Автор: Мокрушина Оксана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №4
Населённый пункт: г. Киров Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Трехмерные макеты - пособие в образовательной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«
Трехмерные макеты - пособие в образовательной деятельности
(педагогическая ценность)»
Думаю, что педагоги, использующие метод макетирования своей работе,
найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это
интересное и увлекательное занятие.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.
Ребенок настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может
и чем может – глазами, руками.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания
окружающего мира дошкольниками.
Метод макетирования очень тесно связан с проектной деятельностью,
тематическим планированием. Например тема Зима. Мы все с вами рисуем
снег идет, снеговиков, деревья в снегу…. Лепим снеговиков, человека на
лыжах (в зависимости от возраста) и куда складываем все эти работы???
Правильно.
А мне хочется сегодня Вам показать как это можно использовать по –
другому.
Макеты – это формы организации образовательного пространства,
способствующие развитию творческого познавательного мышления,
поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого
ребенка, как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего
возраста.
Метод макетирования помогает нам применить продукты детского творчества
в РППС .
МАКЕТ «ОСЕНЬ»
Слайд цели и задачи
Цель макета: развитие игровой и познавательной активности дошкольников,
эффективное проведения образовательной деятельности.
Общие задачи:
Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой
обитания, человека, животного.
Решение конкретных задач на основе макета (моделирование
ситуации).
Развитие пространственного мышления ребенка.
Частные задачи: (решаемые в образовательной деятельности по
изобразительному искусству).
Развитие творческого воображения детей,
Повышение интереса к образовательной деятельности,
Четкое определение требуемых заданий, (слепить морских обитателей,
животных южных стран и т.д.)
Совершенствование техники и приемов лепки, аппликации и
рисования.
Использование в качестве иллюстративного или демонстрационного
материала.
-
на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;
-развитие познавательного интереса, речи;
-формирование элементарных математических представлений;
-сенсорное развитие;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие зрительного восприятия, самостоятельности.
МАКЕТ «ЗИМА».
Работа над макетом велась поэтапно, ребята сами участвовали в создании
макета.
Первый этап –это изготовление фона, аппликация «облака»
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за небом.
Задачи:
учить рисовать фон
знакомить с аппликацией из салфеток
развитие художественного воображения
развитие мелкой моторики
Второй этап -растительность, деревья. кустарники. (коллективная работа, в
технике «методом тычка», «попьемоше»)
Предварительная работа наблюдение «Деревья зимой»
Беседа «Какие деревья зимой»
Задачи:
- активизация лексического словаря;
- развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения,
фантазии;
- знакомство с новой техникой «метод тычка», «попьемоше»
Третий этап- животный мир ( берлога) , орешки для белочки.
Предварительная работа: беседа о животных леса, д/и «Чем похожи, чем
отличаются», рассматривание иллюстраций.
Задачи:
развитие общей и мелкой моторики рук
закрепление приемов лепки
продолжать знакомить со свойствами пластилина
развитие коммуникативных навыков
активизация лексического словаря
Вот такой макет «зимы» у нас получился.
Все поставленные задачи по изготовлению макета, используемые
техники должны соответствовать возрасту детей.
1.
Макет можно делать продолжительное время постепенно
заполняя его по мере изучения темы. И дальше в
самостоятельной деятельности детей.
2.
Второй вариант это может быть форма занятия…
3.
Как объединение детей разного возраста… (кружки).
Изготовление макета - это не только творческий процесс, а главным
образом это процесс приобретение знаний через самостоятельную
деятельность детей, под тактичным руководством взрослого.
Готовый макет мы использовали следующим образом:
1.
как демонстрационный материал (педагог в начале занятия на его
основе может продемонстрировать варианты выполнения работы, или
разыграть какой-либо сюжет или действие.)
2.
с детьми старшего возраста, для лепки животных в зимнем лесу, тогда
как с детьми раннего возраста можно слепить снежные комки (зимние
забавы)
3.
закрепление и обобщение знаний детей по определенной теме
4.
закреплять математические понятия как пространство, количество,
размер
5.
развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими
игрушками
6.
Развитие творческого воображения детей
7.
Повышение интереса к образовательной деятельности
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом
приобретение знаний через самостоятельную деятельность или под
тактичным руководством взрослого.
Используемые источники:
“Популярная художественная энциклопедия.” Под ред. Полевого В.М.; М.:
Издательство "Советская энциклопедия", 1986.