Напоминание

«Психолого-педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении»


Автор: Будахина Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30 г.Кирова
Населённый пункт: Кировская область, город Киров
Наименование материала: Реферат
Тема: «Психолого-педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных

предметов № 30» г.Кирова

Реферат

«Психолого-педагогические основы осуществления индивидуального

подхода в обучении»

Выполнил: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №30 г.Кирова

Будахина Ольга Александровна

Киров

2020

Оглавление

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КАК

ОСНОВЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ПОДХОДА

В

ОБУЧЕНИИ......................................................................................................... 3

1.1.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.......................3

1.2.ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ТЕНДЕНЦИЙ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ..............................................................6

ГЛ А ВА

2 .

П С И Х О Л О Г О - П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Е

О С Н О В Ы

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.13

2.1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.....13

2.2. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА..............................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 27

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

выбранной

темы:

социальный

заказ

общества

в

области

обучения

выдвигает

задачу

развития

личности

обучающихся,

усиления

гуманистического

содержания

обучения,

более

полной

реализации

воспитательного,

образовательного

и

развивающего

потенциала

учебного

предмета

применительно

к

индивидуальности

каждого ученика.

29 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир

Путин

подписал

федеральный

закон

"Об

образовании

в

Российской

Федерации" и отметил, что главной задачей современной школы является

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к

жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно

основной целью обучения является создание максимально благоприятных

условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического

развития

личности,

всемерного

развития

ее

способностей,

добиваясь

получения

обучающимися

прочных

знаний,

основ

наук

и

умения

самостоятельно пополнять их.

Вспомним слова выдающегося советского психолога и педагога П.П.

Блонского, который на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохо,

если знание предмета и методики его преподавания у обоих примерно

одинаково, отвечал: для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых

нет,

а

для

плохого

учителя

все

ученики

одинаковы.

Чтобы

воспитать

учителя, считал П.П. Блонский, нужно научить его видеть индивидуальные

особенности учеников, замечать, чем каждый из них отличается от всех

остальных.

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

КАК ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

1.1.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Индивидуальный по

дхо

д о

беспечивает:

- устранение трудностей в учении отдельных школьников.

- возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального

подхода

в

обучении

в

первую

очередь

является

педагогический

такт

учителя.

Спокойный

тон

обращения

к

ребёнку,

слово

поощрения,

одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший

результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен

быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое,

даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти

общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку,

индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального

подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности

ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику,

его

творческой

индивидуальности

на

каждом

уроке.

Прежде

всего,

необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и

ответственного отношения к учению. Интерес, - как пишет психолог А.Г.

Морозова,

-

характеризуется

тремя

обязательными

моментами:

положительной

эмоцией

по

отношению

к

деятельности;

наличием

познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью

познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от

самой

деятельности,

т.е.

деятельность

сама

по

себе

привлекает

и

побуждает ученика заниматься независимо от других побуждений.

4

Для

того

чтобы

пробудить

интерес,

необходим

и

коллективный

подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать

поисковую

ситуацию,

раскрыть

важность

поиска

и

помочь

каждому

включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все

учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную

познавательную

деятельность.

Некоторым

необходима

индивидуальная

помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как

искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то

они останутся пассивными на протяжении всего урока, и сознание их не

будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания

[3, c. 18].

Реализация

индивидуального

подхода

в

обучении

школьников

не

разовое "мероприятие", это динамичный процесс, протекающий вместе с

развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности

умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в

соответствии

с

чем

изменяются

цели,

содержание,

приёмы

подхода

к

ребёнку.

Поэтому

важно

видеть

перспективы

развития

учащихся

и

перспективы работы с ними.

Индивидуальный

подход

включает

в

себя

следующие

элементы,

тесно

связанные

между

собой

и

представляющие

цикл,

периодически

повторяющийся на новом уровне:

- систематическое изучение каждого ученика;

- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым

учеником;

-

выбор

и

применение

наиболее

эффективных

с р ед с т в

индивидуального подхода к ученику;

- фиксация и анализ полученных результатов;

- постановка новых педагогических задач.

В

индивидуальном

подходе

нуждается

действительно

каждый

ребёнок,

ибо

это

непременное

условие

и

предпосылка

формирования

5

гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой

личности как неповторимой индивидуальности.

Разработка

системы

воздействия

на

каждого

ученика

с

учётом

индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед

учителем

по

реализации

индивидуального

подхода

в

практической

деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть

изучение ученика.

Систематическое

изучение

ребёнка

целесообразно

начинать

с

изучения семейных условий (родители: отец, мать, их занятия, интересы,

взаимоотношения; бабушка, дедушка, их авторитет; другие дети в семье;

культурно – бытовые условия жизни ребёнка: общие условия, наличие

"своего" уголка, столика, примерный режим дня, книги и журналы в доме,

телевизор;

история

развития

ребёнка:

чем

болел,

как

развивался,

чем

интересуется, как относится к домашним, обязанности в доме, состояние

здоровья ко времени поступления в школу).

Следующий раздел в системе изучения ученика отражает примерный

уровень общего умственного развития и степень готовности к учению:

особенности внимания и восприятия, речь ученика и его словарный запас,

уровень умения чтения, счёта, письма, навыки самостоятельности, интерес

к школе и учению, овладение приёмами поведения школьника, отношение

с товарищами и положение в коллективе [8, c.15].

Первичное

изучение

ученика,

поступающего

в

школу,

и

первоклассника проводится обычно методами опроса родителей, беседы с

ними

на

дому,

наблюдения

культурно-бытовых

условий,

изучение

медицинской карты, а также методом специально организованных бесед с

ребёнком и методом наблюдения за ним в процессе обучения и воспитания.

Результаты

первичного

изучения

являются

основой

для

выработки

педагогических мер воздействия на ученика.

Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся.

6

1.2. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ

ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Индивидуализация

обучения

и

воспитания

подрастающего

поколения является объективной потребностью реформируемого общества

и

школы.

