Автор: Бадамшина Зульфия Назировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №41
Населённый пункт: Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие элементов логического мышления посредством игр математического содержания у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема
«Развитие элементов логического мышления посредством
игр математического содержания у детей старшего
дошкольного возраста»
Актуальность опыта
Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском
наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий,
подавляющее число которых имеет характер.
Мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом (Выготский Л.С.).
Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть
непосредственно восприняты органами чувств.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредственного отражения предметов и явлений в их
связях и отношениях, познание новое, неизвестного. Мыслить-это значит познавать новое,
неизвестное, находить связи и отношения между неизвестным и известным, открывать общие
законы, присущие всем предметам и явлениям (Выготский Л.С.) Мышление является сложным
интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная. но и
практическая и теоретическая деятельность.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития
детского мышления. Не следует ждать когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии
формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для
мышления в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику ?
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и
четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей
правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить
радость и удовлетворение.
Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно
отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Анализируя
процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы сходятся во мнении, что исходя из
специфичности и значимости данного этапа в жизни индивида, мышление необходимо
рассматривать в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника.
По мнению Я.Л. Коломенского, спецификой мышления ребенка является общение, однако, по
мере проживания возрастных стадий меняется структура общения. Этим и объясняется переход от
одного вида мышления к другому. Однако, классически процедура обобщения является
логической категорией.
Как показано Н.Н. Подъяковым, в возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и
развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств
предметов, воздействию на них с целью изменения. Следует отметить и тот факт, что
потенциально-мыслительные способности ребенка велики. Французский психолог Т.А. Рибо
выявил зависимость развития мышления человека от возраста.
Он установил, что наивысшего развития потенциальных возможностей мышление достигает в
период 5-7 лет летнего возраста. Затем этот процесс испытывает некоторый "упадок", причем
крутизна и степень падения зависит от нескольких показателей. Среди них можно выделить
степень сформированости мыслительных операций и наличие креативной составляющей. Стоит
заметить, что показателем степени сформированности мыслительных операций является
конкретная ступень развития мышления, находящаяся в промежутке от наглядно-действенного до
абстрактно-логического. Таким образом, если наивысшая точка развития мыслительных
процессов индивида находится на прочном абстрактно-логическом уровне, то степень
приращения и ни спадания кривой Т.А. Рибо будет минимальной, следовательно, и потеря
"качества мышления" с возрастом также будут минимальными.
В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое
внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную
роль уделяются и уровню мыслительной активности дошкольника. Так в программе "Детство"
"развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности
стимулируются, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению
круга объектов познания. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению
доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы
познания, готовность к логическому познанию"
Использование развивающих игр в педагогическом процесс позволяет перестроить
образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности,
организованной взрослым или самостоятельно. Использование игр Воскобовича В.В. снимает
излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Одним из необходимых условий создания для ребенка-дошкольника комфортной обстановки в
учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение со взрослыми.
Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,
красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении
радостным. Как правило, игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и помогают
реализовать свой творческий потенциал.
В связи с этим я пришла к выводу, что развитие логического мышления старших дошкольников
будет проходить более эффективно ,если использовать в своей работе всевозможные
развивающие игры.
В соответствии с тематикой моей работы я выявила следующие цели и задачи.
2. Цели и задачи, решаемые в опыте
Цель: Развитие логического мышления ребенка, его творческого воображения и познавательных
интересов через развивающие игры математического содержания.
Задачи:
1. Выявить уровень развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного
возраста.
2.Создать условия, необходимые для развития элементов логического мышления.
3.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы.
4.Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
3. Педагогические средства
1. Форма проведения занятия:
- игра
- обучаемая деятельность
- поисковая деятельность
2. Форма организации детей:
- подгрупповая
- парная
- индивидуальная
3. Методы и приемы:
-словесные
-наглядные
-практические
-проблемная
4. Дидактические материалы:
-пособия
-развивающие игры
-игры и упражнения с применением логических задач
-раздаточный материал
5.ТСО:
-магнитофон
-видеозаписи
-аудиозаписи
6.Стиль общения:
-демократический, на основе партнерских отношений и уважения.
