Напоминание

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ


Автор: Булаева Любовь Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д.с "Земляничка"
Населённый пункт: р.п Посевная Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разрабитка
Тема: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Раздел: дошкольное образование





Назад




НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ

ИГРЫ.

В статье рассматриваются особенности нравственного воспитания детей

среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры.

Рассмотрены особенности нравственного воспитания детей среднего

дошкольного возраста и раскрыто использование сюжетно-ролевой игры как

эффективного средства нравственного воспитания детей среднего

дошкольного возраста. Описаны диагностические методы изучения

нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста, методы

нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста с помощью

сюжетно-ролевой игры.

Нравственное воспитание, дети среднего дошкольного возраста, сюжетно-

ролевая игра.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема

нравственного воспитания детей всех возрастов. У многих детей искажены

представления о нравственных качествах, таких как доброта, милосердие,

великодушие, справедливость, гражданственность и др. Мы все чаще

наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности.

Главная задача нравственного воспитания – сформировать у ребенка

нравственные представления, потребности, мотивы поведения. Без этого

знание нравственных норм остается формальным. Необходимо, чтобы сам

ребенок стремился быть нравственной личностью, чтобы он выполнял

нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего

влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных

отношениях.

В работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца

изучалась проблема становления базиса нравственности личности и было

установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период

дошкольного возраста.

Термин «нравственность» произошел от слова нрав. По латыни нравы звучат

как (moralis) – мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которых люди

придерживаются в своем поведении, в своих поступках.

По мнению И.С. Марьенко нравственность является неотъемлемой стороной

личности, способной обеспечить добровольное соблюдение ею

существующих норм, правил, принципов поведения, которые выражаются в

отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе,

труду и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс, способствующий

приобщению детей к соблюдению моральных ценностей человечества и

конкретного общества, становлению морального сознания, нравственных

чувств и привычек, усвоению основ нравственного поведения.

Дошкольный возраст – период активного освоения норм морали,

формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Однако

нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу

начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются

только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются

ребенком. По мере взросления ребенка, в дошкольном детстве чувства теряют

ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию,

имеют под собой нравственную основу.

Детям 4-5 лет уже доступно проявление моральных чувств: сопереживания,

сочувствия, сострадания, сорадости. В этом возрасте он уже может проникать

в эмоциональное состояние сверстника, понимать его чувства. Он сам

начинает испытывать подобное чувство сопереживания, т.е. то же

переживание, которое испытывает сверстник.

В.И. Логинова отмечает, что в среднем дошкольном возрасте у детей

возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно

поведение взрослого становится для ребенка 4-5 лет образцом, которому он

все более осознанно следует. По мнению автора на четвертом-пятом году

жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с

формированием простейших нравственных представлений относительно

того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости

при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении

установленных требований.

Эффективным средством нравственного воспитания детей среднего

дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, где дети отражают

окружающий мир через роли, образы. В сюжетно-ролевых играх проявляются

чувства дружбы, товарищества, взаимоуважения. Выполняя роли, ребенок

учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в

человеческом обществе.

Использование сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного

возраста изучали Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.В.

Зворыгина, Е.О. Смирнова и др.

Л.С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является

мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок

берёт на себя роль взрослого и выполняет игровые действия, созданные им

самим в игровой обстановке

Через сюжетно-ролевую игру важно формировать, прежде всего,

нравственные чувства, а не только представления о должном поведении или

коммуникативные навыки. В этом случае ребёнка можно научить понимать

другого, сравнивать себя с другим, прислушиваться к себе и окружающим.

Важно создавать игровые условия для регулирования поведения ребёнка,

устанавливать связь между нравственным сознанием и нравственным

поведением.

В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок

постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике

усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к

разнообразным конкретным ситуациям.

Для определения уровня сформированности нравственных качеств у детей

средней группы (4-5 лет) используются следующие диагностические

методики: Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю. Афонькина).

Цель методики: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как:

доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость –

лживость. Методика «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю. Афонькина).

Цель методики: изучение эмоционального отношения к тем же нравственным

качествам. Методика «Изучение представлений детей о нравственно-волевых

качествах» (Г.А. Урунтаева, Ю. Афонькина). Цель: Выявить уровень

представлений детей о нравственно-волевых качествах. Методика «Изучение

проявления помощи другому человеку» (Г.А. Урунтаева, Ю. Афонькина).

Цель: выявить наличие сочувствия по отношению к окружающим. Методика

А.М. Щетининой «Неоконченные ситуации». Цель: выявление уровня знаний

детей о нормах поведения.

С целью организации работы по нравственному воспитанию детей среднего

дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры разработан

перспективный план занятий на 5 месяцев. Сюжетно-ролевые игры

проводятся 2 раза в неделю. При подборе и проведении сюжетно-ролевых игр

учитывают следующие два критерия:

отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить

гуманное отношение к другому;

степень эмоциональной окрашенности игровых действий детей, в

частности проявление сопереживания, сочувствия, приязненного отношения,

а также оказание помощи.

Перспективный план включает следующие сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк», «Детский сад», «Семья», «Банный день», «Большая стирка»,

«Автобус», «Шоферы», «Магазин», «У врача», «Стоим дом»,

«Парикмахерская», «Скорая помощь», «Ветеринарная лечебница»,

«Поликлиника», «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Поможем

Зайчику ухаживать за цветком», «Волшебный колокольчик», «На дорогах

города», «Космические полеты», «Путешествие на самолете», «В

библиотеке», «В кафе», «Кругосветное путешествие», «Мы спортсмены»,

«Пограничники», «Игрушки у врача», «Путешествие по городу», «Почта»,

«Ателье», «Ярмарка», «На птичьем дворе», «Воробьиха и воробушки»,

«Кошка с котятами», «Ветер и листочки», «Хлебозавод» «Фотоателье»,

«Цирк», «Перелетные птицы», «Птичий базар».

Таким образом, эффективным средством нравственного воспитания детей

среднего дошкольного возраста является использование сюжетно-ролевой

игры, с помощью которой формируются, прежде всего, нравственные

чувства, а не только представления о должном поведении. В процессе

нравственного воспитания ребенок должен усвоить не только форму (знания

в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований),

но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл,

мотивы). Для этого в сюжетно-ролевой игре создаются игровые условия для

регулирования поведения ребёнка, установления связи между нравственным

сознанием и нравственным поведением.



В раздел образования