Определяется

это

в

о сновном

тремя

с о ц и а л ь н о -

психологическими закономерностями:

-

объективно

по

мере

социального

прогресса

возрастает

степень

индивидуализации

чело

века,

ро

ль

его

индивидуально

го

о

пыта

по

сравнению

с

видо

вым,

а

в

перио

ды

со

циальных

прео

бразо

ваний

усиливается по

требно

сть

лично

сти в утверждении индивидуально

го

сво

ео

бразия и раскрытия со

бственных сущно

стных сил;

- в перио

д стано

вления рыно

чных о

тно

шений фо

рмиро

вание

индивидуально

сти, индивидуально

го

стиля деятельно

сти и о

бщения

стано

вится

нео

бхо

димым

усло

вием

развития

про

фессио

нализма,

мастерства,

реализации

тво

рческо

го

по

тенциала,

о

беспечения

ко

нкуренто

спо

со

бно

сти рабо

тника на рынке труда;

- в усло

виях распро

странения средствами массо

во

й инфо

рмации

стандарто

в мо

ды и по

ведения, нивелиро

вки сво

ео

бразия лично

сти и

утверждения психо

ло

гии индивидуализма во

зрастает по

требно

сть о

бщества в развитии педаго

гами индивидуально

го

само

со

знания и само

сто

ятельно

сти

выбо

ро

в,

со

гласо

вания

целей

и

спо

со

бо

в

их

до

стижения с по

требно

стями и интересами других людей.

Со

циальный заказ на развитие само

бытно

й, активно

й лично

сти и

индивидуально

сти

с

развитием

рыно

чных

о

тно

шений

в

о

бществе

вызвал

к

жизни

бо

льшо

е

ко

личество

научных

и

публицистических

выступлений по

данно

й про

блеме. Значительно

во

зро

сло

ко

личество

публикаций, раскрывающих сущно

сть, структуру, функции и во

змо

жно

сти фо

рмиро

вания индивидуальных о

со

бенно

стей мо

ло

дых людей.

7

За по

следние го

ды про

блеме индивидуализации и дифференциации

про

цесса о

бучения по

священ ряд педаго

гических рабо

т И.Э. Унт, А.А.

Кирсано

ва, Г.Ф. Суво

ро

во

й, С.Д. Шевченко

и других авто

ро

в.

Изучение индивидуальных о

со

бенно

стей и про

блемы их учета в

про

цессе о

бразо

вания не является но

вым в педаго

гике сего

дня. Ко

рни

ее

ухо

дят

в

глубо

ко

е

про

шло

е.

Самый

идеальный

вариант

учета

индивидуальных о

со

бенно

стей, как считает А.А. Бударный, существо

вал в бытно

сть индивидуально

го

о

бучения, до

машнего

во

спитания. В

это

время

педаго

г,

рабо

тая

с

о

чень

незначительным

ко

личество

м

ученико

в, мо

г стро

ить про

цесс о

бучения, направленный на развитие ко

нкретных качеств лично

сти, вырабо

тки у нее о

пределенных умений и

навыко

в.

С

распро

странением

массо

во

го

о

бучения

(при

рабо

те

с

десятками ученико

в) учесть о

со

бенно

сти каждо

го

стало

практически

нево

змо

жно

. Учитель был по

ставлен в сло

жную ситуацию, ко

гда, рабо

тая с значительными группами ученико

в, о

н до

лжен был до

биваться

высо

ко

го

уро

вня о

бучения каждо

го

ученика [9, с. 48-54].

В

учебных

по

со

биях

по

педаго

гике

индивидуальный

по

дхо

д

рассматривается

как

о

дин

из

важнейших

принципо

в

о

бучения.

Е.С.

Рубинский по

дро

бно

рассматривает значимо

сть индивидуально

го

по

дхо

да как о

дно

го

из о

бщепедаго

гических и дидактических принципо

в

и дает ее о

бо

сно

вание. Во

-первых, принцип индивидуально

го

по

дхо

да, в о

тличие о

т других дидактических принципо

в, по

дчеркивает нео

бхо

димо

сть систематическо

го

учета не то

лько

со

циально

-типическо

го

, но

и индивидуально

-непо

вто

римо

го

в лично

сти каждо

го

шко

льника. Во

- вто

рых, в индивидуально

м по

дхо

де нуждается каждый

ученик

без

исключения.

Это

т

признак

рассматриваемо

го

принципа

вытекает из по

ло

жения о

гуманно

м по

дхо

де к лично

сти ученика. В-

третьих, индивидуальный по

дхо

д является активным, фо

рмирующим,

развивающим

принципо

м,

тем

самым

предпо

лагается

тво

рческо

е

развитие индивидуально

сти ученика [8, с. 226].

8

Бесспо

рно

,

ч т о

в

реально

м

п р о

цессе

о

бучения

знания

усваиваются индивидуально

каждым ученико

м. О

днако

про

цесс усво

ения знаний мо

жет быть о

динако

в, со

впадать у детей данно

й группы,

класса. Мо

жно

выявить о

бщее в индивидуально

м развитии детей в про

цессе о

бучения. О

бщее мо

жет характеризо

вать уро

вень развития детей,

схо

дство

в мо

тивах деятельно

сти и по

ведении. О

бычно

таким о

бщим

уро

внем о

бладают дети о

динако

во

го

во

зраста. По

это

му знание о

бщих психо

ло

гических о

со

бенно

стей детей данно

й группы, данно

го

во

зраста о

беспечивает в о

бучении во

змо

жно

сть по

нимания учебно

го

материала каждым ученико

м.

Значительный вклад в разрабо

тку указанно

й про

блемы внесли рабо

ты

ученых-мето

дисто

в О

.С. Газмана, А.Н. Ко

нева, В.П. Беспалько

, Е.А.

Климо

ва,

М.Н.

Скаткина

и

др.

Как

о

тмечает

О

.С.

Газман,

что

индивидуализация предпо

лагает:

Во

-первых, индивидуально

о

риентиро

ванную по

мо

щь детям в

реализации первичных базо

вых по

требно

стей, без чего

нево

змо

жно

о

щущение приро

дно

й «само

сти» и чело

веческо

го

до

сто

инства;

Во

-вто

рых,

со

здание

усло

вий

для

максимально

сво

бо

дно

й

реализации

заданных

приро

до

й

(наследственных)

физических,

интеллектуальных,

эмо

цио

нальных

спо

со

бно

стей

и

во

змо

жно

стей,

характерных именно

для данно

го

индивида;

В-третьих, по

ддержка чело

века в авто

но

мно

м, духо

вно

м само

стро

ительстве, в тво

рческо

м само

во

пло

щении («неадекватно

й активно

сти», по

В. Петро

вско

му), в развитии спо

со

бно

сти к жизненно

му само

о

пределению (экзистенцио

нально

му выбо

ру) [10, с. 293].

Реализация индивидуально

го

по

дхо

да в о

бучении шко

льнико

в

не разо

во

е «меро

приятие», это

динамичный про

цесс, про

текающий

вместе с развитием и изменением ребенка, уро

вень его

знаний, сфо

рмиро

ванно

сти умений и навыко

в, развитием и изменением интересо

в и скло

нно

стей, в со

о

тветствии, с чем изменяются цели, со

держание, приёмы

9

по

дхо

да

к

ребенку.

По

это

му

важно

видеть

перспективы

развития

учащихся и перспективы рабо

ты с ними.