4. Педагогические технологии
При поступлении в детский сад дети имеют разный практический опыт, разный уровень
подготовленности. Поэтому первый месяц я посвящаю педагогическому обследованию детей для
выявления их индивидуальных особенностей, начального уровня: знаний и умений,
математических представлений. Это выявляется в процессе наблюдения за детьми, проведения
совместных игр и обследования детей , которые показывают, как успехи данного ребенка в
выполнении определенных заданий соотносятся с успехами других детей его возраста.
Стало заметно, что эти показания относительны, так как могут оценивать способности ребенка
только на данный момент. Ведь многое зависит от обстоятельств жизни ребенка, от состояния и
даже настроения в момент тестирования. Для обследования использую наблюдение за поведением
детей в различных видах деятельности, беседу, игровые задания. Ребенок не должен чувствовать,
что его проверяют, выявляют уровень развития.
После того, как диагностическое обследование было проведено, я приступила к главному этапу-
работе с детьми.
Система работы с детьми.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеют
большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных
интересов
и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификации). Мышление
ребенка-дошкольника в целом еще является наглядно-образным, ребенок мыслит образами,
представлениями. Но у ребенка 6-7 лет могут быть развиты и элементы словесно-логического
мышления. Какой бы предмет он не изучал, он использует в своей познавательной деятельности
логические приемы мышления.
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного
образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В
современном мире отводится ответственная роль в развитии и становлении активной,
самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие
перед обществом задачи. Это обусловлен "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер
жизнедеятельности человека.
Эффективность.
Проводя беседы, анкетирование родителей я обнаружила, с цифрами и геометрическими
фигурами. Родители забывают, что игры математического содержания вносят большой вклад в
развитие логического мышления, воспитания таких важных качеств научного мышления, как
критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть
и сформулировать логически обоснованную гипотезу. В связи с этим составила перспективный
план, в котором я использую дидактические развивающие игры с математическим содержанием не
только в повседневной жизни, но и на занятиях. Ознакомление детей с окружающим миром
начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений
объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение дает ребенку свободно
ориентироваться в разных видах деятельности.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-
игровой среды:
-настольно-печатные игры
-игры для развития логического мышления
-головоломки
-кубики, лабиринты
-игры на составление целого из частей
-игры на преобразование
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач
целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их
всестороннего развития.
Формы и методы представления занимательного материала, развивающих игр и другого
дидактического материала
-совместная игра воспитателя с ребенком
-самостоятельная деятельность детей
-занятия (в соответствии с учебным расписанием)
-отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок
-чтение математических сказок
-любая логическая задача на смекалку
В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. В связи с этим учитываются
возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся в форме игры или именно в игровой
ситуации, где я ставлю перед собой педагогические задачи развивать у детей в игровой форме
память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка
в целом. Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать данную задачу , так как игра
положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для детей
старшего дошкольного возраста интересны следующие игровые сюжеты: "космическое
путешествие", "Царство математики", "В гостях у кота Леопольда", "Королевство кривых зеркал",
"Волшебник изумрудного города" и т.д.
Все дидактические игры математического содержания я разделила на группы
1. Игры с цифрами и числами
2.Игры путешествия во времени
3 Игры на ориентировку в пространстве
4.Игры с преобразованием фигур
Создавая игровую ситуацию прежде всего привлекаешь внимание детей, удерживаешь их интерес
к занятию, к изучаемому материалу. Для решения второй задачи особую роль имеют
дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить
детей сравнивать предметы, сопоставлять их ,выделять общее, производить классификацию, а
также решать другие задачи в игровой форме. Особенно детям нравится занятия с
использованием блоков "Дьенеша», палочек Кюизенера, развивающих игр: "Сложи узор", "Кубики
для всех", "Листик", "Волшебный круг", различных головоломок, лабиринтов ). При выборе
дидактического материала, игровых пособий учитываю особенности разно уровневого развития
детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в
развитии каждого ребенка. Использую сформированные представления и освоенные действия в
разнообразных видах деятельности. Например, предложить детям взять определенные количество
орешков и угостить белочек или определить количество кругов на карточке.
