Автор: Семерикова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: д⁄с "Золотая рыбка" Управление дошкольных подразделений филиала ООО "Газпром добыча Уренгой"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область г. Новый Уренгой
Наименование материала: "Методическая разработка"
Тема: Педагогический информационно-познавательный проект на тему: «КНИГА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»
Раздел: дошкольное образование
Управление дошкольных подразделений
филиала ООО "Газпром добыча Уренгой"
Детский сад "Золотая рыбка"
Педагогический информационно-познавательный проект на тему:
«КНИГА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»
Разработчик: Семерикова Наталья Александровна
воспитатель старшей группы № 6
детского сада "Золотая рыбка"
УДП ООО "Газпром добыча Уренгой"
Новый Уренгой 2019г
.
Содержание
Введение
4-5
Глава 1. Описание проекта
6-11
Глава 2. Реализация проекта
12-16
Заключение
17
Список литературы
18-19
Приложения
20-25
Введение
«Любите книгу всей душой!
Она не только ваш лучший друг,
но и до конца верный спутник»
М. Шолохов.
Художественная литература служит действенным средством развития
личности
в
период
дошкольного
детства. Особенности
восприятия
художественной
литературы
детьми
дошкольного
возраста
определены
в
исследованиях Л. С. В ы г о т с к о г о ,
Е . А. Ф л е р и н о й ,
Б . М. Теплова,
О. И. Никифоровой,
Л. М. Гурович
и других
отечественных
педагогов
и
психологов.
Этот
процесс
предполагает
деятельность
детей,
которая
воплощается
во
внутреннем
содействии,
сопереживании
героям
произведения,
в воображаемом
перенесении
событий
на
самого
себя,
в результате чего у ребенка возникает эффект как будто он сам принимает
участие
в событиях
художественного
произведения.
Особенно
процесс
восприятия
художественной
литературы
заметен
в
старшем
дошкольном
возрасте. По мнению О. С. Ушаковой художественная литература объясняет
старшему
дошкольнику
жизнь
всего
общества
и природы
в целом,
мир
человеческих
взаимоотношений
и чувств.
Восприятие
художественной
литературы проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников
в дошкольном
образовательном
учреждении.
Литературные
произведения
развивают воображение, мышление старшего дошкольника, обогащает его
эмоциональное
развитие.
Велико
ее
познавательное,
воспитательное
и эстетическое значение. В старшем дошкольном возрасте художественная
литература
имеет
немаловажное
значение
для
усвоения
детьми
всех
основных
грамматических
норм
языка
в единстве
с его
лексикой,
для
развития
коммуникативных
навыков.
Полноценное
восприятие
детьми
художественной литературы может быть только с помощью взрослого при
целенаправленном
педагогическом
руководстве.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
(ФГОС
ДО)
определена
личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка
дошкольного
возраста,
а также
развитие
его
личности,
его
творческого
потенциала.
Стандарт
является
главной
опорой
для
разработки
перспективных планов, проектов, написания конспектов занятий, которые
должны быть направлены на восприятие детьми художественной литературы.
Педагогам необходимо повышать эффективность образовательного процесса
с помощью внедрения новых педагогических технологий.
Один из действенных способов приобщения
ребенка и взрослого к
чтению
-
это
технология
проектирования,
реализуемая
ныне
во
многих
дошкольных
учреждениях.
В
жизни
нашего
детского
сада
проектная
деятельность также занимает особое место.
Описанная выше тревожная тенденция послужила для меня поводом к
разработке
проекта «Книга
в
гости
к
нам
пришла», отличительной
особенностью которого является реализация идеи об организации работы с
книгой как самостоятельным наглядным объектом литературы.
Во
многих
дошкольных
учреждениях
детская
литература
воспринимается,
прежде
всего,
как
текст
художественного
произведения,
поэтому ведущей является работа с текстом: чтение, беседа, заучивание.
Однако детская книга обладает не только духовными, но и материальными
характеристиками.
