Автор: Прохоркина Ольга Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Наровчат
Населённый пункт: с. Наровчат, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Соревнования на уроках математики
Раздел: полное образование
Соревнования на уроках математики
Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица; когда же
ученики работают увлеченно, азартно, то учитель испытывает
удовлетворение. Умение увлечь учеников работой и есть, в конечном счете,
педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.
У каждого учителя свои наработки, свои секреты как сделать урок
интересным, динамичным, позитивным. Мы с детьми пишем
математические сказки, играем в «Класс наоборот», делаем проекты на тему
«Математика вокруг нас».
Я хочу более подробно рассказать о командных математических
соревнованиях. Схема их совсем не сложная, правила просты и быстро
усваиваются.
Пусть ученикам в короткий срок нужно запомнить большое количество
фактов. Такая ситуация складывается, например, с таблицей квадратов чисел
до 20 или с таблицей значений тригонометрических функций для углов 0°,
30°, 45°, 60°, 90°, с формулами площадей фигур и др. Предлагая запомнить
тот или иной список, учитель одновременно объявляет, что на следующем
уроке опрос по этому материалу будет проводиться в форме соревнования.
Правила соревнования просты: все учащиеся разделяются на команды к
доске поочередно выходит представитель, которому команды соперников
задают по одному вопросу (круг вопросов всем известен, ведь ребята
заучивали ответы дома). На обдумывание ответа и его запись на доске дается
не более 5 секунд, и сразу по результатам ответа объявляется оценка.
Учитель выступает только в роли арбитра: регистрирует участников и их
ответы, ставит оценки, одним словом ведет протокол соревнования.
Когда все участники игры заканчивают свои выступления, подводятся итоги, т.
е. определяются суммы баллов, полученных каждой командой. Команда,
набравшая больше баллов, объявляется победительницей и награждается
призовым баллом, который она по своему усмотрению прибавляет к оценке
одного из своих участников.
Замечу, что времени эта игра занимает не больше, чем обычный опрос, но
проходит легко, оживленно, привлекает внимание всего класса.
Описанную схему можно применять при объяснении нового большого
материала в виде эвристической беседы. За каждый правильный ответ с
места учащийся получает жетон (картонный кружочек). По окончании
объяснения у учащихся подсчитываются жетоны. За определенное число
жетонов (оно заранее объявляется) ученик получает оценку «5» или «4»
(оценки «3» и «2» в данном случае ставить не стоит). Итоги командного
соревнования подводятся по общему числу жетонов в команде. Выигравшая
команда премируется призовым баллом. Его можно рассматривать как
дополнительный жетон тому участнику команды, который в процессе
объяснения материала набрал недостаточно жетонов для получения
хорошей оценки. Вопрос о том, кому отдать дополнительный жетон, решает
победившая команда. Чтобы выдача жетонов во время игры не отвлекала
учащихся от объясняемого материала, учитель сам, перемещаясь по
учебному кабинету, кладет жетон на стол правильно ответившего ученика.
Такая игра заставляет учеников внимательно слушать объяснения учителя,
вдумываясь в задаваемые вопросы, искать на них ответы. Кроме того, у
учителя нет проблем с накоплением оценок. И самое главное- даже скучную
и однообразную, на первый взгляд, работу эта игра сделает интересной и
увлекательной.
Надо заметить, что такие нехитрые соревнования мобилизуют на активную
работу и класс в целом, и каждого ученика в отдельности, ведь каждый из
них одновременно и участник и «болельщик». Всем интересно, насколько
правильно ответит на вопросы тот или иной ученик, при этом, конечно, и
«болельщик» старается найти правильный ответ.
Кроме активизации работы учащихся на уроке, такие соревнования несут и
воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей,
члены команды- победительницы сталкиваются с проблемой справедливого
распределения полученного призового балла, ну и, наконец, все просто
получают удовольствие от такого урока.
Эти соревнования удобны для учителя- они не требуют дополнительных
затрат сил и времени для подготовки. Проводя их неоднократно, учитель
может даже не напоминать учащимся условия игры, ребята их усваивают с
первого раза даже иногда сами вносят какие- либо дополнения и изменения
в схему игры.