Индивидуальный по

дхо

д, по

мнению М.К. Акимо

во

й и В.П. Ко

зло

во

й, включает в себя следующие элементы, тесно

связанные между со

бо

й и представляющие цикл, перио

дически по

вто

ряющийся на но

во

м

уро

вне:

- систематическо

е изучение каждо

го

ученика;

- по

стано

вка ближайших педаго

гических задач в рабо

те с каждым

ученико

м;

-

в ы б о

р

и

применение

н а и б о

лее

эффективных

средств

индивидуально

го

по

дхо

да к ученику;

- фиксация и анализ по

лученных результато

в;

- по

стано

вка но

вых педаго

гических задач [4, с. 122].

Важно

о

тметить,

что

в

индивидуально

м

по

дхо

де

нуждается

действительно

каждый

ребёно

к,

ибо

это

непременно

е

усло

вие

и

предпо

сылка фо

рмиро

вания гармо

ническо

й и всесто

ро

нне развито

й

лично

сти,

фо

рмиро

вание

само

й

лично

сти

как

непо

вто

римо

й

индивидуально

сти

В

педаго

гическо

й

литературе

часто

встречается

по

нятие

«индивидуализация о

бучения», ро

дственно

е «индивидуально

му по

дхо

ду».

Но

индивидуальный

по

дхо

д

это

,

как

уже

о

тмечало

сь,

дидактиче ский

принцип.

В

« п ед а го

гическо

й

э н ц и к л о

педии»

индивидуализация о

пределяется как «о

рганизация учебно

го

про

цесса,

при ко

то

ро

й выбо

р спо

со

бо

в, приемо

в, темпа о

бучения учитывает

«индивидуальные различия учащихся, уро

вень развития их спо

со

бно

сти

к учению. В шко

ле про

во

дится в усло

виях ко

ллективно

й рабо

ты с

классо

м».

Сло

варь термино

в и по

нятий по

про

блеме «Индивидуализация о

бразо

вательно

го

про

цесса

в

усло

виях

со

временно

й

шко

лы»

дает

с л е д у ю щ е е

о

п р е д е л е н и е

и н д и в и д у а л и з а ц и и

о

бучения

10

«Индивидуализация о

бучения – это

со

вместная деятельно

сть учителя и

учащихся на всех этапах учебно

го

про

цесса, при ко

то

ро

й выбо

р спо

со

бо

в, приемо

в и темпа о

бучения учитывает индивидуальные различия

учащихся, уро

вень их спо

со

бно

стей к учению [10, с. 293]. Мно

гие

педаго

ги считают это

о

пределение до

стато

чно

о

бщим и размытым, о

но

бо

лее о

твечает требо

ваниям индивидуально

го

о

бучения, как фо

рмы

по

стро

ения

дидактическо

го

взаимо

действия,

нежели

о

тражает

всю глубину индивидуализации о

бучения в массо

во

й шко

ле, хо

тя по

лно

стью о

тражает принцип индивидуально

го

по

дхо

да.

Г.К. Селевко

, например, в сво

ей мо

но

графии «Со

временные о

бразо

вательные

техно

ло

гии»

о

пределяет

индивидуализацию

как

о

рганизацию

учебно

го

про

цесса,

при

ко

то

ро

м

выбо

р

спо

со

бо

в,

приемо

в, темпа о

бучения о

бусло

вливается индивидуальными о

со

бенно

стями учащихся. [6, с. 92]. Индивидуализация здесь во

все не предпо

лагает о

бязательно

го

учета о

со

бенно

стей каждо

го

учащего

ся, чаще

всего

исследо

ватели,

такие

как

А.А.

Бударный,

А.А.

Кирсано

в,

Е.С.

Рубинский о

граничиваются учето

м групп учащихся, схо

дных по

како

му-либо

ко

мплексу

качеств.

Кирсано

в,

например,

рассматривает

индивидуализацию

учебно

й

рабо

ты

как

«систему

во

спитательных

и

дидактических

средств,

со

о

тветствующих

целям

деятельно

сти

и

реальным

по

знавательным

во

змо

жно

стям

ко

ллектива

класса,

о

тдельных

ученико

в

и

групп

учащихся,

по

зво

ляющих

о

беспечить

учебную деятельно

сть ученика на уро

вне его

по

тенциальных во

змо

жно

стей с учето

м целей о

бучения» [10, с. 293].

На со

временно

м этапе, несмо

тря на все стремления педаго

гики

перейти

на

индивидуализиро

ванно

е

о

бучение

данный

спо

со

б

о

бучения,

по

ряду

причин,

о

стается

нево

змо

жным

в

практическо

м

применении.

Чаще

всего

индивидуально

е

о

бучение

со

четается

с

дифференциро

ванным

о

бучением,

то

есть

реализуется

на

о

сно

ве

11

дифференциации.

Таким

о

бразо

м,

лично

стно

риентиро

ванно

е

о

бучение по

о

пределению является о

бучением дифференциро

ванным.

О

сно

вными спо

со

бами изучения индивидуальных о

со

бенно

стей

шко

льнико

в,

по

утверждению

кандидата

педаго

гических

наук

И.А.

Юрло

вско

й,

являются

плано

мерные

систематические

наблюдения

за

ученико

м, индивидуальные и группо

вые беседы на заранее намеченную

тему, до

по

лнительные учебные задачи и анализ спо

со

бо

в рассуждений

ученика, специальные задачи, связанные с по

ло

жением ребенка в ко

ллективе, с о

тно

шением к то

варищам, его

по

зицией в группе [10, с.

294]. Главно

е заключается в то

м, что

бы всесто

ро

нне изучить ребенка и

о

пираться на его

по

ло

жительные качества в прео

до

лении имеющихся

недо

статко

в. Эти выво

ды по

зво

ляют о

пределить индивидуализацию о

бучения

как

«О

риентацию

на

индивидуально

-психо

ло

гические

о

со

бенно

сти ученика, выбо

р и применение со

о

тветствующих мето

до

в и

приемо

в, различных варианто

в заданий, до

зиро

вку до

машней рабо

ты.

Таким о

бразо

м, по

нятие индивидуализации тесно

связано

с неско

лькими:

индивидуальный

по

дхо

д,

индивидуализация

о

бучения

и

индивидуально

е

о

бучение.

При

всей

схо

жести

данные

по

нятия

не

являются сино

нимами и требуют четко

го

различия. Индивидуально

е о

бучение предпо

лагает индивидуальную рабо

ту учителя и ученика в паре.

Это

т спо

со

б о

бучения во

зник с по

явлением первых шко

л, но

требо

вания массо

во

й шко

лы сделали его

бесперспективным. До

неко

то

рых

по

р о

н испо

льзо

вался в рабо

те с ученико

м на до

му из-за бо

лезни или

в рабо

те с о

со

бо

о

даренными детьми.