Организация
деятельности
в
рамках
проекта «Книга в
гости к нам пришла» предполагает взаимодействие взрослых и детей, в
котором объектом исследования выступает книга как самоценный объект
окружающей среды. Важно отметить, что чтение (восприятие) литературных
текстов в ходе реализации проекта использовалось не только для решения
задач
соответствующей
образовательной
области,
но
и
с
учётом
интегративного
подхода
выступало
в
качестве
средства
для
обогащения
образовательного процесса во всех образовательных областях.
Глава 1.Описание проекта
Название проекта: «Книга в гости к нам пришла»
Продолжительность
проекта: краткосрочный
(сентябрь
–
ноябрь
2019г.)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
В и д
п р о е к т а : групповой,
информационно-познавательный,
творческий.
Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной мере знают
детских
писателей
и
их
произведения;
родители
не
уделяют
должного
внимания чтению художественной литературы; дети не умеют выразительно
рассказывать
стихи;
необходимость
устройства
в
группе
детского
сада
уютного «дома для книг».
Актуальность: Вопросы приобщения дошкольников к художественной
литературе остаются актуальными в настоящее время. Ведь книга входит в
жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении
всего детства и остается с ним на всю жизнь. Она делает мир ребенка
необычайно интересным и полным удивительных открытий. Через книгу
ребёнок познаёт окружающий его мир, знакомится с миром человеческих
взаимоотношений. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в
школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в
письменной.
В
современном
обществе
совершенно
очевидно
снижается
статус
чтения.
На
смену
книгам
все
чаще
и
чаще
приходят
компьютеры,
электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными и
в
результате
проявляются
следующие
негативные
тенденции:
снижение
интереса
к
книге,
замедленное
вхождение
детей
в
книжную
культуру,
сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего
поколения. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся
речевые
нарушения,
нарушения
мыслительных
процессов,
развития
коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем
состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Тем
не
менее,
значимость
чтения
вполне
осознается
современным
сообществом. Поэтому становится очевидным, что в сегодняшних условиях
работу
по
формированию
у
ребенка
интереса
к
книге,
тяги
к
чтению
необходимо осуществлять с учетом современных подходов к организации
деятельности дошкольников, позволяющих на практике применить принципы
сотрудничества и соразвития.
Актуальность проекта обусловлена поиском резерва развития интереса
у детей к книге, общения с литературой. Художественная литература служит
действенным
средством
умственного,
нравственного
и
эстетического
развития детей. Чтение книг оказывает огромное влияние на формирование
грамотной речи, обогащает лексику, формирует мыслительную деятельность,
учит
анализировать,
сопоставлять,
делать
выводы.
По
статистическим
данным
библиотекарей
наблюдается
уменьшение
количества
читателей.
Полагаю, что партнерское сотрудничество дошкольного учреждения, семьи и
библиотеки поможет приобщить дошкольников к книге и процессу.
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии)
книг.
Задачи:
Обогащать и расширять представления детей о книге.
Знакомить
дошкольников
с
различными
книгами,
историей
их
создания, значением в жизни человека.
Дать детям знания о роли библиотек.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивать творческое мышление и воображение детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Создавать
развивающую
среду,
стимулирующую
творческую
деятельность детей.
Обогащать детско-родительские отношения совместным опытом.
Методическое обеспечение:
демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
биографии
детских
писателей,
портреты,
методиче ские
рекомендации
по
организации
различных
форм
работы
с
детьми
по
творчеству писателей;
конспекты
образовательной
деятельности
из
опыта
работы
педагогов;
сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
детская художественная литература;
детская познавательная литература.
Технические средства обучения:
проектор;
ноутбук;
Мультимедийная установка;
аудио и видео аппаратура.
Предполагаемый результат:
После
изучения,
подбора
программ,
технологий
по
художественно
-эстетическому развитию мы сможем создать развивающую среду в группе в
соответствии с ФГОС. Повысим психолого-педагогическую компетентность
родителей по данной теме. Укрепятся детско-родительские отношения, у
родителей
появится
интерес
к
происходящему
процессу.
