Автор: Сайфуллина Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект урока по теме "Решение линейных неравенств с параметрами", для учащихся 8-9 классов по алгебре.
Раздел: среднее образование
Конспект урока по алгебре в 9 классе
по теме: «Линейное неравенство с одной переменной».
Класс: 9
Цель занятия: закрепить умение решать линейное неравенство с одной переменной,
научиться решать простейшие линейные неравенства с параметрами.
Задачи:
отработать умение решать линейное уравнение с одной переменной;
рассмотреть простейшие линейные неравенства с параметрами;
научиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний,
индивидуально и в группах, используя коммуникативные навыки;
cформировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД:
Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать их способы проверки.
.Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать достигнутый
результат.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию невраждебным для оппонентов образом.
Личностные: умение контролировать свои действия; развитие культуры речи;
формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения,
формирование устойчивой мотивации к изучению алгебры.
Тип занятия: урочное (элективное)
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор,
экран,
карточки
для
проведения
рефлексии,
учебник
алгебра-9
А.Г.Мерзляк,
В.Б.Полонский для общеобразовательных оганихаций.
Ход урока
1.Организационныйэтап.(2мин)
Цели этапа:
Создание благоприятного психологического настроя на работу;
Мотивация к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Уч.- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я начну словами Конфуция «Давай
наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество».
-Как вы понимаете эти слова?
-Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
-Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к нашему уроку? (дети отвечают)
Демонстрация портрета Конфуция и краткой биографии с помощью проектора и
компьютера. «Китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун-цзы) родился около 551
года до нашей эры в семье мелкого чиновника, происходившего из обедневшего знатного
рода. ... Умер Конфуций в возрасте 72 лет, Конфуций рос трудолюбивым, отзывчивым и
умным ребенком. Так как семья была ограничена в средствах, мальчику пришлось
заниматься самообразованием. В Китае того времени огромное значение придавалось
изучению искусства.
Грамотный молодой человек устраивается на работу учетчиком зерна, потом скота.
Конфуций сделал успешную карьеру на государственной службе, но ушел в отставку и
занялся другого рода деятельностью. Он много путешествовал, объездил все царства и
провинции Китая, раздираемые междоусобными войнами.
Досконально изучая жизнь людей всех сословий, он всегда имел много слушателей,
учеников и последователей. Учитель написал много книг, самой основной по философии
считается его трактат под названием «Беседы и суждения».
Историки называют близкий круг его учеников, который состоял из 70 человек. Имена 26
из них точно установлены. Всего при жизни мыслителя 3 тыс. молодых людей являлись
его учениками. Многие книги дописывались уже не самим основателем учения, а его
последователями.
Сформулированные, подробно описанные и пропагандируемые им добродетели:
человеколюбие;
справедливость;
рассудительность;
искренность.
2 этап. Актуализация знаний.10 мин
Цели этапа: Актуализация опорных знаний
Учитель : внимание, на проектор:
Найти соотношение: 1задание. а) 15х ≤ - 45; б) -15х ≤ 45; в) 15х > - 45; г) -15х >
- 45
1)
x< 3 2) x >-3 3) x> 3 4) x ≤ -3 5) x ≥ -3 6) х ≤ 3
ответ: а-4 б-5 в-2 г-1
2
задание. Решите: 1.│х│>0 и выберите правильный ответ: 1) ( -∞; 0) ; 2) (-∞; 0) и
(0; +∞) ; 3) (0; +-∞) ; 4) (--∞; +-∞) ; 5) нет решения; 6)
{
0
}
; 7) нет правильного
ответа
Ответ: 2
2.│х│< 0 и выберите правильный ответ: 1) ( -∞; 0) ; 2) (-∞; 0) и (0; +∞) ; 3) (0; +-∞) ;
4) (--∞; +-∞); 5) нет решения. 6)
{
0
}
;
7) нет правильного ответа
Ответ: 5
3.│х│≤ 0 1) ( -∞; 0) ; 2) (-∞; 0) и (0; +∞) ; 3) (0; +-∞) ; 4) (--∞; +-∞); 5) нет решения.
6)
{
0
}
; 7
¿
нет правильного ответа
Ответ:6
4.│х│≥0 1) ( -∞; 0) ; 2) (-∞; 0) и (0; +∞) ; 3) (0; +-∞) ; 4) (--∞; +-∞); 5) нет решения. 6)
{
0
}
; 7) нет правильного ответа
Ответ: 4
1)
3 задание. Решите неравенство 4-х<5 и укажите наименьшее целое число. 2) -122х>0
укажите наименьшее целое число
3)
3 x
−
15
16
≤ -1 укажите наибольшее целое число
Ответ:0,-1,-1
Учитель: Ребята, что вы решали только что? -- Неравенства линейные.
И как назовем тему урока? --«Линейные неравенства с одной переменной»
Какую цель мы поставим перед собой? --Продолжить изучение линейных неравенств.
Учитель: «Хорошо. Посмотрите на доску и скажите, что вы видите?(№161написать на
доске). Что за буква а? (параметр). Существует ли такое значение а, при котором не имеет
решение неравенство:1) ах
¿
3х+4; 2) (а
2
–а-2) х≤ а-2.
Поэтому я предлагаю скорректировать цель урока: помимо того, что мы «продолжаем
решение линейных неравенств», научиться решать простейшие линейные неравенства с
параметрами.
3 этап. Решение упражнений
Уч. 1. Решите из учебника № 161
2. 3(4a - x) < 2ax + 3;
4 этап. Физкультминутка. 1 мин
Цель этапа: -Смена вида деятельности и обеспечение эмоциональной разгрузки
учащихся.
•
Быстро встали, улыбнулись.
•
Выше-выше потянулись.
•
Ну-ка плечи распрямите,
•
Поднимите, опустите.
•
Вправо, влево повернитесь,
•
Рук коленями коснитесь.
•
Сели, встали, сели, встали.
•
И на месте побежали.
5 этап. Решение более сложных неравенств с параметрами.
Цель этапа:
-проверка усвоенности учащимися материала
закрепление материала и решение сложных заданий;
Коррекция отработки нового способа действий.
Учитель контролирует правильность решения и разъясняет при затруднениях
а) abx + b > ax + 3;
б)
в) ax + b > cx + d;
г)
6 этап. Домашнее задание №160,162,164,158
Цель этапа: -Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения
домашнего задания.
7 этап. Подумай-ка! «Сколько сыновей и внуков»?
Я присел на скамейку рядом с двумя стариками и услышал, как один говорит другому «у
каждого из моих сыновей столько же сыновей, сколько у меня, и поэтому число
моих внуков превышает пятьдесят, но все же меньше восьмидесяти. Смекни-ка,
сколько всего сыновей в этой компании»? Как надо рассуждать?
8 этап. Подведение итогов урока.
Цель этапа:
Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
Организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке как направлений
будущей учебной деятельности.
- Ребята, а теперь подведём итоги изучения темы.
Учитель задаёт вопросы:
Выполнили ли задачи, поставленные в начале урока?
Почему так считаете?
Какие трудности возникли при изучении и закреплении темы?
Какое значение для вас имеют полученные знания?
Подтвердились ли высказывание Конфуция
9. Рефлексия.- Ребята, молодцы, хорошо работали на уроке. Теперь оцените свою
работу на уроке
Закончите предложение
Сегодня мне удалось
Было трудно
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я
разобрался
Я похвалил бы себя
Особенно мне понравилось
После урока мне захотелось
И хочу закончить урок словами «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик - кто
падал и вставал».«Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить
ошибку».Урок окончен. До свидания!