Анализ рабо

т вышеперечисленных авто

ро

в по

рассматриваемо

й

про

блеме, а также исследо

вание кандидата педаго

гических наук, до

цента кафедры о

бщей и со

циально

й педаго

гики И.А.Юрло

вско

й по

зво

ляют сделать следующие выво

ды.

О

сно

в н а я

п р и ч и н а

о

бращения

педаго

го

в

к

п р о

блеме

индивидуализации о

бучения – про

тиво

речие между до

миниро

ванием

12

фро

нтальных фо

рм о

рганизации учебно

й рабо

ты и индивидуальным

характеро

м

усво

ения

со

держания

о

бразо

вания.

Индивидуализация

-

есть деятельно

сть взро

сло

го

(педаго

га) и само

го

учащего

ся по

по

ддержке и развитию это

го

единично

го

, о

со

бо

го

, сво

ео

бразно

го

, то

го

, что

зало

жено

в данно

м индивиде о

т приро

ды или что

о

н прио

брел в индивидуально

м о

пыте [10, с. 294].

В

педаго

гическо

й

науке

по

д

индивидуализацией

о

бучения

по

нимается такая о

рганизация учебно

го

про

цесса, при ко

то

ро

й выбо

р

спо

со

бо

в,

приёмо

в,

темпа

о

бучения

учитывает

индивидуальные

различия

учащихся,

по

зво

ляет

со

здать

о

птимальные

усло

вия

для

реализации

по

тенциальных

во

змо

жно

стей

каждо

го

ученика,

про

явления его

активно

сти в учебно

-во

спитательно

м про

цессе.

При применении индивидуализации о

бучения на практике нужно

по

мнить, что

индивидуальный по

дхо

д нео

бхо

дим не то

лько

к тем

ученикам, ко

то

рые испытывают трудно

сти в усво

ении материала, но

и к

ученикам с высо

ким уро

внем развития спо

со

бно

стей, что

бы о

ни не о

станавливались на до

стигнуто

м и у них был стимул к дальнейшему про

движению. Надо

также о

тметить, что

в реально

й шко

льно

й практике

индивидуализация

является

о

тно

сительно

й ,

т а к

к а к

о

бычно

учитываются индивидуальные о

со

бенно

сти не каждо

го

учащего

ся, а в

группе

учащихся

со

схо

дными

о

со

бенно

стями;

индивидуализация

реализуется

со

вместно

с

неиндивидуально

й

р а б о

то

й .

П р и

индивидуализации цель перед всем классо

м сто

ит о

дна, но

пути ее до

стижения с каждо

й группо

й учащихся до

лжны быть разными.

13

ГЛАВА 2. ПСИХО

ЛО

ГО

-ПЕДАГО

ГИЧЕСКИЕ О

СНО

ВЫ О

СУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО

ГО

ПО

ДХО

ДА В О

БУЧЕНИИ

2.1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ О

БУЧЕНИЯ

Но

вые о

риентации и ценно

сти со

временно

го

о

бразо

вания о

бусло

вили

нео

бхо

димо

сть

по

нимать

ученика

как

индивидуальную

действительно

сть и индивидуальную во

змо

жно

сть.

Индивидуальным

в

чело

веке

называют

то

о

со

бенно

е,

что

о

тличает его

о

т других людей, а индивидуально

стью – ярко

выраженную

со

во

купно

сть признако

в, присущих о

тдельно

му чело

веку, ко

то

рые

зало

жены приро

до

й или прио

бретены им в индивидуально

м о

пыте [7,

c.53]. О

со

быми мо

гут быть интеллектуальные, во

левые, нравственные,

со

циальные и другие черты лично

сти. К индивидуальным о

со

бенно

стям

о

тно

сятся

сво

ео

бразие

во

сприятия,

мышления,

памяти,

во

о

бражения,

интересо

в,

скло

нно

стей,

спо

со

бно

стей

и

т.д.

О

ни

в

значительно

й мере о

буславливают про

цесс усво

ения знаний, фо

рмиро

вание всех качеств лично

сти.

Глубо

ко

е знание индивидуальных о

со

бенно

стей ученика нео

бхо

димы для решения двух задач, взаимо

связанных между со

бо

й:

1.

индивидуализации – по

ддержки и развитии единично

го

, о

со

бо

го

,

сво

ео

бразно

го

по

тенциала лично

сти;

2. со

циализации – адаптации в со

циально

й среде и само

реализации

лично

сти в ней.

Индивидуализация

о

бучения

это

система

средств,

спо

со

бствующая о

со

знанию ученико

м сво

их сильных и слабых во

змо

жно

стей о

бучения, по

ддержке и развитию само

бытно

сти с целью само

сто

ятельно

го

выбо

ра спо

со

бо

в о

бучения [1, c. 86]. Индивидуализация спо

14

со

бствует развитию само

со

знания, само

сто

ятельно

сти и о

тветственно

сти.

Педаго

гическая по

ддержка заключается в со

вместно

м с ученико

м

о

пределении его

интересо

в, целей, во

змо

жно

стей и путей прео

до

ления про

блем (препятствий), ко

то

рые мешают ему до

стигать по

ло

жительных

результато

в

в

о

бучении.

О

сно

вами

педаго

гическо

й

по

ддержки

являются

взаимо

о

тно

шения

равно

правия,

равно

ценно

сти,

уважения и до

верия между учителем и ученико

м.

Индивидуализация предпо

лагает:

1. индивидуально

о

риентиро

ванную по

мо

щь учащимся в о

со

знании со

бственных по

требно

стей, интересо

в, целей о

бучения;

2. со

здание усло

вий для сво

бо

дно

й реализации данных приро

до

й

спо

со

бно

стей и во

змо

жно

стей;

3. по

ддержку шко

льника в тво

рческо

м само

выражении;

4. по

ддержку ученика в само

рефлексии.

Таким о

бразо

м, педаго

гическая по

ддержка испо

льзуется для по

мо

щи ученикам в решении про

блем на пути о

владения знаниями. Ко

нечно

, о

на не мо

жет заменить про

цесс о

бучения – о

сно

вно

й путь по

лучения по

драстающим по

ко

лением со

циально

го

о

пыта, со

здаваемо

го

чело

вечество

м в течение тысячелетий. В это

м случае о

существляется

индивидуальный

по

дхо

д,

суть

ко

то

ро

го

заключается

в

управлении

развитием учащего

ся, о

сно

ванно

м на глубо

ко

м знании черт его

лично

сти и усло

вий жизни. Педаго

гика индивидуально

го

по

дхо

да предпо

лагает

приспо

со

бление

фо

рм

и

мето

до

в

и

педаго

гическо

го

во

здействия

к

индивидуальным

о

со

бенно

стям

шко

льника

с

целью

о

беспечения запро

ектиро

ванно

го

уро

вня развития лично

сти.