Мы
сможем
воспитать «читателя».
Продукты проектной деятельности:
Мини – библиотека для детей.
Авторские книжки – самоделки, книжки – малышки.
Зона отдыха и чтения «Наш мудрый – умный дуб».
Выставка рисунков.
Презентация результатов проекта:
Конкурс «Книжки – малышки своими руками».
Конкурс «Обложка для любимой книжки».
Творческий вечер с родителями «Любимая книга».
Театрализованный
спектакль
для
родителей
«Заюшкина
избушка».
Приобщение детей к художественной литературе я начала с создания
предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
В
группе
оформлена
зона
отдыха
для
приятного
просмотра
иллюстрированных книг «Наш мудрый - умный дуб», создана предметно-
развивающая
среда
в
виде
книжного
уголка,
куда
вошли
альбомы
с
изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке
обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования
речевых, исполнительских навыков у детей. Подобраны и систематизированы
дидактические
игры,
обогащающие
и
активизирующие
словарный
запас
(«Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался»), совершенствующие
звуковую
культуру
речи
(«Звуковое
домино»,
«Найди
звук»,
«Кто
так
кричит?», «Слушаем звуки улицы»), развивающие связную речь, память,
мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой»,
«Шиворот – навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник»,
«Великий Нехочуха», «Цирк», «Животные и их детеныши», «Поэты» и др.).
Создана
копилка
выразительных
средств
языка
"Ларец
мудрости"
(загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).
Оформлены
наглядно-дидактические
пособия
«Рассказы
по
картинкам»,
«Портреты
детских
писателей»,
«Многозначные
слова»,
«Антонимы.
Глаголы»,
«Антонимы.
Прилагательные»
и
др.,
подобраны
сюжетные картинки. Оформлен альбом с иллюстрациями к сказкам разных
авторов.
Свою работу я построила по направлениям:
1.
Работа с детьми (совместная, самостоятельная)
Для
работы
с
детьми
по
данному
направлению
разработала
картотеку рекомендуемой литературы по программе «Истоки» для старшего
возраста (приложение).
Совместная деятельность предполагает:
Ознакомление детей
с
художественной
литературой
в
режимных
моментах, например: потешки, прибаутки, пословицы и поговорки во время
водных и массажных процедур, чтение сказки перед сонным часом, стихи и
рассказы во время прогулок.
Изготовление книг-самоделок
в
процессе
непосредственно
образовательной деятельности.
Непосредственно
образовательная
деятельность
по
ознакомлению
детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)
Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков
по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование
по произведениям художественной литературы)
Словесное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)
Экскурсии в библиотеку
Самостоятельная деятельность детей предполагает:
Организация сюжетно-ролевых игр.
Драматизация сказок.
Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)
2. Работа с родителями
Анкетирование
Конкурсы
Совместный праздник «В гостях у сказки»
Консультации
Выставки
Произведения
художественной
литературы
для
детей
наиболее
изученная форма эстетического восприятия, развития и воспитания детей
дошкольного
возраста.
Дошкольная
педагогика
должна
идти
навстречу
развитию
литературного
мира
ребенка,
его
эмоциональной
жизни.
Ведь
ребенок
дошкольного
возраста
не
ищет,
прежде
всего,
знания
-
а
ищет
выражения и питания своей внутренней жизни, творчества, и мы должны
помочь детям в этом. Фактически и жизнь, и обучение давяще действуют на
эмоциональную
жизнь
ребенка
и
нужно
всеми
силами
помогать
ему
подольше оставаться в мире художественного слова, и тогда, когда он станет
взрослым,
он
будет
настоящим
художником,
поэтом,
личностью,
которая
будет любить литературу.
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя.
Как любой талант (а он есть в каждом), его надо открыть, вырастить и
воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей,
лежат в детстве.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Действие,
мероприятие
Участники,
ответственные
результат
сроки
1.Подбор и анализ
литературы
(приложение 6)
2.Диагностика детей
(приложение 4,5).
