Напоминание

" Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста"


Автор: Колупаева Анна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 159
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: " Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: Особенности формирования взаимоотношений детей

дошкольного возраста

Актуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального

становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками

возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на

становление его личности. И по- этому, огромное значение приобретает изучение

дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского

сада.

Общение со сверстниками – важный фактор психического развития малыша.

Потребность в общении становится его основной социальной потребностью.

Желание общаться с другими детьми способствует развитию коммуникации. Оно

является условием формирования социальных качеств его личности, проявление и

развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Общение существенно

обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Дошкольный возраст является периодом значительных изменений в

организме ребенка и считается определенным этапом созревания организма. В этот

период идет динамичное развитие и совершенствование систем организма,

развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов

центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста

является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов:

внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Вопрос становления общения детей в дошкольном возрасте сравнительно

юная, однако сильно созревающая отрасль возрастной психологии.

Родоначальником её был известный педагог Ж. Пиаже. В тридцатых годах Ж.

Пиаже заинтересовал интерес детских ученых по психологии к сверстнику, как к

немаловажному фактору и нужному относительно общественного и

эмоционального формирования детей, содействующему разрушению эгоцентризма.

Коммуникация — это невероятно существенная составная часть жизни малыша.

Ребенок завладеет приемами общения, и именно от этого зависит благополучность

в ходе взросления.

Познавательная деятельность детей - это осмысленная деятельность,

сориентированная на освоение окружающей действительности с помощью

аналогичных психологических действий, как восприятие, мышление, память,

внимание, речь.

Дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на

первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе

которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно

ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать

мышление

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает

практически весь диапазон существования человека. Межличностные

взаимоотношения выражаются в большом разнообразии сфер человеческого бытия,

которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные

психологические факторы.

Большое значение для развития и социализации ребенка имеет его

окружающая среда. Рассмотрим, как изменяется структура системы

взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Л.С. Выготский писал, что старший дошкольный возраст – это важнейший

момент в жизни малыша. У ребенка дошкольного возраста имеется две сферы

социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В дошкольном

учреждении образуется новая структура этих отношений. У дошкольника система

«ребенок – взрослый» подразделяется на «ребенок – воспитатель» и «ребенок –

родители». Система «ребенок – воспитатель» начинает определять отношение

ребенка к родителям и отношения ребенка к воспитателю. Далее, система «ребенок

– воспитатель» становится центром жизни ребенка, от неё зависит совокупность

всех благоприятных для жизни условий. Хорошие взаимоотношения с

воспитателем будет сказываться и в повседневной жизни ребенка.

Дети быстро и легко осваивают трудовые навыки вместе с ровесниками, чем

с взрослыми. В процессе совместной деятельности ребенок вступает в

эмоциональный личный контакт. В процессе взросление у ребенка растет

потребность в общении с другими детьми.

В этом возрасте появляются первые ростки коллективизма, которое

необходимо поддерживать и развивать. В более старших группах овладевают

такими сложными формами отношений, как совместное выполнение одного

задания вместе с группой. В этом случае старшие дошкольники приобретают опыт

распределения обязанностей между собой, учатся действовать вместе со своими

ровесниками . Сначала действия детей такой группы согласовывает воспитатель.

Затем, когда дошкольники овладевают навыками совместной организационной

работы, из их числа выделяется ответственный, который начинает выполнять

функции руководителя группы. Постепенно взаимоотношения детей в группе

усложняются, в группе появляются активные дети, которые выступают как ядро

коллектива. Но следует помнить, что активные дети занимают этот статус не только

с целью помощь другим, а чтобы показать свое достоинство. Нужно вовремя

замечать такие детали и разрешать их.



В раздел образования