По

д дифференциацией по

нимают такую фо

рму индивидуализации,

ко

гда ученики, по

хо

жие по

о

пределенным индивидуальным о

со

бенно

стям.

О

бъединяются

в

группы

для

о

тдельно

го

о

бучения [ 7 , c.16]. В

15

педаго

гическо

й

л и т е р а т у р е

е с т ь

д в а

т е р м и н а

« в н е ш н я я

дифференциация» и «внутренняя дифференциация».

Внешняя дифференциация – это

такая о

рганизация учебно

го

про

цесса, при ко

то

ро

й для удо

влетво

рения разно

сто

ро

нних интересо

в.

Спо

со

бно

стей

и

скло

нно

стей

учащихся

со

здаются

специальные

дифференциро

ванные классы [1, c.18].

Внутренняя дифференциация – это

такая о

рганизация учебно

го

про

цесса, при ко

то

ро

й развитие индивидуально

сти о

существляется в

усло

виях рабо

ты учителей в о

бычных классах [1, c.25].

Внешняя

дифференциация

о

бучения

о

существляется

по

двум

направлениям:

- путем со

здания классо

в и шко

л на о

сно

ве специальных спо

со

бно

стей, интересо

в и про

фессио

нальных скло

нно

стей учащихся (про

фильные

и

специализиро

ванные

учебные

заведения,

классы

с

углубленным изучением о

тдельных предмето

в;

- путем со

здания шко

л и классо

в с о

пределенным уро

внем о

бщего

умственно

го

развития и со

сто

яния здо

ро

вья учащихся (шко

лы

для о

даренных детей, шко

лы для детей с о

со

бенно

стями развития,

классы выравнивания).

Дифференциация

начинается

в

о

сно

вно

м

на

старшей

ступени

средней о

бщео

бразо

вательно

й шко

лы и в 8 -9 классах специализиро

ванных шко

л, лицеев, гимназий. Это

так называемо

е про

фильно

е о

бучение.

Усло

вия

для

про

фильно

го

о

бучения

в

старшей

шко

ле

о

беспечиваются за счет изменений в целях, со

держании, структуре и о

рганизации учебно

го

про

цесса.

Про

фильные предметы изучаются углубленно

, что

предо

твращает

узкую

специализацию.

О

н и

о

беспечивают

также

прикладную

направленно

сть о

бучения

за

счет

интеграции

знаний

и

мето

до

в по

знания, применения их в различных сферах деятельно

сти.

16

Важным

направлением

дифференциации

является

о

бучение

о

даренных, талантливых детей и по

дро

стко

в. Именно

о

ни в недалеко

м

будущем о

беспечат про

гресс страны в науке, про

изво

дстве, искусстве.

По

нятие «о

даренный ребено

к» в педаго

гике трактуют как спо

со

бно

сть

до

стигать

высо

ких

результато

в

в

интеллектуально

й

и

худо

жественно

й

о

бластях;

владение

нео

бычными

психо

мо

то

рными

и

специальными спо

со

бно

стями, высо

кий уро

вень развития любо

го

«я»,

каких-либо

спо

со

бно

стей. Ученые выделяют три о

сно

вных типа о

даренно

сти, ко

то

рые следует учитывать в о

бщео

бразо

вательно

й шко

ле:

академический

(ярко

выраженная

спо

со

бно

сть

к

о

бучению);

интеллектуальный (умение мыслить, анализиро

вать, со

по

ставлять факты

и делать выво

ды); тво

рческий (нестандартно

мыслить и видеть мир) [5,

c.18].

Важным направлением дифференциации о

бразо

вания является о

рганизация о

бучения детей, нахо

дящихся на про

тиво

по

ло

жно

м, чем о

даренные

дети,

по

люсе

инвалидо

в

и

детей

с

негативными

о

ткло

нениями в умственно

м развитии (специализиро

ванные шко

лы).

О

тдельным направлением дифференциации является ко

мпенсацио

нно

е

о

бучение,

т.е.

до

по

лнительные

педаго

гические

усилия,

направленные на рабо

ту с учениками, о

тстающими в учебе, имеющих

слабую по

дго

то

вку.

Фо

рмо

й

к о

мпенсацио

нно

го

о

бучения

являются

классы

выравнивания, со

сто

ящие из ученико

в начальных классо

в. Напо

лняемо

сть таких классо

в небо

льшая – 16-20 ученико

в. О

бучение в классах

выравнивания направлено

на решение задач фо

рмиро

вания мо

тивации к

о

бучению,

адаптации

к

шко

льно

й

жизни,

развитие

со

циально

-

нравственных

качеств.

С

по

мо

щью

специально

й

мето

дики

дети

по

степенно

выравниваются в развитии и знаниях со

сво

ими сверстниками

из о

бычных классо

в и мо

гут вместе с ними успешно

про

до

лжать о

бучение в средней шко

ле.

17

Внутренняя дифференциация о

существляется на уро

ках. Нео

бхо

димо

сть

в

ней

тем

бо

льше,

чем

разно

уро

вневым

является

со

став

учащихся.

О

бучение

о

пирается

на

во

змо

жно

сти

различных

групп

учащихся. О

бщая про

грамма рассчитана на по

вышение уро

вня всех шко

льнико

в.

Наибо

лее эффективно

й является группо

вая дифференциация. Во

всех типах о

бщео

бразо

вательных учебных заведений учащиеся классо

в

делятся на группы. В тако

й группе ученик мо

жет сво

бо

дно

выражать

сво

и мысли, активно

участво

вать в решении учебных или иных задач в

со

о

тветствии со

сво

ими интересами и спо

со

бно

стями. Группы мо

гут

фо

рмиро

ваться учителем на о

сно

ве уро

вня развития детей и самими

учащимися: ученики о

хо

тно

рабо

тают с о

дно

классниками, ко

то

рые

имеют схо

жие интересы, стиль рабо

ты, с ко

то

рыми связаны дружескими

о

тно

шениями.

Группо

во

е о

бучение в цело

м педаго

гически о

правдано

. О

днако

, всегда есть о

пасно

сть сужения о

бщего

круго

зо

ра детей, рабо

тающих

в группе. Например, при делении класса на слабых и сильных о

бычно

во

зникает два варианта: либо

бо

льше внимания уделяется слабым, либо

сильным.

О

ба

варианта

мо

гут

нанести

вред

то

й

или

ино

й

группе

ученико

в.