3.Создание
развивающей среды
в соответствии с
ФГОС (Приложение
- фото)
Воспитатель
Воспитатель,
дети
Воспитатель,
родители
Картотека литературы
Выявление степени
осведомленности по
данной теме
(сравнительный анализ)
Мини-библиотека,
уголок для чтения,
«Наш умный – мудрый
дуб»
1 неделя
сентября
1.Анкета для
родителей
(Приложение 3)
2. Беседа «Как
появилась книга»
(Приложение 1),
«Моя первая книга».
3. Памятки для
родителей
(Приложение 2)
Воспитатель,
родители
Воспитатель,
родители,
дети
Воспитатель,
родители
Диагностика родителей
П о л е з н о е
о б щ е н и е ,
рекомендации
Необходимые
рекомендации родителям
2 неделя
сентября
Основной этап
1.Ситуативный
разговор «Нужно ли
Воспитатель,
дети
Повышение
интереса
к
«скорой помощи книгам»
3
неделя
сентября
беречь книги»
2.Трудовая
д е я т е л ь н о с т ь
в
ц е н т р е
к н и г и
«Книжкина
больница»
Воспитатель,
дети
Повышение трудолюбия и
бережливости к книгам
3.Совместное
п р и д у м ы в а н и е
и
оформление
авторской
книжки
–
с а м о д е л к и
с
родителями
Родители,
дети
Ук р е п л е н и е
д е т с к о -
родительских отношений,
проявление
интереса
и
помощи
родителей
к
происходящему процессу
1 . Э к с к у р с и я
в
детскую
библиотеку,
б е с е д а
н а
т е м у :
«Русские
народные
сказки»
2 . З н а к о м с т в о
с
различными
видами
книг:
энциклопедии,
ж у р н а л ы ,
б а с н и ,
авторские сказки
Воспитатель,
Родители,
Дети
Воспитатель,
Родители,
дети
Р а з в и т и е
б о л ь ш е г о
интереса
к
литературе,
пополнение
словарного
запаса
Приобщение к семейному
чтению,
о р г а н и з а ц и и
семейных викторин и т.д.
4 неделя
сентября
1.Рисование
(изготовление)
совместно
с
детьми
обложки
для
своей
любимой сказки.
2.Сюжетно-ролевые
игры
«Библиотека»,
«Книжный магазин»
3 . З н а к о м с т в о
с
Родители,
дети
Воспитатель,
дети
Воспитатель
Ук р е п л е н и е
д е т с к о -
родительских отношений
Наглядные
обучающие
ситуации,
пополнение
словарного запаса
Развитие
т ворч е с кого
1
неделя
ноября
устным
народным
творчеством:
пословицы,
загадки,
поговорки…
дети
мышления, красивая речь
Заключительный этап
1.Театрализованная
деятельность:
драматизация
сказки
«Заюшкина
и з б у ш к а »
д л я
родителей
2.Организация
конкурсов
рисунков
« М о я
л ю б и м а я
книга»
3.Организация
выставки
авторской
книжки-малышки
Дети
Воспитатель,
Дети
Воспитатель,
дети,
родители
Творческое
мышление,
воображение
О б о г а щ е н и е
и
расширение
знаний
о
к н и г а х ,
т в о р ч е с к а я
фантазия
Совместная
деятельность
2
неделя
ноября
Диагностика детей
Подведение итогов
Сравнительный
анализ
Выводы
Заключение
3-4
неделя
ноября
Возможные риски реализации проекта
1. Нестабильность посещаемости воспитанников ДОУ.
2. Низкая активность родителей.
Возможность дальнейшего развития проекта
1.
Использовать опыт данного проекта в работе с другими детьми.
2.
Пополнять материал новыми атрибутами к занятиям, сюжетно-
ролевыми играми.
3.
Продолжать вовлекать родителей в этот интересный процесс.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Диагностика
детей
проводилась
по
вопросам
(приложение
4),
на
основании которых были определены показатели и критерии оценивания, из
чего
определился
уровень
развития
ребенка:
«высокий»,
«средний»,
«низкий».
