Автор: Ильина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №190 имени В. Н. Потылицына»
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья.
Тема: "Работа над проектом "Любимый город Новосибирск"
Раздел: дошкольное образование
Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной
идеи российского государства. В содержании ФГОС ДО отмечается острая
необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника,
поэтому
для
решения
этого
актуального
вопроса
интегрируются
все
образовательные области.
Я понимаю, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни
в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться
вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную
основу -любовь к Отечеству, к своей Родине. Базовым этапом формирования
у детей любви к большой Родине (России) следует считать накопление ими
социального опыта жизни в своем родном городе (Новосибирске), усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
истории и культуры. Я хочу поделиться опытом работы над моим проектом
«Любимый город Новосибирск».
Как же выстроена стратегия и тактика патриотического воспитания в моей
группе.Из бесед с детьми я выяснила, что существует проблема: дети не
знают историю и достопримечательности своего города, а ведь они живут в
красивейшем городе Сибири. Чаще всего они вместе с родителями посещают
ближайшие торговые центры с кафе быстрого питания и кинотеатрами. И
богатство впечатлений о родном городе складывается из названия пиццы или
вкуса фруктового мороженного. Я предложила родителям и детям
погрузиться в интересную тему по изучению и исследованию
достопримечательностей нашего города, что позволило бы расширить
кругозор детей истимулировало бы родителей к посещению с детьми
культурных мест Новосибирска, обмену мнениями и возникновению желания
узнавать и изучать исторические ценности и достопримечательности родного
города.
Была определена цель проекта:знакомство детей с историей, культурой и
достопримечательностями родного города Новосибирска
Определены задачи проекта
создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного города;
развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм,
желание сохранить и приумножить
богатства и красоту родного города;
развивать связную речь детей;
вовлечь родителей в образовательное пространство группы;
разработать систему мониторинга реализации проекта
Как планировалось решать задачи проекта:
-обогатить совместными усилиями всех участников проекта предметно-
развивающую среду группы с созданием центра «Мой город», проводить
целевые прогулки и экскурсии.
-использовать в работе практические методы, а именно, проводить акции по
уборке территории, изготовлению кормушек, беседы о личном вкладе детей и
их родителей во внешний облик современного Новосибирска.
-мотивировать детей(родителей) к созданию фото-презентации «Прогулки по
родному городу» с последующим занесением их в книгу о Новосибирске.
-пригласить родителей к созданию презентаций, игр, тематических папок,
газет, участию в подготовке праздников и развлечений.
-на подготовительном этапе проекта использовать диагностирование детей по
методу трех вопросов, на подготовительном и заключительном этапах
провестидиагностику представлений и отношения детей к родному городу
( по методике Кондратьевой Н.Н), анкетирование родителей по
патриотическому воспитанию и в течение проекта при помощи наблюдения,
индивидуальных бесед отслеживать его ход и результативность
Была определена готовность к реализации проекта
Были определены и ожидаемые результаты по проекту «Любимый город
Новосибирск»:
Для детей: обогащение и систематизация знаний детей о родном городе;
привитие любви и уважения к родному городу, формирование устойчивого
интереса к изучению данной проблемы; закрепление умения связно выражать
свои мысли;
Для педагогов: обогащение развивающей среды группы по теме «Мой
город»; повышение квалификации, презентация проекта на педагогическом
совете, на интернет-странице группы, методическом объединении.
Для родителей: включение родителей в образовательное пространство
группы.
Создано перспективно-тематическое планирование и разработано
календарно-тематическое планирование.
Отслеживание
эффективности
реализации
проекта
проистекало
по
составленному плану
На подготовительном этапе проекта была проведена диагностика по методу
трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы узнаем?»
На начальном этапе проекта (август 2017г) и по его окончании(январь 2019г)
проведена диагностика представлений и отношения детей к родному городу
по 4 критериям:
-знают название своего города;
-смогли назвать достопримечательности (причем в первичной диагностике
детям предлагались 3 карточки с наиболее узнаваемыми
достопримечательностями, а на финальном этапе уже было 6 карточек);
-имеют ли дети представление о том, как люди заботятся о городе;
-знают ли ,какдети могут заботиться о городе;
Вы видите процентное соотношение на начало и конец проекта.
На следующей диаграмме вы можете увидеть, как изменился уровень
представлений и отношения детей к родному городу с течением проекта
Какова практическая значимость результатов проекта (для педагогов,
детей, родителей)
У педагогов группы в результате реализации проекта появился тщательно
разработанный тематический план по теме «Любимый город Новосибирск»,
собрана картотека дидактических игр, составлен рекомендуемый для
прочтения с детьми список литературы.Все материалы проекта могут быть
использованы не только педагогами группы для дальнейшей работы по
данной теме, но и другими педагогами ДОУ
Предметно-развивающая среда группы пополнилась центром «Мой город» и
следующим материалами, используемыми детьмисвободной деятельности:
картами города, Новосибирской области и Новосибирска, (на которой дети
отмечали места, которые они посетили); макетами города (город в прошлом,
город в настоящем); настольно-печатными, дидактическими играми; книгами,
журналами, альбомами
тематическими папками, открытками о городе, атрибутами к сюжетно-
ролевым играм. У детей есть «написанная» ими книга о родном городе,
которая составлена из отдельных страниц-детских презентаций, и которая
продолжает писаться и пополняться и по сей день.
А также любимая и одна из самых востребованных на сегодняшний день
настольная игра –бродилка «Прогулки по городу Новосибирску»
Особенность игры - это ее вариативность и непредсказуемость, ее
самодеятельный характер. Дети являются создателями игры, отражая в ней
свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают
свое отношение к ним.
Из настольной и малой, игра переросла в большую.
Проведено мероприятие интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Проект не был отягощен особыми материальными затратами.