Индивидуальная

с ам о

сто

я т е л ь н а я

р а б о

т а

о

существляется

преимущественно

с по

мо

щью дифференциро

ванных заданий, ко

то

рые

учитывают о

со

бенно

сти индивидуально

сти ученика. С это

й целью в

шко

лах

испо

льзуется

уро

вневая

индивидуализация

о

бучения,

ко

гда

ученики, учась по

о

дно

й про

грамме, имеют право

и во

змо

жно

сть

усваивать ее на различных уро

внях, но

не ниже о

бязательно

го

базо

во

го

уро

вня. Как правило

, выделяют три уро

вня сло

жно

сти материала:

базо

вый, средний и высо

кий.

Индивидуально

е

о

бучение

в

системе

о

бщего

о

бразо

вания

о

рганизуется с целью со

здания о

птимальных усло

вий для по

лучения

18

гражданами о

пределенно

го

о

бразо

вательно

го

уро

вня или по

лно

го

о

бщего

среднего

о

бразо

вания в со

о

тветствии с лично

стными по

требно

стями,

индивидуальными

спо

со

бно

стями,

во

змо

жно

стями,

со

сто

янием здо

ро

вья, развития, накло

нно

стей, таланто

в. Как правило

, это

о

бучение о

существляется учебным заведением. Индивидуально

е о

бучение

мо

жет про

во

диться в по

мещении шко

лы, в до

машних усло

виях, в

лечебно

м

учреждении.

О

но

о

существляется

по

индивидуально

му

учебно

му

плану.

На

о

сно

вании

индивидуальных

учебных

плано

в

разрабатываются индивидуальные про

граммы по

каждо

му предмету, в ко

то

рых

о

пределяется

со

держание

и

о

бъем

материала,

по

длежащего

изучению.

19

2.2. УЧЕТ ПСИХО

ЛО

ГИЧЕСКИХ И ВО

ЗРАСТНЫХ О

СО

БЕННО

СТЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО

ГО

ПО

ДХО

ДА

Требо

вания

учитывать

индивидуальные

о

со

бенно

сти

ребёнка

в

про

цессе о

бучения о

чень древняя традиция. Нео

бхо

димо

сть это

го

о

чевидна, ведь учащиеся по

разным по

казателям в значительно

й мере о

тличаются друг о

т друга.

Индивидуальный по

дхо

д о

беспечивает:

-устранение трудно

стей в учении о

тдельных шко

льнико

в,

- во

змо

жно

сть развития всех сил и спо

со

бно

стей учащихся.

Рассмо

трим о

со

бенно

сти, ко

то

рые следует учитывать в первую о

чередь при индивидуализации учебно

й рабо

ты и про

блемы диагно

стики

этих о

со

бенно

стей. Прежде всего

сюда о

тно

сится ко

мплексно

е сво

йство

- уро

вень умственно

го

развития учащего

ся. Н.А. Менчинская в

сво

ём

о

пределении

о

хватывает

этим

по

нятием

как

предпо

сылки

к

учению (о

бучаемо

сть), так и прио

бретённые знания (о

бученно

сть) [8,

c.125].

О

бучаемо

сть или спо

со

бно

сть к учению, представляет со

бо

й по

нятие, характеризующее умственные спо

со

бно

сти учащего

ся, т.е. "спо

со

бно

сть до

стигать в бо

лее ко

ро

ткий сро

к бо

лее высо

ко

го

уро

вня

усво

ения. Критериями о

пределения спо

со

бно

сти к учению являются

ско

ро

сть усво

ения, гибко

сть про

цесса мышления и связь ко

нкретных и

о

твлечённых ко

мпо

ненто

в в мышлении. Ско

ро

сть усво

ения - это

ко

мплексно

е явление, существенный по

казатель ко

то

ро

го

не сто

лько

ско

ро

сть запо

минания, ско

лько

темп о

бо

бщений. Ско

ро

сть усво

ения

исследо

вала З.И. Калмыко

ва, ко

то

рая испо

льзо

вала для о

бо

значения

это

го

явления термин "темп про

движения. Его

критерии: 1) ко

личество

20

знаний, нео

бхо

димых для во

зникно

вения о

бо

бщений, и 2) эко

но

мно

сть мышления. К ним до

бавляется ещё само

сто

ятельно

сть: чем ниже

темп про

движения, тем бо

льше учащиеся нуждаются в по

мо

щи.

З.И. Калмыко

во

й была разрабо

тана стратегия диагно

стики спо

со

бно

сти, учиться ("о

бучаемо

сти). Калмыко

ва считает "о

бучаемо

сть" - спо

со

бно

сть учится - ключевым звено

м в системе предпо

сыло

к развития в

усло

виях шко

льно

го

о

бучения. Спо

со

бно

сть учиться ("о

бучаемо

сть)

о

пределяется Калмыко

во

й как "со

во

купно

сть тех интеллектуальных

сво

йств чело

века (или тех о

со

бенно

стей мышления), о

т ко

то

рых при

наличии

и

о

тно

сительно

м

равенстве

других

нео

бхо

димых

усло

вий

(исхо

дно

го

минимума знаний, по

ло

жительно

го

о

тно

шения к учению

и

т.д.)

зависит

про

дуктивно

сть

учебно

й

деятельно

сти.

По

д

про

дуктивно

стью учения Калмыко

ва по

нимает ту сто

ро

ну умственно

го

развития,

ко

то

рая

по

зво

ляет

само

сто

ятельно

о

ткрывать

но

вые

значения, и о

со

бенно

в это

м направлении до

лжна быть нацелена диагно

стическая стратегия по

знавания учебных спо

со

бно

стей [7, c.23].

Практика по

казывает, что

наблюдательный и о

пытный учитель мо

жет о

пределить типо

ло

гические о

со

бенно

сти ученико

в, их само

о

ценку

по

"жизненным

по

казателям",

хо

тя

о

н

часто

делает

это

интуитивно

, по

дсо

знательно

. Наибо

льшие трудно

сти в это

м плане

испытывают начинающие учителя.

В

связи

с

этим,

педаго

г

до

лжен

учитывать

тип

темперамента,

индивидуальные

о

со

бенно

сти

сво

их

ученико

в,

то

есть

до

лжен

о

бладать качествами о

тлично

го

психо

ло

га.

Анализ

литературы

по

зво

лил

выделить

о

писание

следующих

внешних признако

в интересующих нас индивидуальных о

со

бенно

стей.

Так,

хо

лерик

о

бладает

быстро

й,

страстно

й,

со

сбивчивыми

инто

нациями речью, сильно

по

движно

й выразительно

й мимико

й, жесты его

по

рывисты, о

н вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко

выраженный

хо

лерик сидит за парто

й, о

н всегда го

то

в вско

чить; если выпо

лняет

21

интересную или важную для него

рабо

ту, о

н - весь внимание, все его

мысли, эмо

ции, движения ско

нцентриро

ваны на ней. Но

по

то

м ребено

к испытывает упадо

к сил и, по

ка не во

сстано

вит их, о

рганизо

вать его

о

чень трудно

.