Показатель и критерии оценивания детей старшей группы по разделу
«Ознакомление с художественной литературой»:
1.
Умение определять жанр произведения, называть любимые сказки и
рассказы.
Высокий уровень:
Ребёнок
определяет
жанр
произведения
и
может
объяснить
свой
выбор.
Может назвать любимую сказку, рассказ.
Средний уровень:
Ребёнок определяет жанр произведения с помощью взрослого. Может назвать
любимую сказку, рассказ, используя иллюстрации, но объяснить свой выбор
затрудняется.
Низкий уровень:
Ребёнок не может определить жанр произведения. Может назвать любимую
сказку, а рассказов не знает.
2.
Умение назвать любимого детского писателя.
Высокий уровень:
Ребёнок
называет
своего
любимого
писателя
и
может
сказать,
какое
произведение ему больше всего нравится
Средний уровень:
Ребёнок перебирает портреты и называет писателя с помощью взрослого.
Низкий уровень:
ребенок не знает ни одного детского писателя
3.
Умение драматизировать небольшие произведения, читать по ролям
стихотворения.
Высокий уровень:
Ребёнок охотно участвует в чтении стихотворения по ролям, драматизации
сказки, старается передать характер персонажа.
Средний уровень:
Ребёнок охотно участвует в чтении стихотворения и драматизации сказки по
ролям, но требуется небольшая помощь взрослого.
Низкий уровень: Ребёнок не хочет участвовать ни в драматизации, но в
чтении стихотворения по ролям.
4.
Знание 2 – 3 программных стихотворений (с напоминанием первых
строчек литературного произведения), 2 – 3 считалки.
Высокий уровень:
Ребёнок
без
затруднения
рассказывает
стихотворения.
Взрослый
может
напомнить первые строчки. В играх ребёнок использует считалки.
Средний уровень:
Ребёнок с помощью взрослого вспоминает отрывки из стихотворений. В
играх использует одну считалку, которую знает.
Низкий уровень:
Ребёнок не может рассказать стихотворение даже при помощи взрослого.
Считалок не знает.
Результаты диагностирования заносились в таблицу на начало и конец
реализации проекта (приложение 5).
А также проводилось анкетирование родителей, из которого можно
отметить
повышение
активности,
инициативности,
а
также
активности
участия
в
выставках
работ
своих
детей,
создания
домашних
библиотек
детских книг по интересам.
Систематизация работы по обогащению и расширению представлений
детей о книге, помогла формированию у дошкольников интереса и любви к
книгам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная
работа
была
направлена
на
формирование
интереса
и
потребности в чтении (восприятии) книг детьми дошкольного возраста. За
время реализации проекта, мы не только решили задачу в соответствующей
образовательной
области,
но
и
учли
интегративный
подход
в
качестве
средства для обогащения образовательного процесса практически во всех
образовательных
областях:
Художественно
-
эстетическое
развитие
(рисование), социально - коммуникативное (ручной труд), познавательно -
речевое (развитие речи).
Чтобы привить ребенку любовь и привычку к художественному чтению
(восприятию)
необходимо
вызвать
интерес,
в
котором
необходимым
компонентом является познавательное отношение ко всему окружающему.
Познавательный интерес расширяет и обогащает кругозор. Под его влиянием
ребенок
не
только
стремится
узнать
новое,
пополнить
и
углубить
свои
знания, но и активно применять их всю жизнь, тем самым становиться
личностью.
Каждый
ребенок
уникален
по
своему,
и
главная
задача
педагога
и
родителей развить все коммуникативные функции и раскрыть, воспитать и
вырастить талантливую личность.
Рассказывайте
своим
детям
сказки,
читайте
рассказы,
разучивайте
стихи
и
т.д.
вместе,
это
так
сближает,
тем
самым
укрепляя
детско-
родительские отношения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Просвещение, 2002. Указать
кол-во страниц
2.
