Автор: Кирилова Наталия Валериевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №41
Населённый пункт: Волжский
Наименование материала: статья
Тема: Тема Управление обеспечение развития предметно-развивающей среды детского сада в условиях создания музейных уголков образовательной направленности в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Тема : «Управление обеспечение развития предметно-развивающей
среды детского сада в условиях создания музейных уголков
образовательной направленности в соответствии с ФГОС»
Цель : Создание условий для введения музейных уголков в
структуру предметно развивающей среды.
Сегодня образовательное учреждение должно иметь свой облик (концепцию,
программу развития учреждения, нормативно-правовые документы,
образовательную программу), особые подходы к родителям, как
полноправным субъектам образовательного процесса , с учетом особенности
семьи и детям воспитывая у них гуманное отношение ко всему живому,
нравственные и этические качества, патриотизм, развивать их по всем
ведущим направлениям: духовно-нравственному, социальному,
познавательному, художественно-эстетическому и физическому. Педагог в
современных условиях прежде всего исследователь, обладающий научным
психолого – педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического
мастерства , определенной исследовательской смелостью, развитой
педагогической интуицией , критическим анализом, разумным
использованием передового педагогического опыта, потребностью в
профессиональном самовоспитании.
Перед руководителем детского сада стоит множество задач: разработка
концепции образовательного учреждения, определение его миссии и базовых
ценностей коллектива ДОУ, внедрение в образовательный процесс
программы нового поколения.
Но самое главное – создание предметно-развивающей среды в поселковом
детском саде в условиях реализации музейных уголков образовательной
направленности.
Таким образом, включение музея в воспитательно-образовательный процесс
способствует формированию у человека 21 века психологической и
нравственной готовности не только жить , но и быть активным участником
происходящих в нем преобразований.
Возник вопрос:
- как активно внедрить музееведение и музейную педагогику в
воспитательно-образовательное пространство детского сада разными
управленческими и методическими формами работы.
В результате стала актуальной проблема : отдаленность от города по вывозу
детей в музеи, занятость родителей и т.д. Именно поэтому в нашем
дошкольном учреждении мы решили создать собственные мини-музеи.
Мини-музей в детском саду это музей детского творчества, так как он
создается детьми и для детей. Эффективность деятельности мини-музеев
группах определяется , во-первых, степенью включенности в его работу
детей и взрослых, а во вторых, использованием его материалов
воспитательно-образовательном процессе.
Музейные уголки выполняют функции – исследовательскую,
образовательную.
Поэтому появляется проблема профессиональной компетентности педагогов
в данной области, т.е в музейной педагогике, что позволит впоследствии
реализовать цели и задачи ДОУ, выполнять его основную миссию.
Была определена цель управленческой деятельности: создание условий
для введения музейных уголков в структуру предметно - развивающей среды.
Достижение цели предполагало выполнение следующих задач:
- обогатить предметно-развивающую среду музейными уголками
образовательной направленности;
- повысить уровень профессиональной квалификации педагогов ДОУ
различными формами работы;
- создать дополнительные условия для активизации взаимодействия с семьей.
Работа с педагогами по внедрению музейных уголков проводилась в
несколько этапов.
1- й этап – Осознание потребности во внедрении инновации, внесение
мотивационно-целевого компонента.
Н этом этапе с педагогическим коллективом на совещании при заведующей
обсуждалась актуальность, новизна, методическая разработанность,
результативность, нормативно- правовая база. Было предложено определить
тему и название музейных уголков, разработать его модель и выбрать место
для размещения.
Для формирования ценностного отношения к культурному наследию и
привития вкуса к общению к музейными ценностями мною были заключены
договора с музеями для дальнейшего сотрудничества. Организованы
экскурсии педагогов в музеи ( краеведческий музей, музей боевой славы,
музей казачества. При посещении музеев педагоги получали информацию о
его профиле, составе и содержании коллекции.
В процессе организованных экскурсий в музеи у педагогов развивалась
способность воспринимать музейную информацию, они получали
информацию по ведению музейной работы, развивались способности
воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал свой
собственный подпроект, который строился по следующей схеме; оформление
(чертеж-схема), описание ( экспонаты, оборудование), название первой
ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в
создании музея детей и родителей. Содержание , оформление и назначение
музейных уголков отражало специфику возраста детей данной группы
Родителям было предложено посетить разнообразные музеи и обсудить , что
такое музей, для чего он создается , для чего его посещают люди.
Родительский комитет помогал группе в оснащении музейно-выставочным
оборудованием, экспонатами, техническими средствами, методическим
обеспечением.
2- й этап- повышение квалификации педагогов в области музейной
педагогики.
На втором этапе использовались различные формы работы с педагогами:
- консультации:
«Роль музейной педагогики в повышении качества образования»,
«Использование экспонатов музея для ознакомления дошкольников с
разделом «Человек в истории и культуре»;
- Мастер – классы
«Ознакомление дошкольников с народным
рукоделием»;
- Конкурсы мини-музеев,
- Педсовет «Внедрение музейной педагогики в воспитательно –
образовательный процесс»
- Круглый стол « Создание условий для внедрения музейной педагогики»
- Семинары «Конструирование музейно- образовательного
пространства»,
«Содержание , методы, и подходы осуществления
интеграции музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс
ДОУ»
В процессе работы над созданием музейный уголков в детском саду
проводилась тематическая проверка ( разработали положение о смотре-
конкурсе на лучший музейный уголок в группе), сравнительный контроль,
целевая проверка.
Целевая проверка показала , что воспитатели используют музейные
экспонаты в повседневной практике. Вместе с детьми участвуют в создании
экспозиции, разрабатывают новые формы и методы работы.
Согласно положения о доплатах и надбавках, по результатам были выплачены
стимулирующие надбавки за активное участие в создании музейных уголков.
3 – этап работы - создать условия для активизации взаимодействия с семьей.
1. Для активного участия в воспитательно-образовательном процессе по
реализации музейных уголков с родителями организовывались экскурсии.
( в музей казачества, музей боевой славы, краеведческий).
При посещении краеведческого музея в г. Волжском «Кукла- это серьезно» , (
авторская выставка Е.Курбатовой) родители открывали для себя историю
куклы.
2. Участие родителей в реализации музейных уголков.
Совместный подбор экспонатов, изготовление их своими руками ,
оформление экспозиций , поисковая работа по сбору исторической
информации.
3. Проведение экскурсий для родителей в музейные уголки групп.
Воспитанники старшего дошкольного возраста , подготовив с
педагогами небольшие экскурсии, приглашали в музей родителей. Для
детей важно было показать все, то, что они узнали и чему научились,
попробовав свои силы в качестве экскурсоводов перед знакомой,
доброжелательной аудиторией, а родители поддерживали их, побуждая
к дальнейшей исследовательской деятельности.
4. Открытые просмотры занятий.
В музейном уголке народно - прикладного искусства воспитатели совместно
с детьми привели открытое занятие по выставке народных промыслов на
тему: «Мастерами славиться земля».
В музейном уголке «Русская изба» воспитатели показали для родителей
занятие : «
5. С целью повышения педагогической компетентности родителей провели
консультации :
«Как организовать первое знакомство с музеем? «
«Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания».
Популярностью пользовались среди родителей такие формы работы
как деловые игры:
- «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»,
- «Приобщение детей к народной игрушке».
семинар- практикум «Духовное воспитание ребенка».