В старшем возрасте задаю вопросы репродуктивно-познавательного характера. Проблемно-
поисковые вопросы (как вы думаете ?) применяю для детей любого возраста. При этом учитываю
объем материала, которым владеет ребенок, тем самым реализуя индивидуальный подход к
каждому дошкольнику.
Особое внимание уделяю развитию самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому
способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщить,
анализировать, делать логические умозаключения.
В играх и заданиях на развитие логического мышления детей привлекают необычность
постановки задачи, способ ее подачи.
Широко использую художественное слово (стихи, потешки, загадки), задачи в стихах,
задачи0шутки. Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей
рассуждать, мыслить, находить правильный ответ, тренировать память, а также способствуют
формированию у детей творческой активности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление- это природный дар, с наличием
или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований,
подтверждающих, что развитие логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех
случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логические приемы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, синтез,
классификация, систематизация. При организации специальной развивающей работы над
формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное
повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно
подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой
занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Дети начинают понимать, что для
правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать,
что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо
понять в чем тут хитрость. Например, у двух сестер по одному брату: сколько детей в семье ? (3).
Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений
развивает не только математические способности и логическое мышление ,но и его внимание,
воображение, тренирует моторику, глазомер, точность и т.д.
Для более эффективной работы с детьми необходим тесный контакт с родителями, поэтому
стараюсь заинтересовать их своей работой. С этой целью организовала Школу для родителей
"Логическая Азбука"., где знакомлю их с различными развивающими играми, информирую об
успехах их детей на данном этапе работы, провожу консультации по интересующим родителей
вопросам.
Родители активно участвуют в работе, изготавливают различные развивающие игры, помогают в
создании развивающей среды в группе. Широко использую в работе наглядную информацию:
родительские уголки, папки-передвижки, т.к. в работе школы "Логическая Азбука" принимают
участие не все родители, организовываю род. собрания ( в игровой форме). Выступаю на
методических объединениях в д/с, делюсь опытом с другими воспитателями.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Благодаря использованию продуманной системы развивающих игр в регламентированных и не
регламентируемых формах работы, дети усваивают математические знания без перегрузок и
утомительных занятий.
Радуясь успехам детей очень приятно осознавать важность и значимость д/с в жизни детей.
Впереди у меня еще много планов и замыслов. Осуществляя систему работы по использованию
различных развивающих дидактических в интеллектуальном развитии ребенка в различных видах
деятельности, я выявила высокий результат продвижения каждого ребенка в познавательных
процессах.
1.Пример 1/2 детей испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их
активности в самостоятельной работе.
2.Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, синтеза, классификации.
Итогом работы по данному опыту стали следующие результаты. Если начало моей работы у детей
был низкий уровень познавательной активности, то сейчас виден результат, который на данный
момент % увеличился.
Я считаю, что данный опыт работы способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Ведь поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение
незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой
ситуации мы, взрослые, должны объединить усилия для обеспечения эмоционального и
интеллектуального развития ребенка, развивая умения общаться со сверстниками, совместно
решая определенные проблемно-поисковые ситуации.
6. Рекомендации
Для развития интеллектуальных способностей детей необходимы определенные знания, навыки и
умения, способы деятельности, которыми они сами без помощи взрослого, овладеть не смогут.
Поэтому для повышения интеллектуальных способностей необходимо:
-строить тесные отношения с ребенком. Самые первые шаги в повышении интеллекта малыша
состоят в естественных разговорах;
-для ребенка важно видеть как взрослые проявляют свой интеллект. Ребенок должен принимать
посильное участие в занятиях и в повседневной жизни.