Гербова В. В. Приобщение
детей
к художественной
литературе.
Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 72 с.
3.
Гурович Л. Ребенок и книга. Спб.: Питер, 2014. 310 c.
4.
Гриценко
З.А.
Ты
детям
сказку
расскажи…:
методика
приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003. 176 с.
5.
Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником
литературного произведения. Избр. психол.труды. М.: Педагогика, 2009. Т. 1.
128 с.
6.
Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой
детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. − № 12. − 2013. −
С. 13–19.
7.
Куксова Н. А. Художественное
чтение
в детском
саду.
Минск:
Нар.асвета, 2012, 230 с.
8.
Кузьменкова
Е.,
Рысина
Г.
Воспитание
будущего
читателя:
литературно-художественное
развитие
детей
3-5
лет.
М.:
Чистые
пруды,
2005. 32с.
9.
Куликовских Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007.
− № 5. − С. 33-40.
10.Любаев
А.В.
Восприятие
художественной
литературы
детьми
дошкольного возраста // Молодой ученый. − 2015. − №21. − С. 707-
709.
11.Микляева Н.В., МишинаТ.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по
организации
домашнего
чтения:
метод.
пособие.
М.:
Айрис-пресс.
2005, 80с.
12.Миронова М. Как научить ребенка любить литературу // Дошкольное
воспитание. − № 5.− 2005. 120 с.
13.Трифонова
Е.В.
Мониторинг
достижения
детьми
планируемых
результатов освоения программы «ИСТОКИ». М.: Творческий центр
Сфера 2013. 124 с.
14.Ушакова О. С.,
Струнина Е. М. Методика
развития
речи
детей
дошкольного возраста. М.: Детство Пресс, 2013. 128 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа «Как появилась книга»
«Очень давно, когда люди не знали, что такое бумага, они записывали
слова - значки /иероглифы/ высекая их на камне. Позднее стали выдавливать
надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками. Такие записи
назывались клинопись.
В древнем Египте использовали для письма папирус, который делали из
тростника. Это растение дожило до наших дней и используется во многих
домах как комнатное растение. Называется оно циперус папирус. И у нас в
группе есть такое растение. Вот оно. Этот материал очень напоминал нашу
современную бумагу.
У нас в России простые люди писали на бересте. Это тонкий слой
верхней части коры нашей белоствольной березы. Важные государственные
указы
и
грамоты
писали
на
специально
обработанной
тонкой
коже,
пергаменте, который затем скатывался в трубочки – свитки. И, наконец,
изобрели бумагу».
- Как вы думаете, из чего делают бумагу? (из дерева)
Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих
профессий.
Лесорубы п и л я т
в
т а й г е
д е р е в ь я ,
о ч и щ а ю т
с т в о л ы
о т
веток, сплавщики сплавляют их по реке. Затем бревна везут по железной
дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают,
размачивают
и
варят
в
огромных
котлах,
пока
не
получится
жидкая
волокнистая
масса.
В
нее
добавляют
мел,
чтобы
бумага
была
белая,
и
пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на
вращательном барабане сматывается в рулон. Готовую бумагу развозят по
типографиям, где печатают книги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка для родителей
1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 мин. в день.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Проветрите комнату.
3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.
4.
Во
время
чтения
книги
выясняйте
значения
трудных
слов,
рассматривайте
иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из
книги или выучить его наизусть.
7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из
серии «Читаем сами».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для родителей
1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к
чтению, или эта тема не актуальна в наше время?
2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?
3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)
– литература, интересующая всех членов семьи или ее части;
– обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:
– чтение вслух для всех членов семьи;
– книги для каждого члена семьи отдельно;
– когда все члены семьи заняты чтением;
4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают
вслух?
5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо
ситуация в произведении?
6.
В
состоянии
ли
он
рассказать
историю,
описать
какой-
либо
случай,
произошедший с ним?
7.
Обсуждаете
ли
Вы
с
ребенком
прочитанные
книги,
просмотренные
мультфильмы?
8.