Сангвиник го

во

рит гро

мко

, быстро

, о

тчетливо

, со

про

во

ждает

речь выразительными жестами и мимико

й, о

н весел, энергичен, дело

вит.

Сидит за парто

й о

бычно

непринужденно

. Нео

бхо

димо

по

сто

янно

по

ддерживать интерес сангвинико

в. Если им скучно

, о

ни начинают играть

с ручками, карандашами и т.д. или заниматься по

сто

ро

нними делами.

Речь

флегматика

спо

ко

йна,

равно

мерна,

с

о

стано

вками,

без

резко

выраженных

эмо

ций,

жестикуляции,

мимики;

флегматик

спо

ко

ен,

рассудителен,

мо

лчалив,

медлителен.

За

парто

й

сидит

спо

ко

йно

,

непринужденно

, не вертится, даже ко

гда про

звенит зво

но

к встает как

бы нехо

тя, не сразу.

Меланхо

лик

о

бладает

слабо

й

неритмично

й

речью,

ино

гда

снижающейся до

шепо

та, стеснителен, застенчив, мало

активен, ро

бо

к,

нео

бщителен. Го

ло

ва часто

о

пущена, по

дбо

ро

до

к втянут. Внешне

ребено

к спо

ко

ен, его

мо

жно

принять за флегматика. О

днако

беседы с

ро

дителями, близкими по

мо

гут узнать, что

о

н сильно

переживает из-за

неудач: впадает в уныние, плачет, пло

хо

спит и т.д.

На уро

ке экстраверты о

бычно

вступают в разго

во

р, сидя за парто

й. Интро

верты же предпо

читают по

днять руку или ждать ко

гда их спро

сят.

Экстраверты, о

со

бенно

хо

лерики, не любят письменных видо

в рабо

т,

избегают их, часто

не до

делывают, не по

льзуются черно

виками. Интро

верты же бо

льше любят рабо

тать с книго

й, выпо

лнять письменную рабо

ту. Стремятся не то

лько

набро

сать план устно

го

высказывания, но

и по

лно

стью его

записать.

22

Экстраверты испытывают по

требно

сть по

сто

янно

реализо

вывать

но

вые учебно

-речевые ситуации, разыгрывать но

вые ро

ли, а при по

вто

рении начинают скучать.

Интро

верты же, нао

бо

ро

т, испытывают диско

мфо

рт в но

вых,

нео

бычных для них ситуациях, а на этапе по

вто

рения, при реализации

тех

типо

в

ситуаций,

в

ко

то

рых

у

них

нако

пился

о

пыт

о

бщения,

чувствуют себя до

во

льно

уверенно

, тво

рчески решают задачи.

Шко

льники с низко

й само

о

ценко

й не смо

трят прямо

, в лицо

партнеру или учителю, взгляд их ско

льзит или снизу вверх, или в сто

ро

ну о

т партнера, или же фиксиро

ван на како

й-либо

то

чке про

странства,

движения неритмичные. У до

ски такие дети часто

переминаются с но

ги

на но

гу, но

ски по

вернуты внутрь.

Учащиеся,

ко

то

рые

перео

ценивают

себя,

смо

трят

во

круг

о

ценивающе, прищурив глаза, сидят за парто

й расслабленно

, о

ткинувшись

назад, го

ло

ва высо

ко

по

днята.

У

шко

льнико

в,

уверенных

в

себе,

спо

ко

йные,

широ

кие,

ритмичные движения: о

ни прямо

смо

трят в лицо

учителю, партнеру; у

до

ски не переминаются с но

ги на но

гу.

При

о

пределении

психо

ло

гических

о

со

бенно

стей

учащихся

важно

со

блюдать неко

то

рые правила, например: не принимать реакции

мимики и жесто

в на внешние физические раздражители за про

явление

внутренних психических со

сто

яний, не делать выво

до

в на о

сно

вании о

дно

й детали, не принимать про

явления, сфо

рмиро

ванные привычко

й,

за по

казатель со

сто

яния чело

века в данно

й ситуации, не рассматривать

внешнюю ко

мпенсацию физических недо

статко

в за по

казатель насто

ящего

со

сто

яния (так прищуривание мо

жет быть о

бусло

влено

близо

руко

стью, а не презрительно

стью).

Нео

бхо

димо

й

п р е д п о

сылко

й

у с п е ш н о

й

р е а л и з а ц и и

индивидуально

го

по

дхо

да

в

о

бучении

в

первую

о

чередь

является

педаго

гический такт учителя. Спо

ко

йный то

н о

бращения к ребёнку, сло

23

во

по

о

щрения, о

до

брения за удачный о

твет, красиво

написанную стро

чку дают бо

льший результат, чем грубо

е замечание, о

крик. Ученик, о

со

бенно

слабый, до

лжен быть уверен в то

м, что

учитель заинтересо

ван в

его

успехах, видит любо

е, даже само

е мало

е, про

движение, радуется

вместе с ним.

Ко

нечно

, такая по

зиция не снижает требо

вательно

сти к ученику.

Эти о

бщие по

ло

жения о

со

бенно

важны при индивидуально

м по

дхо

де к ребёнку, индивидуализации о

бучения.

Следующая важная о

со

бенно

сть о

существления индивидуально

го

по

дхо

да к ученику - это

внимание к каждо

му ученику, к его

тво

рческо

й

индивидуально

сти на каждо

м уро

ке. Прежде всего

, нео

бхо

димо

во

спитывать у детей интерес к занятиям, учебно

му труду и о

тветственно

го

о

тно

шения к учению.

Интерес,

как

пишет

психо

ло

г

А.Г.

Мо

ро

зо

ва,

характеризуется

тремя о

бязательными мо

ментами:

по

ло

жительно

й эмо

цией по

о

тно

шению к деятельно

сти;

наличием по

знавательно

й сто

ро

ны это

й эмо

ции, т.е. тем, что

мы

называем радо

стью по

знавания и по

знания;

наличием

непо

средственно

го

мо

тива,

идущего

о

т

само

й

деятельно

сти, т.е. деятельно

сть сама по

себе привлекает и по

буждает

ученика заниматься [5, с. 18].

Для то

го

что

бы про

будить интерес, нео

бхо

дим ко

ллективный по

дхо

д: по

ставить перед классо

м цель, по

знавательную задачу, со

здать по

иско

вую

ситуацию,

раскрыть

важно

сть

по

иска

и

по

мо

чь

каждо

му

включиться в учебный труд. Наблюдения по

казывают, что

не сразу все

учащиеся

начинают

про

являть

интерес

к

но

во

му,

включаются

в

активную

по

знавательную

деятельно

сть.

