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и
закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это
часть
обязательного
экологического
воспитание,
она
помогает детям
понимать природу, анализировать и делать выводы.
Такая
метеостанция
в
детском
саду,
сделанная
своими
руками,
поможет
разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить
их с точными науками, с миром исследований и открытий.
Примерный план работы метеостанции.
№
п/п
Название
мероприятия
Задачи
мероприятия
Форма
проведения
Используемое
оборудование и
материалы
1.
Знакомство с
метеобудкой и
Познакомить
детей с
Совместное
обследование
Термометр, схема-
график для
ее
содержанием.
назначением
метеорологичес
кой будкой,
строением
термометра и
упражнять
детей в снятии
показаний
температуры
воздуха.
метеобудки.
Практическое
снятие
показаний
термометра.
фиксации результатов.
2.
Знакомство с
водным
термометром .
Дать понять
детям, что
объекты
неживой
природы
(воздух, вода,)
имеют свою
температуру,
как и человек.
Сравнительные
наблюдения и
практическое
снятие
показаний.
Термометры воздуха
и воды,
схема для фиксации
результатов.
3.
Какой бывает
ветер?
Разнообразить
знания детей о
видах ветра по
его силе
(спокойный,
умеренный,
безветрие-
штиль,
сильный ,
порывистый,
ураган, смерч).
Беседа,
наблюдение за
ветром и
измерение иго
скорости.
султанчики, вертушка,
целлофановый
пакет, карточки с
изображением ветра
во время грозы,
урагана,
смерча.
4.
Знакомство с
компасом.
Познакомить
детей со
строением
компаса, его
магнитными
свойствами;
Упражняться в
определении
сторон света и
определении
направления
движения
Совместная
лабораторная
деятельность по
обследованию
компаса.
Компас
ветра.
5.
Части света и
солнце.
Дать детям
знания, что
солнце и части
света имеют
взаимосвязь,
т.к. солнце
всегда встает на
востоке и
заходит на
западе.
Проверить это
по компасу.
Задание для
совместного
проведения с
родителями
утром и вечером.
Компас, графическое
изображение.
6.
Откуда дует
ветер?
Учить
определять
смежное
направление
ветра и
выражать это в
речи.
Совместная
практическая
деятельность.
Запись в дневниках
наблюдений
ЮЗ-2
7.
Что такое
осадки и как
их измерить?
Уточнить, что
называют
осадками.
Познакомить с
дождемером и
его делениями.
Совместное
изготовление
дождемера из
подручного
материала.
Пластиковые бутылки
и
воронка,
маркеры, скотч.
8.
Рассматриван
ие облаков.
Познакомить
детей с
разными
видами
облаков:
перистыми
облаками,
перисто-
кучевыми.
Наблюдение за
формой и
движением
облаков.
Карточки с
изображением
разнообразных
облаков.