Автор: Токарева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №63"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание патриотических чувств у детей»
“В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин.
Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям”.
А.С. Макаренко
«Всё начинается с детства», с этой фразы хочется начать разговор о
воспитания патриотизма у детей. Задумываясь об истоках патриотических
чувств, мы понимаем, что всё начинается с дошкольного детства, с любви к
собственным родителям, близким людям, к месту, где родился и вырос
человек, узнал значение слова – Родина. Впоследствии это слово будет
разворачивать в памяти ребёнка картинки улицы родного города, где гулял,
речки, в которой купался, леса, где собирал грибы и т.д., в общем, там, где
испытывал радость. И поддерживается культурой народа, в которой
воспитывается ребёнок, со стихов и сказок, например, про Илью Муромца.
Слушая эту сказку, ребёнок присоединяется чувствами к своему народу,
сочувствует, сопереживает за простых людей, гонимых врагами и
проникается негодованием к врагам. Узнаёт огромную разницу между
диаметрально разными понятиями; «добро» и «зло». У детей маленький
жизненный опыт, и в подобных нравственных вопросах они ориентируются
на взрослых и, прежде всего на родителей. Взрослые выступают
посредниками между ребёнком и большим миром с разными событиями.
Дети, в силу своих способностей к подражанию, проникаются мыслями и
чувствами взрослых, оценками, которые они транслируют, из которых потом
будет складываться собственное отношение к миру, к происходящим
событиям. Так можно вырастить героя, защитника.
Когда мы с раннего возраста учим ребёнка помогать заботиться о слабых
(детях, стариках и больных), мы (взрослые), воспитываем – сострадание. Это
важный вклад в патриотическое воспитание. Важная часть этого процесса и
приобщение к традициям народа, к которому принадлежит ребёнок, к
праздникам, историческим событиям, и в том числе к героическим историям
и трудовым будням. Рассказы о героическом труде воспитывают
самоотверженность, любовь к делу, желание потрудиться на благо своего
народа, и пусть пока это будут малые дела, но они не менее значимы и важно,
чтобы труд детей был замечен окружающими, положительно оценён и не был
надуманным.
Любовь к Родине поддерживается и знанием о ней. Важно знать о прошлом и
настоящем, этому будет способствовать обращение к литературе и истории
своего народа. Рассказами и показами и о малой родине, городу, деревне, где
живёт ребёнок.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Дошкольный период, очень важен для становления личности. На этом
возрастном этапе закладываются нравственные основы и гражданская
позиция. Чувство принадлежности к своему народу формируется благодаря
активному участию взрослых, педагогов и прежде всего родителей.
Идентичность, воспитание чувства принадлежности к собственному народу,
носит комплексный подход, совместные усилиями родителей и педагогов.
Воспитание маленького патриота происходит благодаря следующим
подходам:
- Поощрение интереса ребёнка к культуре и истории своего народа
- Приобщение к народным праздникам, обычаям, традициям
- Чтением ребёнку народных сказок
- Использование в общении с ребёнком пословиц и поговорок
- Игрой в народные игры
- Обращением внимания ребёнка на события, происходящие в стране
- Знакомством ребёнка с государственными символами (герб, флаг, гимн)
- Изучением с ребёнком родной природы и бережного отношения к ней