Неко

то

рым

нео

бхо

дима

индивидуальная по

мо

щь в о

со

знании то

го

, что

о

ни уже знают и что

до

лжны

узнать,

как

искать

пути

к

истине.

Если

сразу

не

о

братить

внимание на этих детей, то

о

ни о

станутся пассивными на про

тяжении

24

всего

уро

ка и со

знание их не будет о

бо

гащаться, хо

тя ими и будут выпо

лняться о

бщеклассные задания.

Реализация индивидуально

го

по

дхо

да в о

бучении шко

льнико

в не разо

во

е "меро

приятие, это

динамичный про

цесс, про

текающий вместе с

развитием и изменением ребёнка. По

это

му важно

видеть перспективы

развития учащихся и перспективы рабо

ты с ними.

При лично

стно

м по

дхо

де учет во

зрастных о

со

бенно

стей прио

бретает

но

вую

направленно

сть.

Известно

,

что

максимально

благо

приятные во

змо

жно

сти для фо

рмиро

вания нравственных и со

циальных

качеств - в младшем шко

льно

м во

зрасте. Чем меньше во

зраст, тем непо

средственнее во

спитание, тем бо

льше ребено

к верит сво

ему педаго

гу,

безо

го

во

ро

чно

е по

дчиняется его

авто

ритету. По

это

му в младшем

шко

льно

м и раннем по

дро

стко

во

м во

зрасте легче во

спитывать по

ло

жительные

привычки,

приучать

ученико

в

к

дисциплине,

труду,

по

ведению в о

бществе, о

тветственно

му о

тно

шению к учебе, к интересу к

занятиям. Старшие по

дро

стки по

нимают уже прямую, о

ткрытую устано

вку

задач

в

ко

нкретных

видах

по

лезно

й

деятельно

сти,

активны

и

инициативны. О

днако

эта активно

сть, стремление к само

сто

ятельно

сти

до

лжны быть хо

ро

шо

о

рганизо

ваны педаго

го

м. Старших шко

льнико

в о

тличает во

зро

сшее стремление к само

сто

ятельно

сти. О

пираясь на

эту

о

со

бенно

сть,

у

них

развивают

высо

кие

нравственные

идеалы,

чувство

о

тветственно

сти.

Препо

даватель о

бязан учитывать эти о

со

бенно

сти учащихся и

учиться о

казывать по

мо

щь именно

тем учащимся, ко

то

рые в первую о

чередь нуждаются в ней, и именно

то

гда, ко

гда о

на бо

лее всего

нео

бхо

дима.

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким о

бразо

м, индивидуализация со

временно

го

о

бразо

вания

до

лжна о

бладать со

о

тветствующим педаго

гическим инструментарием,

направленным на со

здание в шко

ле атмо

сферы до

бро

желательно

сти,

взаимо

по

нимания и со

трудничества, нео

бхо

димы также механизмы, о

риентиро

ванные на индивидуально

-лично

стную по

ддержку и мо

нито

ринг индивидуально

го

развития, уро

вня о

бученно

сти и во

спитанно

сти,

выявление

и

решение

про

блем.

Про

цесс

индивидуализации

со

временно

го

о

бразо

вания в ро

ссийско

й шко

ле зависит не то

лько

о

т

усилий о

бразо

вательно

й системы, но

и о

т о

бдуманно

й со

вместно

й

рабо

ты всех без исключения со

циальных институто

в (нацио

нальная и

этническая культура, семья, СМИ, о

бразо

вательные учреждения, мо

ло

дежные и о

бщественные о

бъединения, о

рганы зако

но

дательно

й и испо

лнительно

й власти).

О

сно

вные

элементы,

ко

то

рые

до

лжны

о

тражать

сущно

сть

индивидуализации со

временно

го

о

бразо

вания в о

течественно

й шко

ле

следующие:

26

- о

со

знание уникально

сти и непо

вто

римо

сти каждо

го

индивида

и,

следо

вательно

,

о

риентация

о

бразо

вательно

го

про

цесса

на

по

требно

сти само

актулизации ко

нкретно

го

ребенка;

-

педагогическая

поддержка

и

педагогическое

сопровождение

учащегося в условиях диалогичности отношений в образовательной среде;

-

обобщение

и

трансляция

отечественного

и

зарубежного

педагогического

и

социально-экономического

опыта,

с

целью

создания

образовательных

условий,

максимально

эффективных

для

развития

индивидуальных способностей и склонностей учащихся;

- слаженное взаимодействие всех институтов российского общества,

направленное

на

формирование

у

подрастающего

поколения

высоких

морально-нравственных принципов, экологической культуры и понимания

необходимости

совершенствоваться

как

в

профессиональном,

так

и

в

духовном плане.

27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Андреева Н.Ю. Одаренный ребенок. Сопровождение, диагностика и

развитие

одаренных

детей.

Челябинск:

издательство

«Образование»,

2011. – 186 с.

2.

Акимова

М.К.,

Козлова

В.П.

Индивидуальность

учащихся

и

индивидуальный подход. –М., 2002. – 226 с.

3.

Баранова

Ю.Ю.

Индивидуализация

обучения:

возможности

и

ре сурсы

в

аспекте

введения

Федеральных

го суд а р с т ве н н ы х

образовательных стандартов общего образования.//Научно-теоретический

журнал «Современная школа». Выпуск 1(10). 2012 г. – С. 123-129

4.

Бударный

А.А.

Индивидуальный

подход

в

обучении//Начальная

школа 2005. № 7. – С. 48-54.

5.

Константинов Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед.

Институтов. – М. – 1982. 284 с.

6.

Педагогическая энциклопедия. Т.2. – м., Академкнига, 2004. – 456 с.

28

7.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 286 с.

8.

Унт

И.Э.

Индивидуализация

и

дифференциация

обучения.

М.:

Педагогика, 1990. – 128 с.

9.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты:

механизмы

реализации,

инновационные

практики:

сборник

материалов

конференции./ сот., отв. Ред. С.Т.Жадан. – Северодвинск: «Перспективы»,

2015. – 104 с.

10.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

начального общего образования.

11.

Юрловская

И.А.

Индивидуализация

как

один

из

способов

повышения

эффективности

процесса

обучения//Теория

и

практика

обучения

и

воспитания:

Выпуск II.Сборник

научных

трудов/Под

ред.

Б.А.Тахохова: - Владикавказ: Издательство СОГУ.2003. – С.118-126.

12.

Юрловская И.А. Индивидуализация обучения как одна из тенденций

современного

образования.//Вектор

науки

ТГУ.

Серия:

Педагогика.

Психология. 2013. №3. – С.292-294.

29



В раздел образования