Вспомните
книгу
Вашего
детства,
которая
произвела
на
вас
неизгладимое
впечатление.
9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите
ему почитать?
10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение,
которые читает ваш ребенок?
11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько
книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)
12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?
13. Самая «старая» книга
14. Последняя книга, купленная Вами
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Вопросы для диагностики детей
1.
Какие литературные произведения бывают?
2.
Какие сказки и рассказы вы знаете?
3.
Каких авторов вы знаете?
4.
Каких литературных героев вы знаете?
5.
Какие стихотворения вы знаете?
6.
Какие считалки вы используете в играх?
7.
Для чего нужна книга?
8.
Как появилась книга?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
«Диагностика по разделу
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
Ф.И. ребенка
Умение определять
жанр произведения,
называть любимые
сказки и рассказы.
Умение назвать
любимого детского
писателя
.
Умение
драматизировать
небольшие
произведения,
читать по ролям
стихотворения.
Знание 2 – 3
программных
стихотворения (с
напоминанием
первых строчек
литературного
произведения), 2 – 3
считалки.
Начало
проекта
Конец
проекта
Начало
проекта
Конец
проекта
Начало
проекта
Конец
проекта
Начало
проекта
Конец
проекта
1
Бабакина Лиза
2
Баженов Ярослав
3
Бурдакова Саша
4
Васильков Толик
5
Варшавский Паша
6
Клинов Егор
7
Кашипов Артем
8
Конюхов Семен
9
Крайков Дима
10
Кревоногих вадим
11
Малахов Егор
12
Мартемьянов Ник.
13
Мартемьянов Кир.
14
Наумочкин Илья
15
Некрасова Злата
16
Симчонок Матвей
17
Спирина Даша
18
Рюмин Марк
19
Свирский Егор
20
Скрипченко Артем
21
Спирина Даша
22
Терещенко Настя
23
Ушакова Дарья
24
Фотеева Марго
25
Шадрин Андрей
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Картотека рекомендуемой литературы
для детей старшего дошкольного возраста
Малые
формы
детского
фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки,
потешки и прибаутки, заклички, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и
поговорки.
«Гори,
гори
ясно…»,
«Аты-баты…»,
«Свинка
Ненила…»,
«Наша-то
хозяюшка…», «А где это видано…», «Стучит, бренчит на улице…», «По поднебесью,
братцы,
медведь
летит…»,
«У
кота
ли,
у
кота
колыбелька
золота…»,
«Скок-поскок
молодой дроздок…», «Шалтай-Болтай» (англ. нар. песенка, пер. С. Маршака) и др.
Сказки: народные сказки – «Крылатый, мохнатый да масляный», «Кот-воркот»,
«Котофей Котофеевич» (обр. И. Карнауховой), «Лисичка сестричка и серый волк» (обр. О
Капицы),
«Сивка-бурка»,
«Царевна-лягушка»
(обр.
М.
Булатова),
«Хаврошечка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А. Толстого), «Василиса прекрасная»
(обр. А. Афанасьева);
авторские сказки:
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе
Салтане,
о
сыне
его
славном
и
могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и
о
прекрасной
царевне
Лебеди»;
П
Ершов
«Конек-горбунок»;
С.Т.
Аксаков
«Аленький
цветочек»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; К Ушинский «Никита Кожемяка»; А.М.
Ремизов «Зайка»; В Гаршин «Лягушка-путешественница»; Д. Мамин-сибиряк «Сказка про
храброго зайца – Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост», «Серая шейка»; Н.
Телешов «Крупеничка»; П. Бажов «Серебряное копытце»; В. Бианки «Хвосты»,
«Как
Муравьишка домой спешил»; К Паустовский «Дремучий медведь»; Н. Сладков «Медведь
и
солнце»;
С
маршак
«Двенадцать
месяцев»;
Х.К.
