Автор: Колупаева Анна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 159
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: " Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: Особенности формирования взаимоотношений детей
дошкольного возраста
Актуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального
становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками
возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на
становление его личности. И по- этому, огромное значение приобретает изучение
дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского
сада.
Общение со сверстниками – важный фактор психического развития малыша.
Потребность в общении становится его основной социальной потребностью.
Желание общаться с другими детьми способствует развитию коммуникации. Оно
является условием формирования социальных качеств его личности, проявление и
развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Общение существенно
обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Дошкольный возраст является периодом значительных изменений в
организме ребенка и считается определенным этапом созревания организма. В этот
период идет динамичное развитие и совершенствование систем организма,
развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов
центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста
является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов:
внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Вопрос становления общения детей в дошкольном возрасте сравнительно
юная, однако сильно созревающая отрасль возрастной психологии.
Родоначальником её был известный педагог Ж. Пиаже. В тридцатых годах Ж.
Пиаже заинтересовал интерес детских ученых по психологии к сверстнику, как к
немаловажному фактору и нужному относительно общественного и
эмоционального формирования детей, содействующему разрушению эгоцентризма.
Коммуникация — это невероятно существенная составная часть жизни малыша.
Ребенок завладеет приемами общения, и именно от этого зависит благополучность
в ходе взросления.
Познавательная деятельность детей - это осмысленная деятельность,
сориентированная на освоение окружающей действительности с помощью
аналогичных психологических действий, как восприятие, мышление, память,
внимание, речь.
Дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на
первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе
которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно
ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать
мышление
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает
практически весь диапазон существования человека. Межличностные
взаимоотношения выражаются в большом разнообразии сфер человеческого бытия,
которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные
психологические факторы.
Большое значение для развития и социализации ребенка имеет его
окружающая среда. Рассмотрим, как изменяется структура системы
взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Л.С. Выготский писал, что старший дошкольный возраст – это важнейший
момент в жизни малыша. У ребенка дошкольного возраста имеется две сферы
социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В дошкольном
учреждении образуется новая структура этих отношений. У дошкольника система
«ребенок – взрослый» подразделяется на «ребенок – воспитатель» и «ребенок –
родители». Система «ребенок – воспитатель» начинает определять отношение
ребенка к родителям и отношения ребенка к воспитателю. Далее, система «ребенок
– воспитатель» становится центром жизни ребенка, от неё зависит совокупность
всех благоприятных для жизни условий. Хорошие взаимоотношения с
воспитателем будет сказываться и в повседневной жизни ребенка.
Дети быстро и легко осваивают трудовые навыки вместе с ровесниками, чем
с взрослыми. В процессе совместной деятельности ребенок вступает в
эмоциональный личный контакт. В процессе взросление у ребенка растет
потребность в общении с другими детьми.
В этом возрасте появляются первые ростки коллективизма, которое
необходимо поддерживать и развивать. В более старших группах овладевают
такими сложными формами отношений, как совместное выполнение одного
задания вместе с группой. В этом случае старшие дошкольники приобретают опыт
распределения обязанностей между собой, учатся действовать вместе со своими
ровесниками . Сначала действия детей такой группы согласовывает воспитатель.
Затем, когда дошкольники овладевают навыками совместной организационной
работы, из их числа выделяется ответственный, который начинает выполнять
функции руководителя группы. Постепенно взаимоотношения детей в группе
усложняются, в группе появляются активные дети, которые выступают как ядро
коллектива. Но следует помнить, что активные дети занимают этот статус не только
с целью помощь другим, а чтобы показать свое достоинство. Нужно вовремя
замечать такие детали и разрешать их.