Андерсен
«Стойкий
оловянный
солдатик» - пер. с дат. А Ганзен; Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» - пер. с англ. К
Чуковского; О. Уайльд «Мальчик-звезда – пер. с англ. Т.Озерской; Д. Родари «Мышка,
которая ела кошек»; Д. Биссет «Про тегренка Бинки, у которого исчезли полоски» - пер. с
англ.
Н.
Шерешевской,
«Про
поросенка,
который
учился
летать»
-
пер.
с
англ.
Н.
Шерешевской.
Стихи:
А.
Пушкин
«За
весной,
красой
природы…»
-
из
поэмы
«Цыганы»,
«Гонимы
вешними
лучами…»
-
из
поэмы
«Евгений
Онегин»,
«Унылая
пора!
Очей
очарованье!...» - из стих. «Осень», «Уж небо осенью дышало…» - из поэмы Евгений
Онегин, «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» - из поэмы Евгений Онегин; Ф Глинка
«Москва»; С Дрожжин «Привет» - «Привет тебе мой край родной…»; А Фет «Чудная
картина…»;
Ф.
Тютчев
«Весенние
воды»,
«Чародейкою
Зимою…»,
«Зима
недаром
злится…»; А Плещеев «Скучная картина!..» (отрывок), «Весна» (отрывок); А Майков
«Осень»
(отрывок);
А.К.
Толстой
«Колокольчики
мои…»;
К.
Бальмонт
«Снежинка»,
«Осень»,
«Золотая
рыбка»;
С.
Есенин
«С
добрым
утром»,
«Поет
зима
–
аукает…»,
«Береза»; К. Чуковский «Елка»; Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», «Иван Торопышкин»
(скороговорка), «Удивительная кошка»; С. Черный «Приставалка»; Н. Рубцов «У сгнившей
лесной избушки…»; И Токмакова «Ива, осинка, дуб», «Разговор Старой Ивы с Дождем»;
Э. Успенский «Если был бы я девочкой…»; Р. Сеф «Совершенно непонятно»; В. Берестов
«Читалочка»,
«Дракон»;
Г.
Сапгир
«Людоед
и
принцесса,
или
все
наоборот»;
М.
Бородицкая «Убежало молоко»; Б. Заходер «Кавот и камут»; Л. Кэрролл «Бармоглот» (пер.
с англ. Д. Орловской); Д. Чиарди «Прощальная игра» (пер. с англ. Р. Сефа).
Рассказы:
Л.
Толстой
«Косточка,
«Девочка
и
грибы,
«Два
товарища»
(басня),
«Мышка вышла гулять…», «Старый дед и внучек» (басня), «На что нужны мыши»; К
Ушинский
«Четыре
желания»,
«Утренние
лучи»,
«Играющие
собаки»;
А.И.
Куприн
«Сапсан»; М. Горький «Воробьишко»; М. Пришвин «Гаечки», «Как поссорились кошка с
собакой», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ребята и утята»; К. Паустовский «Квакша»,
«Кот-ворюга»;
В.
Бианки
«Синичкин
календарь»
(Март,
Апрель,
Май);
Е.
Чарушин
«Страшный
рассказ»;
Г.
Снегирев
«Любопытные»
(из
книги
«Про
пингвинов»);
Н.
Сладков «Осень на пороге», «Ласточка, ласточка»; В. Осеева «Почему?»; Е. Пермяк
«Смородинка», «Как Маша стала большой»; Э.Шим «Жук на ниточке», «Брат и младшая
сестра»; А. Митяев «Мешок овсянки»; Р. Погодин «Жаба» (из книги «Оттуда идут тучи»).
Этот перечень произведений можно изменять и дополнять в соответствии с
читательскими интересами конкретной детской группы, литературными предпочтениями
отдельных детей, а также индивидуального педагога.
Здесь
наш
дуб
красивый,
мудрый
–
очень
умный,
дружелюбный! Всех он выслушает нас
и совет нам
дельный даст!
Здесь мы любим почитать, в дидактические игры поиграть, ребусы и
головоломки разгадать и историю создать!
Здесь меняются сезоны: лето, осень, зимушка, весна, но
в любое время года тут
у ю т
и
красота!